Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок как фактор формирования профессиональных компетенций специалиста

24.11.2022 28 41
Клобукова Светлана Евгеньевна
Клобукова Светлана Евгеньевна, преподаватель

Кировский технологический колледж

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса и качество обучения, это, прежде всего, качество урока.

В настоящее время перед преподавателем открыта эпоха творчества, представлено право самостоятельно определять формы и методы учебной деятельности. Психолого-педагогическая наука и передовая практика указывает на различные пути совершенствования учебного процесса. Это и проблемное, программированное «опережающее обучение», блочное, модульное, компьютерное обучение.

Распространение получили лекция, семинарские занятия, самоконтроль, оппонирование, интегрированное обучение.

Первая цель преподавателя - научить студентов учиться. То есть создать условия для того, чтобы обучаемый мог самостоятельно решать учебные и познавательные задачи. За этим стоит мотивация, за этим стоит способность использовать разные источники знаний, определенные умения.

Вторая цель преподавателя - развивать способность студентов слушать и выполнять самостоятельно какую - либо работу. Это требует от преподавателя подготовки учебного материала в различных формах так, чтобы лекции вызывали у студентов постоянную заинтересованность в изучении нового материала. 

Теоретический материал необходимо излагать кратко и доступно. Умело проводя ассоциации и параллели с жизненными ситуациями и подчеркивая возможность успешного применения полученных знаний на практике.

Важное место в конструировании урока занимает постановка целей.

Существует мнение, что необязательно ставить цели к каждому уроку, достаточно определить их к теме, между тем обучает и воспитывает каждый урок, поэтому и цели обязательны для каждого урока.

Важным фактором успешного урока является хорошая его подготовка. Урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным. 

Главное на уроке - организация деятельности студентов, а не преподавателя. Главная задача преподавателя - не только дать студентам определенную сумму знаний, а развивать у них интерес к учению (научить их учиться).

Урок нельзя считать современным, если он проведен без наглядности и технических средств обучения. Без хорошо продуманной технологии обучения трудно организовать усвоение материала программ. 

Непременным условием является четкость изложения материала, выделение главного, запись основных понятий в конспектах.

После объяснения необходимо вкратце повторить основные этапы нового материала, подчеркнуть еще раз главное. 

Важны также четкое структурирование урока, рационально подобранные методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками, развитие творческого мышления. 

Важным является определение формы организации обучения (урок, лекция, семинар, деловая игра, лабораторно-практическая работа) и формы организации учебной деятельности студентов (индивидуальная, групповая, парная, фронтальная).

В педагогической деятельности большой популярностью пользуются уроки-практикумы. Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению.

Основной формой их проведения являются практические работы, на которых студенты самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. На практических работах доминирующей составляющей является процесс формирования конструктивных умений студентов.

Основным способом организации деятельности студентов на практикумах является парная и индивидуальная форма работы.  

Средством управления учебной деятельностью студентов при проведении практикума служит инструкция, которая последовательно устанавливает действия студента.

Структура уроков-практикумов:

- сообщение темы, цели, задач практикума;

- актуализация опорных знаний и умений студентов;

- мотивация учебной деятельности студентов;

- ознакомление студентов с инструкцией;

- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

- выполнение работы студентами под руководством преподавателя;

- составление отчета;

- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Также в педагогической практике популярны уроки-экскурсии, которые обогащают знания студентов, устанавливают связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами, развивают творческие способности студентов, их самостоятельность, организованность, воспитывают положительное отношение к учению.

Основой качества обучения является и контроль знаний. Цель его не только проверить знания, но и углубить, раскрыть, обобщить и систематизировать.

Опрос должен подводить студентов к новому, следуя правилу дидактики: от неизвестного к известному. Опрос может быть устный - фронтальный, индивидуальный, урок-зачет, письменный - контрольная работа, самостоятельные работы, проверка практических умений и навыков - практическая работа, сборка схем. 

Важным является рациональное использование средств обучения, междисциплинарная связь, самостоятельная работа, индивидуальный подход, профессиональная направленность.

Общество ждет от системы образования подготовки активной личности, способной к сознательному жизнетворчеству, умеющей ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанного стандартными требованиями, осознанно оценивая свою деятельность.

Работодатель заинтересован в подготовке компетентного специалиста, активного, самостоятельного, гибкого, с нестандартным мышлением, с общей и профессиональной культурой. 

Поэтому проблема формирования профессиональных компетенций приобретает особую значимость в учебном и воспитательном процессе.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Урок как фактор формирования профессиональных компетенций специалиста




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*