Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самовоспитание как необходимая составляющая учебно-воспитательного процесса

05.12.2022 409 582
Зинченко Нина Анатольевна
Зинченко Нина Анатольевна, мастер производственного обучения

Мокряк Елена Николаевна
Мокряк Елена Николаевна, мастер производственного обучения

Жаворонков Алексей Васильевич
Жаворонков Алексей Васильевич, мастер производственного обучения

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Одной из важнейших социально-политических линий образования является обеспечение высокой конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Чтобы выжить в условиях рынка, сегодня не обойтись без глубоких профессиональных знаний, широкого кругозора, высокой культуры, гражданской активности, предприимчивости [3].

В современных условиях, когда резко повышается значимость профессиональной подготовки, роль самовоспитания обучающихся возрастает, она приобретет значение важного фактора - успешной подготовленности к выполнению своего гражданского долга.

Рынок может и должен стать мощным стимулом для развития чувства хозяина, самостоятельности и самодеятельности каждого специалиста. Поэтому сегодня очень важно выдвижение на первый план задачи побуждения каждого обучающегося к самовоспитанию и повышения индивидуальной ответственности за его результат.

Условием успешной учебно-воспитательной работы в учебном заведении является создание благоприятных условий для самовоспитания обучающихся, путем раскрытия перед ними поля возможных ответственных выборов и их последствий, при том, что окончательное решение всегда должен принимать сам воспитуемый.

Важнейшим условием внимания обучающегося к тому, что раскрывает перед ним преподаватель, выступает безусловное принятие его преподавателем и признания за ним права на любой ответственный выбор без того, чтобы быть отвергнутым. Предъявляемые выше требования к личности будущего специалиста актуализируют проблему формирования личностных качеств, способствующих развитию у него внутренней свободы, как показателя его подлинной зрелости, способности к созидающей продуктивной деятельности – учебной и производственной. Но, совершенствование себя – процесс далеко не простой. Необходимо, чтобы обучающийся ясно понимал цель, представлял процесс в целом и отдельные его этапы, знал методы самосовершенствования, самовоспитания и умел всю свою волю, чувства, мысли концентрировать на достижении поставленных задач.

Самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.

Воспитание - лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно только тогда, когда следствием этого воздействия является самовоспитание. Оно представляет относительно самостоятельный процесс и является в основном результатом воспитательных воздействий.

Таким образом, самовоспитание - важнейшая сторона воспитания, реализуемая под влиянием педагогов и социальной среды на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств человека происходит под влиянием как воспитания, так и самовоспитания.

Педагогическая энциклопедия дает следующее толкование: «самовоспитание – систематическая и осознанная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование положительных качеств, и преодоление отрицательных» [1]. Следовательно, можно сделать вывод, что формирование личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию внутренней свободы - результат самовоспитания [2].

В развитии самовоспитания прослеживают ряд этапов.

Первый этап - мотивационный. На этом этапе должна возникнуть потребность в работе над собой. Важно понимание значимости применяемых усилий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую педагогическую задачу. Эффективность самовоспитания учащихся находится в определенной зависимости от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха.

Второй этап - программный. Это определение программы самовоспитания, последовательности работы по самосовершенствованию.

Третий этап - поисковый. Учащиеся стремятся попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.

Четвертый этап - рефлексивный. На этом этапе происходит оценка своего саморазвития, проектируются новые задачи и пути их решения.

Самовоспитание требует познания человеком самого себя, адекватной самооценки и волевых усилий, направленных на изменение определенных черт личности.В процессе самовоспитания, обучающиеся должны осуществлять следующие действия:

  • анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая себя с другими, идеалом, давать оценку, выделять свои негативные качества личности, от которых предстоит избавиться;
  • ставить цели и разрабатывать программу деятельности по самосовершенствованию одних и устранению других качеств;
  • участвовать в различных видах деятельности: трудовой, учебной, профессиональной, познавательной - по достижению поставленных задач с помощью волевых усилий;
  • осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать [4].

Самовоспитанием регулярно занимаются немногие обучающиеся, поэтому заметных успехов добиваются лишь единицы.

Самовоспитание большинства обучающихся нуждается в педагогическом стимулировании, что предполагает управление саморазвитием личности, сочетание целей воспитания и самовоспитания. Педагог должен решать целый комплекс задач, способствующих формированию у обучающихся адекватной самооценки, включая их в различные виды деятельности, участвуя в которых они выполняют социальные роли.

Стимулирование связано с разрешением основного противоречия - между достигнутым уровнем развития обучающихся и теми требованиями, которые к ним предъявляет общество. Процесс стимулирования самовоспитания предполагает диагностику самовоспитания, организацию разносторонней жизнедеятельности обучающихся.

Диагностика самовоспитания - это изучение того, насколько осознанно, целенаправленно, разносторонне, регулярно, активно сами обучающиеся развивают свою личность, что их к этому побуждает или, что мешает этому процессу.

Диагностика позволяет педагогу проследить саморазвитие каждого, осуществить личностный подход к обучающимся.

Формирование установки на самовоспитание происходит в процессе разнообразной деятельности и осуществляется в коллективе, поэтому от педагога требуется организация совместной деятельности всех обучающихся, их коллективных усилий в решении общих задач. В дружном коллективе развиваются основные морально-волевые качества: ответственность, организованность, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность, происходит взаимовлияние друг на друга [6].

Развитие самодисциплины и социальной ответственности – условие благополучия каждого и общества в целом.

Педагоги должны пропагандировать те области самовоспитания, в которых усилия обучающихся незначительны, видеть противоречия между уровнем развития обучающихся и предъявляемыми к ним требованиями, корректировать или формировать их жизненные цели, знакомить со средствами и приёмами развития личности и способами работы над собой.

Воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание.

Почему надо заниматься самовоспитанием?

Безусловно, можно сказать, что это общественная необходимость - как писал классик, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Но это и личная необходимость. Каждому из нас есть над чем работать, в каждом есть то, что необходимо совершенствовать и то, что надо устранять. У каждого есть для этого возможности - это важно, прежде всего, для самого человека - для его самореализации, самоутверждения, если хотите, для семейной жизни, для личного благополучия, для счастья.

Без самовоспитания не преодолеть трудностей, не достичь желаемого, не стать Человеком.

Вот почему сегодня, как никогда, возрастает роль и значение самовоспитания каждого из нас. Мы ничего не изменим, если не изменимся сами. Всё в нас! Поэтому каждый человек, независимо от своего возраста и положения должен, прежде всего, заниматься самовоспитанием. Особенно это касается тех, кто призван воспитывать других, ибо «воспитатель должен быть воспитан» [5].

Следует, однако, помнить, что самовоспитание не всесильно и не может изменить те черты, которые даны человеку от природы.

В то же время возможна самокоррекция проявлений своего индивидуального стиля отношений с окружающими.

Педагогическое стимулирование самовоспитания представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении их в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации.

Осуществляя педагогическое стимулирование самовоспитания, педагоги должны учитывать предшествующий опыт воспитанников, в том числе и опыт работы над собой.

Эффективность стимулирования самовоспитания учащихся находится в определенной зависимости от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Всякая деятельность человека, ее цели, способы, результаты заранее программируются в его сознании. При достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов человек переживает внутреннее удовлетворение, радость успеха. Если же намеченные цели не реализуются, он испытывает чувство неудовлетворенности, психического напряжения.

Таким образом, самовоспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс колледжа, где создается атмосфера сотрудничества, взаимной требовательности и самокритичного отношения к себе.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Самовоспитание как необходимая составляющая учебно-воспитательного процесса




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*