Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПрактические занятия по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии направлены как на достижение учебных целей – обретение соответствующих компетенций, так и на формирование у обучающихся самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни в обществе.
Практические занятия обучающихся является одним из видов учебной деятельности обучающихся, целями которой являются:
Выполнение практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии направлено на формирование следующих общих компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам, ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности, ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
При выполнении практических занятий могут быть запланированы или использованы следующие формы:
В практике проведения практических занятий мною отдается предпочтение такой форме, как работа с философским произведением. Цель проводимых практических занятий - помочь обучающимся в усвоении вопросов теории, в приобретении ими необходимых навыков для самостоятельного изучения первоисточников по учебной дисциплине. При работе с текстом философского произведения осуществляется выработка навыков самостоятельного поиска информации, решения теоретических и практических задач, обобщения, компетентного участия в обсуждении вопросов практического задания. Кроме того, каждый студент имеет возможность проверить, насколько он усваивает учебный материал, принять участие в обсуждении, высказать и защитить свою точку зрения на ту или иную проблему, изучаемую в курсе учебной дисциплины.
При работе с философским произведением задача преподавателя дать обучающимся методы работы с философским произведением. Для того, чтобы этот процесс был успешным, необходимо с первых теоретических занятий по учебной дисциплине приучать студентов к работе с философскими произведениями. Так например при изучении истории философии ссылаться на произведения философов, читать их фрагменты вслух, определять тему, проблемы, поднятые автором.
Если на практическом занятии проводится работа с текстом философского произведения, то перед началом выполнения заданий преподавателю следует провести инструктаж по выполнению задания, который включает рекомендации по работе с философским произведением, цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
Наиболее важными по работе с философским произведением являются следующие рекомендации для студентов:
Заданиями по работе с философским произведением могут быть следующие: составление тезисов, конспект, ответы на вопросы к тексту, выписывание цитат автора и др.
В форме тезисов может быть выполнено как письменное задание, так и подготовлено устное выступление. В тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой утвердительной форме раскрывается их основное содержание.
Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. В конспект можно включать и собственные замечания, размышления (как правило, на полях).
Как составить конспект философского произведения? После ознакомления с произведением следует составить его план, записать название источника, указать автора, год издания работы. Конспективную запись следует разделить на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы можно подчеркивать наиболее важные положения, делать пометки на полях.
В курсе учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии мною предусмотрены практические занятия, которые предполагают работу с философским произведением. Обучающимся предлагается не просто прочитать текст произведения автора, но и ответить на вопросы к данному произведению или составить тезисы.
При выполнении задания по вопросам к тексту следует придерживаться следующих рекомендаций: внимательно прочтите текст; вернитесь в тексте к той части, в которой изложен ответ на поставленный вопрос; прочтите внимательно эту часть текста, выделите главное; составьте ответ к заданному вопросу в виде конспекта или тезисов.
В практике проведения практических занятий мною запланировано четыре практических занятия с текстами философского произведения, когда обучающимся предлагается ответить на вопросы к произведению, составить тезисы.
Таблица 1
Темы практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
№ п/п |
Наименование практического занятия |
Количество часов |
1. |
ПЗ № 1. Работа с текстами: Платон «Апология Сократа», работа с философским словарем: смысл понятий – рациональность, понятийность, логичность, дискурсивность |
2 |
2. |
ПЗ № 3. Работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» |
2 |
3. |
ПЗ № 6. Работа с текстами: Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея» |
2 |
4. |
ПЗ № 9. Работа с текстами: Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Письма 1-5. |
2 |
Так, при работе с философским произведением Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» предлагается ответить на следующие вопросы:
При работе с философским произведением Э. Фромма «Душа человека» предлагается после прочтения текста ответить на следующие вопросы:
Работая с философским текстом В.С. Соловьева «Русская идея» обучающиеся отвечают на следующие вопросы:
В процессе выполнения заданий рекомендую проводить совместную работу преподавателя и студентов с текстом философского произведения, особенно это актуально, когда задание дается студентам впервые, либо достаточно сложный текст. Формой контроля является заслушивание и обсуждение вопросов в аудитории на учебном занятии.
При заслушивании и обсуждении ответов студентов можно предложить им оценить слабые и сильные стороны выступлений своих однокурсников, а также выступить в качестве оппонентов. Преподавателю целесообразно направить обсуждение в дискуссионный режим, что позволяет студентам высказывать как свою точку зрению, так и проявить уважение к мнению других по этому вопросу.
При подведении итогов практического занятия, преподавателю рекомендуется раскрыть значение обсуждаемых проблем в общей структуре курса, показать их теоретическую ценность и практическую значимость.
Работа с философскими произведениями позволяет студентам более глубже понять содержание учебной дисциплины ОГСЭ 01. Основы философии и вызывает у них интерес к изучению дисциплины.
На мой взгляд, значимость практической работы обучающихся заключается в том, что в процессе ее происходит превращение обучающегося из объекта педагогического воздействия в активного действующего субъекта образовательного процесса, что способствует развитию у них целеустремленности в получении знаний, вырабатывает способность занимать в обучении активную позицию; мобилизует интеллектуальные и волевые усилия для достижения образовательных целей; развивает умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность; позволяет осознать свои потенциальные учебные возможности и готовность к саморазвитию.
Практическая деятельность обучающихся не только способствует эффективному усвоению учебной информации, способов осуществления познавательной или профессиональной деятельности, но и воспитанию у обучающихся таких профессионально значимых личностных качеств, как ответственность, инициативность, креативность, трудолюбие.
Остановимся на такой форме практических занятий как написание эссе.
Прежде, чем преступить к работе по написанию эссе, студентам полезно узнать, что термин «эссе» пришел в русский язык из французского: слово «еssаi» можно перевести как опыт, набросок, проба, попытка, очерк.
Эссе – это жанр публицистики или критики, где в свободной, непринужденной форме излагаются мысли автора по какому-либо вопросу.
Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: «Эссе — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».
Создателем жанра эссе считается французский мыслитель эпохи Возрождения Мишель Монтень, издавший в 1580 г. труд под названием «Опыты» (по-французски «Les Essais»), в котором изложил свое видение различных проблем, опираясь на личный жизненный опыт. Не случайно в предисловии «К читателю» Монтень написал: «…содержание моей книги – я сам…».
Эссе Мишеля Монтеня были адресованы любому образованному читателю, склонному к размышлениям о жизни человека вообще и своей собственной – в частности. Эссе позволяли читателю сравнить свой собственный жизненный опыт с наблюдениями автора, соглашаться с его выводами или категорически отвергать их, приходя к определенному заключению о том, как должно жить и действовать. Жизненная мудрость, выраженная в афористичных формулировках, сделали эссе одним из самых популярных жанров философского творчества.
В дальнейшем многие известные философы творили в жанре эссе. Во Франции – Паскаль, Дидро, Вольтер и др. В Англии Ф.Бэкон своим сочинениям впервые в английской литературе дал название «essays». В ХХ веке к жанру эссе обращались многие мыслители, в частности, философ-экзистенциалист Альбер Камю, автор таких известных эссе как «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» и «Бунтующий человек». Предварительное знакомство с этими сочинениями поможет студентам лучше понять специфику написания эссе.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем в соответствие с рабочей программой дисциплины или поурочным планированием. Тема эссе может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем.
В отличие от реферата, эссе - это:
Стиль эссе нельзя охарактеризовать однозначно. В рамках одного текста могут органично сочетаться элементы художественного, публицистического, научного и даже разговорного стилей, если это соответствует авторской задаче. По ведущему типу речи эссе – это рассуждение-размышление. Для эссе характерен полистилизм – сочетание в рамках одного текста элементов научного, публицистического, художественного, а в конце XX века – и разговорного (в его сниженном, обиходно-бытовом варианте) стилей. Автора эссе сближает с учёным стремление ни на миг не покидать почвы реальных фактов и решать проблемы познавательного и практического характера. Вместе с тем, он осмысливает факты таким образом, что создаёт целостный образ действительности, и его сочинение имеет, наряду с практическим и познавательным, художественно-эстетическое значение.
Основными типами эссе по дисциплине «Основы философии» являются:
Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании. Поэтому, прежде, чем приступить к работе по написанию эссе, студенту следует ознакомиться с данными указаниями и понять, какой именно тип эссе ему ближе, доступнее, интереснее, и позволит в максимальной степени проявить свои творческие способности.
Независимо от вида эссе оно оформляется и оценивается по единым требованиям.
Объем эссе – от 3-х до 10 страниц печатного текста. Листы должны быть пронумерованы и скреплены вместе. Гарнитура шрифта –TimesNewRoman. Размер шрифта– 14 кегль. Параметры страницы: верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3,0 см, левое – 1,0 см; абзац – 1,0 см. Межстрочный интервал – 1,0. Выравнивание текста производится по ширине страницы. Нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу.
За работу по написанию эссе студент может получить оценку, в зависимости от ее качества, от 1 до 5 баллов.
Основными критериями оценки эссе являются:
В процессе выполнения практических занятий по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии» студентам предлагаются определенные темы эссе (Таблица 2).
Таблица 2
№ п/п |
Наименование практической работы |
Количество часов |
1. |
ПЗ № 7. Выполнение эссе «Мое представление об истине» |
2 |
2. |
ПЗ № 8. Выполнение эссе «Проблема свободы человека» |
2 |
3. |
ПЗ № 10. Выполнение эссе «Россия в эпоху глобализации» |
2 |
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Практические занятия и формы их проведения по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.