Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование преподавателем знаний по педагогике и психологии как неотъемлемая составляющая успеха

24.11.2022 137 188
Бубнова Ольга Сергеевна
Бубнова Ольга Сергеевна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

На сегодняшний день процесс обучения стал не просто процессом научения, это творческий процесс по воспитанию подрастающего поколения. Нужно не просто научить детей учиться, нужно еще и научить их думать. Педагог – центральная фигура в процессе обучения. От его мастерства и умения зависит судьба ученика. Каждый педагог должен быть не только высококвалифицированным специалистом, но и тонким психологом, чтобы подобрать тот самый ключ к своему ученику. Только так, применяя в комплексе знания по педагогике и психологии, можно добиться качественных результатов.

 

«Хороший учитель – это человек,

знающий психологию и педагогику,

понимающий и чувствующий, что

без знания науки о воспитании

работать с детьми невозможно»

 

 Василий Александрович Сухомлинский

 

Для того чтобы хорошо преподавать, необходимо обладать рядом способностей, необходимых в педагогической деятельности, это: организаторские, коммуникативные, гностические способности, педагогическое воображение, наблюдательность, требовательность, педагогический такт, распределение внимания.

Комплекс педагогических способностей связан с личностными качествами учителя, с его общей и специальной подготовкой. Это даёт возможность активизировать и развивать недостающие элементы педагогических способностей за счёт уже сложившихся качеств личности. Только в деятельности испытываются, обобщаются и укрепляются соответствующие способы действий, выявляются те личные качества человека, которые характеризуют индивидуальный стиль его умственной и практической работы. Педагог должен обладать широким взглядом на жизнь, богатой эрудицией, а это значит постоянно читать, анализировать, интересоваться многим и разным, напряжённо размышлять. Педагог должен суметь изучить и понять индивидуальность каждого ученика.

Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Педагог К. Н. Игумнов считал, что среди учеников класса всегда выделяются как бы два полюса – наиболее сильный ученик (или группа), как положительный момент для оценки работы педагога и наиболее слабый ученик (или группа), который заставляет преподавателя искать новые средства обучения. Педагог должен умело сочетать и личные, и профессиональные качества и использовать их для успешного проведения каждого урока – места и времени общения педагога и ученика. Именно на уроке ученик получает все необходимые знания и воспитывается как личность. Каждый педагог, как творческая неповторимая личность, применяет на уроке свой стиль, свои приёмы, но некоторые принципы и положения должны быть использованы на каждом уроке любым педагогом, независимо от темы и формы его построения.

Одним из важных условий успешной работы педагога является использование дидактических принципов, как в течение всего курса обучения, так и на отдельном уроке.

Все методы, правила, которыми педагог пользуется на уроке, должны иметь научные обоснования. Для этого необходимо изучать работы известных музыкантов, хорошо владеть приёмами игры на домре, знать специфику инструмента. Конечно, научно-обоснованные методы педагог должен умело сочетать с методами, которые имеют неповторимый творческий характер.

Активность и творческий подход педагог должен развивать и у ученика, что в большей степени зависит от уровня педагогического руководства. Обучение будет тем эффективнее, чем яснее поставлена и осмысленна учащимся цель предстоящей работы, намечены пути.

Материал должен быть доступным, но не упрощённым. Завышенные требования могут отрицательно сказаться на формировании ученика. Для этого необходимо знать индивидуальные способности каждого ученика, уровень его развития, а также следить за подбором материала, не усложнять его и не делать слишком простым, последовательно переходить от простого к более сложному. Упрощённые задания не развивают ученика, а снижают его интерес к занятиям. Поэтому учитель должен знать, что от системности и последовательности учебного процесса, доступности изложения материала зависит прочность и глубина полученных знаний.

В работе необходимо учитывать возраст ученика, его индивидуальные особенности: характер и темперамент. Прежде всего, учитель должен смотреть как бы изнутри своего ученика, то есть, прислушиваться к его словам, советоваться с ним, стараться не проявлять догматизма. Самое лёгкое для педагога – дать ученику готовую схему повышения, казалось бы, самую верную и точную. Но тогда все будут одинаковыми. Самое трудное – увидеть, в пусть неумелом обращении, самостоятельное, своё и помочь ученику «вытянуть» это, создать собственный план действий. Именно в этом заключается сложность педагогического процесса, в который сам педагог должен вложить всё своё мастерство и практический опыт.

И большую помощь в этом ему окажет наука – психология. Знание психологии поможет учителю познать не только учащегося, но и самого себя, развивать и корректировать свои психологические свойства, процессы, поведение и управлять ими, а так же повлияет на гармоничное развитие личности. К формированию личности учителя имеют прямое отношение не только мотивы, которыми он руководствуется, но и цели, которые перед собой ставит. Такие необходимые творческому человеку качества, как энергия, активность, выносливость в труде, пробуждаются у него лишь при наличии определённых целей. Известный психолог Л.В. Выготский указывал, что многое из нерешённого, несделанного в жизни – результат не слабости воли, как обычно полагают, а слабого видения целей. Чем яснее цель, тем яснее она диктует средства для её достижения… ЧТО определяет КАК.

Важными свойствами личности также являются – выдержка и самообладание. Педагог должен всегда, в любой обстановке управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением, но это не значит сдерживать свои чувства. Очень важна способность контролировать свое настроение. Уроки должны проходить в доброжелательной и умеренно жизнерадостной обстановке. От психологического настроя учителя зависит психологическое состояние ученика.

В педагогической деятельности необходимо использовать метод наблюдения – способность понять ученика, его постоянные и временные психологические состояния, разобраться в типах темпераментов, понять разнообразные характеры и воспитать положительные черты каждого.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование преподавателем знаний по педагогике и психологии как неотъемлемая составляющая успеха




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*