Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практические занятия и формы их проведения по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии

16.11.2022 427 627
Рожкова Ирина Александровна
Рожкова Ирина Александровна, преподаватель

Малиновский филиал Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства

Практические   занятия по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии направлены как на достижение учебных целей – обретение соответствующих компетенций, так и на формирование у обучающихся самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни в обществе.

Практические   занятия обучающихся является одним из видов учебной деятельности обучающихся, целями которой являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать различные информационные источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

Выполнение  практических занятий  по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 Основы философии  направлено на формирование следующих общих компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам, ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности, ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

При выполнении практических занятий  могут быть запланированы или использованы следующие формы:

  • работа с философским произведением, самостоятельный анализ их, ответы на поставленные вопросы преподавателя;
  • написание эссе;
  • составление опорных схем, таблиц;
  • разрабатывание самостоятельно или решение предложенных преподавателем кроссвордов, тестов и др.

В практике проведения практических занятий мною отдается предпочтение  такой форме,  как работа с философским произведением. Цель проводимых практических занятий - помочь обучающимся в усвоении вопросов теории, в приобретении ими необходимых навыков для самостоятельного изучения первоисточников по учебной дисциплине.  При  работе с текстом философского произведения осуществляется выработка навыков   самостоятельного поиска информации, решения теоретических и практических задач, обобщения, компетентного участия в обсуждении  вопросов практического задания. Кроме того,  каждый студент имеет возможность проверить, насколько он усваивает учебный материал, принять участие в обсуждении, высказать и защитить свою точку зрения на ту или иную проблему, изучаемую в курсе учебной дисциплины.

При работе с философским произведением задача преподавателя дать обучающимся методы работы с философским произведением. Для того, чтобы этот процесс был успешным, необходимо с первых  теоретических занятий по учебной дисциплине приучать студентов к работе с философскими произведениями. Так например при изучении истории философии ссылаться на произведения философов, читать их фрагменты вслух, определять тему, проблемы, поднятые автором.

Если на практическом занятии  проводится   работа с текстом философского произведения, то перед началом выполнения заданий преподавателю следует  провести инструктаж по выполнению задания, который включает рекомендации по работе с  философским произведением, цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

 Наиболее  важными   по работе с  философским произведением являются следующие рекомендации для студентов:

  • внимательно прочитайте текст философского произведения, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя справочную литературу;
  • сформулируйте общее представление о философском произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, историческую ситуацию в этот период, определите причины, побудившие автора написать работу);
  • разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию;
  • еще раз просмотрите весь текст. Составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите соответствующие записи в тетрадях для  практических занятий.

Заданиями  по работе с философским произведением могут быть следующие: составление  тезисов, конспект, ответы на вопросы к тексту, выписывание цитат автора и др.

В форме тезисов может быть выполнено как письменное задание, так и подготовлено устное выступление. В тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой утвердительной форме раскрывается их основное содержание.

Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств.  В  конспект  можно включать и собственные замечания, размышления (как правило, на полях).

Как составить конспект философского произведения? После ознакомления с произведением следует составить его план, записать название источника, указать автора, год издания работы. Конспективную запись следует разделить на части в соответствии с пунктами плана.  Каждая  часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы можно подчеркивать наиболее важные положения, делать пометки на полях.

В курсе учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии мною предусмотрены практические занятия, которые  предполагают  работу с философским произведением. Обучающимся предлагается не просто прочитать текст произведения автора, но и ответить на вопросы к данному произведению или составить тезисы.

При выполнении задания по вопросам к тексту следует придерживаться следующих рекомендаций: внимательно прочтите текст;   вернитесь  в тексте к той части, в которой изложен ответ на поставленный вопрос;   прочтите внимательно эту часть текста, выделите главное;   составьте ответ к заданному вопросу в виде конспекта или тезисов.

В практике проведения практических занятий мною запланировано четыре практических занятия с текстами философского произведения, когда обучающимся предлагается ответить на вопросы к произведению, составить тезисы.

Таблица 1

Темы   практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ.01  Основы философии  по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.

№ п/п

Наименование  практического занятия

Количество часов

1.                  

ПЗ № 1. Работа с текстами: Платон «Апология Сократа», работа с философским словарем: смысл понятий – рациональность,   понятийность,  логичность, дискурсивность

2

2.                  

ПЗ № 3. Работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»

2

3.                  

ПЗ № 6. Работа с текстами: Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея»

2

4.                  

ПЗ № 9. Работа с текстами: Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Письма   1-5.

2

Так, при работе с философским произведением  Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»  предлагается ответить   на следующие вопросы:

  1. О каких учениях Фалеса идет речь в работе?
  2. Какие изречения Фалеса приводит в работе Д. Лаэртский?
  3. Какими чертами характера Д. Лаэртский характеризует Сократа?
  4. Приведите 3-4 изречения Пифагора, которые Д. Лаэртский приводит в своей работе.
  5. Каковы основные учения Демокрита по мнению Д. Лаэртского?

При работе с   философским произведением Э. Фромма «Душа человека» предлагается после прочтения текста ответить на следующие вопросы:

  1. Какие аргументы приводятся в работе, что люди – овцы?
  2. Какие аргументы приводятся в работе, что люди – это хищные волки?
  3. Почему Э. Фромм считает аргументы, что люди – это овцы или что люди – это хищные волки не убедительными?
  4. Как Э. Фромм трактует вопрос о том, является ли человек волком или овцой?

Работая с философским текстом   В.С. Соловьева «Русская идея» обучающиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. О каких трех членах социального бытия идет речь в десятом разделе работы?
  1. В чем, по-мнению В. Соловьева заключается русская идея?

В процессе выполнения заданий рекомендую проводить совместную работу преподавателя и студентов с текстом философского произведения, особенно это актуально,  когда задание дается студентам впервые, либо достаточно сложный текст.  Формой контроля является  заслушивание и обсуждение вопросов в аудитории на  учебном занятии.

При заслушивании и обсуждении ответов студентов можно предложить им   оценить слабые и сильные стороны выступлений своих однокурсников,  а также выступить в качестве оппонентов. Преподавателю целесообразно направить обсуждение в дискуссионный режим, что позволяет студентам  высказывать как свою точку зрению, так и проявить уважение к мнению других по этому вопросу.

При подведении итогов практического занятия, преподавателю рекомендуется раскрыть значение обсуждаемых проблем в общей структуре курса, показать их теоретическую ценность и практическую значимость.

Работа с философскими произведениями позволяет студентам более глубже понять содержание учебной дисциплины ОГСЭ 01. Основы философии и вызывает у них интерес к изучению дисциплины.

На мой взгляд, значимость  практической  работы обучающихся заключается в том, что в процессе ее происходит превращение обучающегося из объекта педагогического воздействия в активного  действующего субъекта образовательного процесса, что способствует развитию у них целеустремленности в получении знаний,   вырабатывает способность занимать в обучении активную позицию;   мобилизует интеллектуальные и волевые усилия для достижения образовательных целей; развивает умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность; позволяет осознать свои  потенциальные учебные возможности и готовность к саморазвитию.

Практическая  деятельность обучающихся не только способствует эффективному усвоению учебной информации, способов осуществления познавательной или профессиональной деятельности, но и воспитанию у обучающихся таких профессионально значимых личностных качеств, как ответственность, инициативность, креативность, трудолюбие.

Остановимся на такой форме практических занятий как написание эссе.

Прежде, чем преступить к работе по написанию эссе, студентам полезно узнать, что термин «эссе» пришел в русский язык из французского: слово «еssаi» можно перевести как  опыт, набросок, проба, попытка, очерк.

Эссе – это жанр публицистики или критики, где в свободной, непринужденной форме излагаются мысли автора по какому-либо вопросу.

  Большой энциклопедический словарь  дает следующее определение: «Эссе — жанр философской, литературно-крити­ческой, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориенти­рованным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной ком­позиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

Создателем жанра эссе считается французский мыслитель эпохи Возрождения Мишель Монтень, издавший в 1580 г. труд под названием «Опыты» (по-французски «Les Essais»), в котором изложил свое видение различных проблем, опираясь на личный жизненный опыт. Не случайно в предисловии «К читателю» Монтень написал: «…содержание моей книги – я сам…».

Эссе Мишеля Монтеня были адресованы любому образованному читателю, склонному к размышлениям о жизни человека вообще и своей собственной – в частности. Эссе позволяли читателю сравнить свой собственный жизненный опыт с наблюдениями автора, соглашаться с его выводами или категорически отвергать их, приходя к определенному заключению о том, как должно жить и действовать. Жизненная мудрость, выраженная в афористичных формулировках, сделали эссе одним из самых популярных жанров философского творчества.

В дальнейшем многие известные философы творили в жанре эссе. Во Франции – Паскаль, Дидро, Вольтер и др. В Англии Ф.Бэкон своим сочинениям впервые в английской литературе дал название «essays». В ХХ веке к жанру эссе обращались многие мыслители, в частности, философ-экзистенциалист Альбер Камю, автор таких известных эссе как «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» и «Бунтующий человек». Предварительное  знакомство с этими сочинениями поможет студентам лучше понять специфику написания эссе.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем в соответствие с рабочей программой дисциплины или поурочным планированием.  Тема эссе может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем.

В отличие от реферата, эссе - это:

  • сочинение небольшого объема (от 3-х – до 10 стр. машинописного текста);
  • написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе);
  • свободной композиции (в студенческом эссе не требуется такого раздела, как «оглавление» с четким перечислением глав и параграфов в силу небольшого объема работы);
  • выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу;
  • эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.

Стиль эссе нельзя охарактеризовать однозначно. В рамках одного текста могут органично сочетаться элементы художественного, публицистического, научного и даже разговорного стилей, если это соответствует авторской задаче. По ведущему типу речи эссе – это рассуждение-размышление. Для эссе характерен полистилизм – сочетание в рамках одного текста элементов научного, публицистического, художественного, а в конце XX века – и разговорного (в его сниженном, обиходно-бытовом варианте) стилей. Автора эссе сближает с учёным стремление ни на миг не покидать почвы реальных фактов и решать проблемы познавательного и практического характера. Вместе с тем, он осмысливает факты таким образом, что создаёт целостный образ действительности, и его сочинение имеет, наряду с практическим и познавательным, художественно-эстетическое значение.

Основными  типами эссе по дисциплине «Основы философии» являются:

  • как рецензия на прочитанную философскую книгу (или фрагмент текста произведения – главу, параграф и пр.);
  • как размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа;
  • аргументированное эссе.

Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании. Поэтому, прежде, чем приступить к работе по написанию эссе, студенту следует ознакомиться с данными указаниями и понять, какой именно тип эссе ему ближе, доступнее, интереснее, и позволит в максимальной степени проявить свои творческие способности.

Независимо от вида эссе оно оформляется и оценивается по единым требованиям.

Объем эссе – от 3-х до 10 страниц печатного текста. Листы должны быть пронумерованы и скреплены вместе. Гарнитура шрифта –TimesNewRoman. Размер шрифта– 14 кегль. Параметры страницы: верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3,0 см, левое – 1,0 см; абзац – 1,0 см. Межстрочный интервал – 1,0. Выравнивание текста производится по ширине страницы. Нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу.

За работу по написанию эссе студент может получить оценку, в зависимости от ее качества, от 1 до 5 баллов.

Основными критериями оценки эссе являются:

  1. Знание и понимание студентом учебного теоретического материала по дисциплине «Основы философии» (максимальная оценка – 2 балла):
  • правильное использование основных философских категорий, необходимых для раскрытия данной темы;
  • привлечение философских концепций, непосредственно относящихся к рассматриваемой проблеме.
  1. Умение студента анализировать и критически оценивать информацию (максимальная оценка– 2 балла):
  • умение сравнивать различные позиции;
  • умение объяснять существование альтернативных точек зрения, выявлять их достоинства и аргументировать недостатки;
  • способность дать личную оценку проблеме.
  1. Качество изложения материала (максимальная оценка – 1 балл):
  • ясность, четкость, логичность изложения;
  • грамотная формулировка и аргументация выдвинутых тезисов;
  • привлечение различных точек зрения и наличие их личной оценки студентом.
  1. Качество оформления работы (максимальная оценка – 1 балл):
  • соответствие работы стандартным требованиям оформления текста, указанных выше;
  • соблюдение норм русского литературного языка, правил орфографии, пунктуации и т.п.

В процессе выполнения практических занятий по   дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии» студентам предлагаются определенные темы эссе (Таблица 2).

Таблица 2

№ п/п

Наименование  практической работы

Количество часов

1.                

ПЗ № 7. Выполнение эссе «Мое представление об истине»

2

2.                

ПЗ № 8. Выполнение  эссе «Проблема свободы человека»

2

3.                

ПЗ № 10. Выполнение  эссе «Россия в эпоху глобализации»

2

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Практические занятия и формы их проведения по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*