Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаУрок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса и качество обучения, это, прежде всего, качество урока.
В настоящее время перед преподавателем открыта эпоха творчества, представлено право самостоятельно определять формы и методы учебной деятельности. Психолого-педагогическая наука и передовая практика указывает на различные пути совершенствования учебного процесса. Это и проблемное, программированное «опережающее обучение», блочное, модульное, компьютерное обучение.
Распространение получили лекция, семинарские занятия, самоконтроль, оппонирование, интегрированное обучение.
Первая цель преподавателя - научить студентов учиться. То есть создать условия для того, чтобы обучаемый мог самостоятельно решать учебные и познавательные задачи. За этим стоит мотивация, за этим стоит способность использовать разные источники знаний, определенные умения.
Вторая цель преподавателя - развивать способность студентов слушать и выполнять самостоятельно какую - либо работу. Это требует от преподавателя подготовки учебного материала в различных формах так, чтобы лекции вызывали у студентов постоянную заинтересованность в изучении нового материала.
Теоретический материал необходимо излагать кратко и доступно. Умело проводя ассоциации и параллели с жизненными ситуациями и подчеркивая возможность успешного применения полученных знаний на практике.
Важное место в конструировании урока занимает постановка целей.
Существует мнение, что необязательно ставить цели к каждому уроку, достаточно определить их к теме, между тем обучает и воспитывает каждый урок, поэтому и цели обязательны для каждого урока.
Важным фактором успешного урока является хорошая его подготовка. Урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным.
Главное на уроке - организация деятельности студентов, а не преподавателя. Главная задача преподавателя - не только дать студентам определенную сумму знаний, а развивать у них интерес к учению (научить их учиться).
Урок нельзя считать современным, если он проведен без наглядности и технических средств обучения. Без хорошо продуманной технологии обучения трудно организовать усвоение материала программ.
Непременным условием является четкость изложения материала, выделение главного, запись основных понятий в конспектах.
После объяснения необходимо вкратце повторить основные этапы нового материала, подчеркнуть еще раз главное.
Важны также четкое структурирование урока, рационально подобранные методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками, развитие творческого мышления.
Важным является определение формы организации обучения (урок, лекция, семинар, деловая игра, лабораторно-практическая работа) и формы организации учебной деятельности студентов (индивидуальная, групповая, парная, фронтальная).
В педагогической деятельности большой популярностью пользуются уроки-практикумы. Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению.
Основной формой их проведения являются практические работы, на которых студенты самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. На практических работах доминирующей составляющей является процесс формирования конструктивных умений студентов.
Основным способом организации деятельности студентов на практикумах является парная и индивидуальная форма работы.
Средством управления учебной деятельностью студентов при проведении практикума служит инструкция, которая последовательно устанавливает действия студента.
Структура уроков-практикумов:
- сообщение темы, цели, задач практикума;
- актуализация опорных знаний и умений студентов;
- мотивация учебной деятельности студентов;
- ознакомление студентов с инструкцией;
- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;
- выполнение работы студентами под руководством преподавателя;
- составление отчета;
- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
Также в педагогической практике популярны уроки-экскурсии, которые обогащают знания студентов, устанавливают связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами, развивают творческие способности студентов, их самостоятельность, организованность, воспитывают положительное отношение к учению.
Основой качества обучения является и контроль знаний. Цель его не только проверить знания, но и углубить, раскрыть, обобщить и систематизировать.
Опрос должен подводить студентов к новому, следуя правилу дидактики: от неизвестного к известному. Опрос может быть устный - фронтальный, индивидуальный, урок-зачет, письменный - контрольная работа, самостоятельные работы, проверка практических умений и навыков - практическая работа, сборка схем.
Важным является рациональное использование средств обучения, междисциплинарная связь, самостоятельная работа, индивидуальный подход, профессиональная направленность.
Общество ждет от системы образования подготовки активной личности, способной к сознательному жизнетворчеству, умеющей ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанного стандартными требованиями, осознанно оценивая свою деятельность.
Работодатель заинтересован в подготовке компетентного специалиста, активного, самостоятельного, гибкого, с нестандартным мышлением, с общей и профессиональной культурой.
Поэтому проблема формирования профессиональных компетенций приобретает особую значимость в учебном и воспитательном процессе.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Урок как фактор формирования профессиональных компетенций специалиста
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.