Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Наставничество как канал получения опыта

16.11.2022 522 864
Неделько Светлана Степановна
Неделько Светлана Степановна, заместитель директора по учебной работе

Максимова Елена Александровна
Максимова Елена Александровна, старший методист

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

В условиях модернизации системы образования в России, когда метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции, остро встаёт потребность в наставничестве, которое позволяет органически соединить профессиональное развитие педагога, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования. Наставничество — не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации наставляемого к новым условиям.

Сегодня наставничество используется по своему основному профилю – профессиональное развитие сотрудников. Однако оно имеет больше возможностей для применения. К примеру, обеспечение связи поколений, передача культурных традиций, повышение сплоченности коллектива, усиление мотивации сотрудников и другое. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта.

В современной интерпретации наставничество – это универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации. Это технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метанавыков и ценностей. Наставник способен стать для подопечного человеком, который окажет полную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, раскрытия возможностей личного развития и профориентации. Наставником может стать каждый для каждого.

В образовательной организации в качестве новой плодотворной среды для раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса должно сформироваться сообщество педагогов, студентов, работодателей и родителей. Создание такого сообщества станет возможным за счет построения новых отношений, которые обогащают друг друга с помощью технологий наставничества. Наставничество – это канал получения опыта, с помощью которого участники образовательного процесса могут получить знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью других методов передачи (учебные материалы, самостоятельная работа и проектная работа, формализованное общение). Это чрезвычайно важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами: прямой передачей жизненного опыта от человека к человеку, доверительными, взаимообогащающими отношениями, полезными для всех участников наставничества.

С целью максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создания условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации педагогических работников и обучающихся еще в декабре 2019 года Министерством просвещения Российской Федерации была утверждена Методология (целевая модель) наставничества обучающихся. Реализация модели направлена на обеспечение достижения сквозного результата федеральных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». В Кемеровской области образовательные организации приступили к реализации модели на основании приказа Министерства образования и науки от 17.04.2020 №782 «О внедрении в Кемеровской области – Кузбассе целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования». Именно с этого приказа наш колледж стал площадкой для внедрения целевой модели и коллектив активно включился в работу.

Для успешной реализации персонализированных программ наставничества ещё на начальном первом этапе были определены условия и ресурсы. Кадровыми ресурсами стали: руководители, разделяющие ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее развития; куратор реализации программы наставничества; наставники и наставляемые. Организационно-методическими и организационно-педагогическими условиями и ресурсами реализации системы (целевой модели) наставничества стали разработанные локальные нормативные и распорядительные акты, дорожная карта по реализации программ наставничества, цифровая информационно-коммуникационная среда колледжа. Для мотивирования и стимулирования наставнической деятельности педагогов были определены размеры выплат стимулирующего характера, а также возможность награждения наставников дипломами и благодарственными письмами. Методическая служба колледжа включилась в работу по оказанию научно-методической, учебно-методической, информационно-аналитической помощи педагогам, предварительно пройдя обучение на курсах повышения квалификации для специалистов образовательных учреждений по вопросам внедрения системы наставничества.

Разработанная в колледже схема наставничества включала три формы: «педагог-педагог», «студент-студент» и «работодатель-студент».

Заместители директора по учебной и воспитательной работе совместно с куратором и руководителями форм наставничества разработали механизм   реализации наставничества в колледже и определили содержание работы.  

На втором этапе в сентябре было проведено формирование базы потенциальных наставляемых и наставников и, на основе анализа потребности в обучении с ориентацией на критерии отбора и личного заявления на участие в программе наставничества преподавателей, работодателей и обучающихся, после обучения, были окончательно сформированы и утверждены наставнические пары/группы, разработаны индивидуальные планы работы.

Нужно отметить, что в «Школе наставников» обучались только наставники из формы «педагог – педагог». Первичное обучение наставников прошло по трём направлениям: «Самоанализ и навыки самопрезентации», «Обучение эффективным коммуникациям», «Разбор этапов реализации программы наставничества». Все наставники получили сертификат об обучении (6 часов).       

Третий этап реализации проекта длился с октября по май и включал планомерную работу наставнических пар/групп.

Руководитель формы «педагог - педагог» всех наставляемых разделил на две группы: первая - молодые специалисты, у которых есть проблемы в освоении нового вида деятельности (период адаптации); вторая – вновь прибывшие специалисты (порой с большим стажем работы), которым также необходимо успешно пройти период адаптации в учреждении. Часто они ощущают себя некомфортно в мире новых образовательных технологий, испытывают кризис профессионального роста или находятся в ситуации профессионального выгорания.

 Все наставляемые этой формы наставничества проходили обучение один раз в месяц в «Школе молодого и вновь прибывшего педагога».  В ходе взаимодействия между руководителем формы, наставником и наставляемым успешно осуществилось закрепление на месте работы, повысился профессиональный уровень, была создана комфортная профессиональная среда внутри учебного заведения, позволяющая решать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Руководителем формы «студент - студент» была выбрана форма взаимодействия «лидер - пассивный». Наставниками стали обучающиеся (лидеры) из числа членов педагогического отряда колледжа «Восток юности». Наставляемые - студенты первого курса, недостаточно мотивированные к учебе, общественной жизни колледжа, испытывающие трудности с адаптацией коллективе.

Взаимодействие наставника и наставляемого проводилось в режиме внеурочной деятельности: организация совместных конкурсов и проектов, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество. В ходе совместной деятельности работа наставников была направлена на раскрытие личностного, творческого потенциала наставляемого; выявление и повышение мотивации к творческой и социально значимой деятельности; развитие  способностей самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные поручения; формирование личностных компетенций и активной гражданской позиции наставляемого; оказание помощи в преодолении подросткового кризиса, самоидентификации, формировании жизненных ориентиров наставляемого.

Руководителем формы «работодатель - студент», на основе данных анкетирования, были выбраны группы студентов - наставляемых, которые не видят карьерной перспективы и возможности трудоустройства в своем регионе. В ходе работы проводились мероприятия профориентационного, мотивационного и практического характера с участием представителей предприятий; семинары-практикумы «Основы эффективного собеседования. Составление резюме» и «Собеседование с работодателем: вопросы и ответы» и др.

В нашей практике свою эффективность показало флэш-наставничество (FlashMentoring), где любому члену педагогического коллектива была предоставлена возможность выступить в роли наставника. Параллельно в колледже проходило корпоративное обучение всего педагогического коллектива по трем направлениям: цифровая компетентность, проектная деятельность и бережливые технологии. Преподаватели, которые в полном объеме владели навыками по этим направлениям корпоративного обучения, не зависимо от возраста, и стали центральными фигурами во флэш-наставничестве. Практика показала, что психологически возрастной барьер не мешал педагогам эффективно взаимодействовать.

Слияние двух направлений деятельности привело к созданию в колледже настоящего коллектива единомышленников, гармонично объединило людей, с одной стороны неуверенных в себе, но желающих учиться, а с другой стороны достигших высот профессионализма и имеющих острую потребность делиться бесценным опытом.

В конце учебного года  (май - июнь) на четвертом завершающем этапе были проведены итоговые мероприятия в каждой из форм наставничества.
На итоговом отчетно-аналитическом совещании, где присутствовали  все ответственные за реализацию наставничества в колледже, были представлены успехи, трудности и перспективы их преодоления в следующем учебном году по каждой наставнической паре/группе. Руководители форм провели оценку реализации программы наставничества на основе анкет наставников и наставляемых «Удовлетворенность организацией наставнической деятельности в ГАПОУ ККАСиЦТ». Куратором был проведен анализ, который позволил выявить соответствие между условиями организации программы наставничества колледжа и требованиями, принципами целевой модели наставничества.

Общий итог наставничества был подведен на заключительном заседании педагогического совета, где были награждены наставники, внесшие вклад в профессиональное становление и адаптацию молодых и вновь прибывших специалистов, наставники, внесшие вклад в раскрытие личностного и творческого потенциала обучающихся и наставники, которые способствовали формированию активной осознанной позиции обучающихся в отношении профессионального становления и построения траектории карьеры.

Итоги реализации целевой модели наставничества показали не полное достижение ожидаемых результатов.

Таблица 1 - Итоги реализации целевой модели наставничества

Положительные стороны

Недостатки

работы

Уровень удовлетворенности участием в проекте

Форма «студент - студент»

Наставляемые

- приняли участие в областной Школе актива, в Школе КВН, Форуме по финансовой грамотности, Дне открытых дверей, мероприятиях патриотической направленности;

- стали активными членами студенческого актива колледжа;

- добровольцами волонтерского центра колледжа

- малое количество наставнических пар;

- доля подростков от общего количества обучающихся, вошедших в программу наставничества 0,5 %

(8 чел.)

 

 

 

-удовлетворенность наставляемых - 78%;

- удовлетворенность наставников - 92%;

Форма «работодатель - студент»

- укрепление связей между работодателями и колледжем;

- расширение возможностей взаимодействия;

 

 

- низкая активность работодателей вследствие производственной загруженности;

- отсутствие системы ма­териального поощрения ра­ботодателя в роли наставника;

- доля подростков от общего количества обучающихся, вошедших в программу наставничества - 24% (274 чел.);

- доля предприятий, предоставивших наставников – 36% (35 чел.)

- удовлетворенность наставляемых - 75%;

- удовлетворенность наставников - 82%;

Форма «педагог-педагог»

- 100% охват всех молодых и вновь прибывших специалистов (19 чел.)

- 100% эффективное прохождения адаптационного периода

высокий уровень мотивации на самообразование и профессиональный рост

- тематика занятий в «Школе молодого и вновь прибывшего педагога» была полезна в большей степени для молодых специалистов;

 - отсутствовал дифференцированный подход к обучению специалистов с разным стажем и опытом работы

- удовлетворенность наставляемых - 80%;

- удовлетворенность наставников - 85%;

При реализации каждой из форм наставничества педагогический коллектив столкнулся с массой сложностей, порой неожиданных. Об этом можно написать не одну статью, но главный вывод был сделан – для того, чтобы устранить выявленные недостатки, слабые стороны и усилить имеющиеся положительные результаты наставнической деятельности колледжа в 2022-2023 учебном году необходимо менять подходы к деятельности в каждой форме наставничества и скорректировать механизм реализации.

Каждая из форм наставничества будет расширена с целью более персонифицированного подхода к наставляемым.

Так в форме «педагог-педагог» решено выделить три группы наставляемых:

  1. молодые специалисты без опыта работы (адаптация к новому виду деятельности);
  2. молодые специалисты со стажем работы один-два года (практико-ориентированная деятельность);
  3. вновь прибывшие педагоги с опытом работы (паритетное наставничество).

Форма «студент - студент» будет реализовываться в рамках проведения воспитательной работы в колледже. Планируются две формы взаимодействия: «лидер – пассивный» и «равный - равному».

Мы решили ввести новую форму наставничества: «взрослый – студент», где наставником будет социальный педагог или педагог-психолог.

Форма «работодатель - студент» также трансформируется и будут выделены два направления работы. Первое направление с группами студентов по самоидентификации в профессиональной сфере, второе направление - работа в парах над созданием производственных проектов.

Такое многостороннее вовлечение студенческого и педагогического коллективов в работу потребует немало усилий от всех заинтересованных сторон. Насколько будет эффективным использование новых подходов и форм наставничества, которые приняты нами, покажет время, и мы обязательно поделимся результатами нашей работы в следующих публикациях. Возможно, они помогут кому-то избежать ошибок, дадут подсказку или подтолкнут к каким-то действиям. А коллектив нашего колледжа, имея двухлетний опыт работы по реализации целевой модели наставничества, уже сформулировал новые задачи и работает над их решением. Указ Президента о объявлении 2023 года Годом педагога и наставника еще раз говорит о высокой потребности нашего общества в высококвалифицированных педагогах, о важности работы наставников. И даже в эпоху цифровизации живой душой любого образовательного проекта был, есть и останется педагог.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Наставничество как канал получения опыта




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*