Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Hard skills обучающихся по специальности Дизайн (по отраслям) и методы их формирования

05.12.2022 211 257
Николаева Наталья Ивановна
Николаева Наталья Ивановна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Выбирая профессию или специальность, будущие студенты в основном руководствуются ее актуальностью, собственным интересом и, конечно, доходностью.

Одна из таких специальностей, которую осваивают наши студенты-  дизайнер (по отраслям), со специализацией в дизайн интерьера. В последнее время она набирает все большую популярность, поскольку люди стали больше ценить свое время и хотят получить уже готовый продуманный продукт. Дизайнер обладает способностью видеть не отдельные детали интерьера, а то, как все эти детали будут смотреться в конечном итоге. Красивая дверь из одного магазина, великолепная люстра из другого, и роскошный комод из третьего в результате могут слиться в полный диссонанс. Рано или поздно ситуацию придется исправлять, покупать новые предметы и жалеть, что не посоветовались с дизайнером.

Если рассматривать преимущества специальности можно выделить следующие:

-  высокая востребованность на рынке;

-    высокая оплата труда;

- постоянное творческое развитие;

- возможность работать на фрилансе;

- перспектива работы в известных компаниях.

Так что же нужно, чтобы освоить интересную специальность дизайнера (по отраслям)? Какие HS необходимо развить у студентов?

  1. Чувство стиля. Кому-то это дано от природы, а кто-то должен постоянно работая, формировать и развивать его.

Задача формирования чувства стиля сегодня актуальна как никогда: запрос на «стильные и «авторские» интерьеры в современном обществе очень высок. Но универсальной методички и инструкции как этому научить не существует.

На занятиях по МДК.01.01 Дизайн - проектирование (композиция, макетирование, современные концепции в искусстве), студент имеет возможность проводить сравнительный анализ стилей, разбирать интерьер на основные элементы. Самостоятельно выявляются преимущества и недостатки разбираемых интерьеров. Большая роль в этой работе отводится визуальному опыту (насмотренности).

Современные стили постоянно видоизменяются по субъективным и объективным причинам. Поэтому необходимо в режиме «нон-стоп» нарабатывать свой «банк идей». Ни одной проектной работы мы не начинаем без наработки этого «банка».

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что результат может быть успешным только при условии, что студент и педагог будут действовать как единомышленники. в творческом тандеме. Есть студенты, имеющие довольно средние способности (не буду пока называть фамилии, т.к. они пока еще учатся), которые очень внимательно и чутко работают в творческом тандеме с преподавателем, начинают генерировать интересные, креативные идеи.

Всегда говорю студентам, что нужно почувствовать себя комфортно внутри стильного интерьера, и не следовать жестко стилевым канонам, допуская импровизацию. Например, в выпускной квалификационной работе Гущина Елена выполнила свой интерьер в сложном стиле «джапанди», совмещающем в себе японский и скандинавский стили.. Получилось интересно и очень атмосферно.  

  1. 2. Пространственное мышление, понимание масштабов и размеров.

Это позволяет представить будущий результат, не реализуя его физически.

 Пространственное воображение - это умение мысленно моделировать, определять соотношения между отдельными элементами изображения, мысленно изменять их взаимное расположение, расчленять фигуру на части или «склеивать» ее из имеющихся частей, «представлять» различные конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях.

Использование на занятиях МДК02.01 Выполнение художественно-конструкторских проектов в материале сочетаний различных геометрических моделей дает толчок развитию пространственного и творческого воображения. Составляя различные силуэты, используя сочетания фигур, студенты осваивают основы объемно-пространственной , фронтальной композиции.

Создание интерьеров во фронтальной и угловой перспективах -способ построения гармоничного пространства на плоскости листа. Это формирует у студентов структурное восприятие, пространственное мышление и представление.

Знание законов эргономики и зонирования пространства позволяет дизайнеру интерьера делать максимально удобные и продуманные планировочные решения, что в свою очередь отразится на удобстве проживания в интерьере и на качестве жизни в целом. При выполнении проектов студенты обязательно предлагают не менее 3-х вариантов зонирования, обязательно обосновывая выбор одного из них.

Выполняя во время учебной практики проект барной стойки, студенты представляют не только чертежи, но и масштабный макет проекта.

Предварительно обязательно выполняем мини-проект кафе, в который на практике уже подбираем стойку, соответствующего стиля и размеров.

  1. Умение читать и создавать чертежи.

Чтобы перевести свои идеи в грамотный план работы, необходимо постоянно создавать и уметь читать чертежи. План монтажа и демонтажа, размещение предметов мебели, план пола, потолка, планы и развертки стен с размещением отделочных материалов- весь комплект чертежей выполняется студентами для того, чтобы перенести процесс проектирования в создание реального интерьера!

  1. Знание всех современных отделочных материалов и работ с ними

Если же рассматривать дизайнера интерьера во всей его специфической уникальности, то основным навыком Hard skills (сверх уже озвученных универсальных) я бы назвала - материаловедение.  Дизайнер интерьера по сути изобретает материальную реальность, и он просто обязан знать "что бывает" и понимать "как оно работает".  Именно этот навык делает возможной реализацию идей дизайнера. Генерируя идеи без этого навыка, дизайнер делает только половину работы, обрекая свое произведение на искаженную реализацию, а иногда и на невозможность реализации. По словам Чарльза Имса- "Дизайн — это план расположения элементов таким образом, чтобы они наилучшим образом соответствовали определенной цели." Дизайнер обязан знать эти самые элементы, чтобы обеспечить их соответствие цели.

  1. Выражать свои архитектурные замыслы с помощью компьютерных программ, видео и графики.

Знание основного софта для дизайнера (Archicad — программный пакет для архитекторов, CorelDRAW, 3D Max и многие другие). На освоение этих программ обычно уходит несколько лет, их основы мы используем в создании проектов и, конечно, главного- Дипломного проекта.

Помимо хорошего оборудования и программ, дизайнеру необходимо вложить очень много сил и средств для собственного образования. Опыт тоже немаловажен, т.к. некоторые вещи не расскажет ни один преподаватель - все познается на практике.  Поэтому, практический опыт имеет важнейшее значение. Здесь студент реально может испытать собственные силы, оценить свои возможности, научиться работать в команде.  Взаимодействуя с заказчиками, студент приобретает опыт общения с заказчиками и вырабатывает еще один необходимый навык . Это –стрессоустойчивость, т.к конфликтные ситуации неизбежны.

Я повторюсь, если скажу, что сегодня высоко ценится авторский стиль, индивидуальность, атмосферный личностный интерьер. Но для того, чтобы развить эти способности, необходим индивидуальный подход к обучающемуся. Это очень сложно, существует множество приемов, можно использовать тестирование, но для меня удобнее всего оценить личностные качества студента по его ассоциативным образам. Даю задание на выполнение монограммы: скомпоновать 3 буквы своих инициалов и животное, с которым себя ассоциирует студент. Необходимо выразить наиболее значимую (по мнению студента) черту характера. По этой работе можно определить психологический портрет и понять, как лучше работать с этим человеком.

Таким образом, чтобы освоить актуальные для данной специальности Hard skills, требуются постоянные интеллектуальные усилия самого студента и грамотное тьюторское сопровождение педагогов, тогда в процессе учебы со временем эти навыки развиваются и укрепляются. Преподаватель, в свою очередь, должен постоянно следить за современными тенденциями и технологиями, использовать их для решения учебных задач в педагогической деятельности

В заключение хочу сказать следующее. Если сравнивать результаты выпускной квалификационной работы 2020,2021,2022 г.г. , можно увидеть, что выпускники-дизайнеры демонстрируют высокое качество знаний, количество дипломов с отличием также увеличивается. Это подтверждает результативность работы коллектива педагогов по формированию Hard skills у студентов указанной специальности.

Необходимыми предложениями по улучшению качества обучения я считаю:

  • Улучшение технической базы, установку обязательного пакета программ для дизайнеров: Archicad-24, 3ds Max, приложение Аrtlantis и др;
  • Усиление преподавательского состава специалистами с профильным дизайнерским образованием;
  • Сокращение в некоторых междисциплинарных курсах экономической составляющей в пользу замены ее элементами архитектурной физики. Именно она позволяет изучать и рассчитывать показатели зрительного, акустического, теплового комфорта внутри проектируемого интерьера, которые также считаю элементами ХС. Отмечаю это в связи с предложенной примерной программой по МДК 01.03 Методы расчета основных технико-экономических показателей проектирования.
  • Расширение мест прохождения практики в сторону профильных организаций, занимающихся дизайнерскими проектами.

В процессе обучения в техникуме, будущие дизайнеры получают необходимую базу для развития Hard skills.  Но студентам необходимо самостоятельно в непрерывном режиме развивать и совершенствовать навыки, развивать креативное мышление, искать новые идеи.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Hard skills обучающихся по специальности Дизайн (по отраслям) и методы их формирования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*