Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Программа спецкурса по экономике для среднего общего образования (профильная подготовка) «Азбука предпринимателя»

14.11.2022 175 280
Нероз Елена Николаевна
Нероз Елена Николаевна, учитель

Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Томска

Рабочая программа по профильному курсу «Азбука предпринимателя» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике и примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике.

Данный курс направлен на расширение и углубление знаний обучающихся об экономической сфере жизни общества, повышение мотивации к овладению экономическими знаниями в старших классах и практическое применение полученных знаний.

Структура программы:

Рабочая  программа спецкурса  по экономике «Азбука предпринимателя»  включает в себя   разделы:

  • пояснительная записка;
  • содержание спецкурса «Азбука предпринимателя»
  • планируемые результаты освоения курса
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы.

Становление и развитие в нашей стране предпринимательства является закономерным и ответственным процессом реализации экономических реформ и формирования цивилизованной рыночной экономики. Экономическое образование в настоящее время не дань моде, а насущная необходимость. Знать, что определяет экономическое благосостояние государства и отдельного гражданина, понимать, почему растут цены и безработица, чем опасен дефицит государственного бюджета, в чем трудности перехода к рыночной экономике, должен каждый из нас. Экономические знания помогут принять правильное решение, оптимальным путем достичь поставленных целей.

Переход к рыночной экономике, юридическое признание прав собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Для тех, кто захочет стать предпринимателем, менеджером, аудитором, то есть выбрать профессию, связанную с экономикой, начальное экономическое образование станет первой ступенькой на пути к будущей профессии.

Данная программа предполагает подход к изучению основ предпринимательской деятельности по принципу «открытая задача», т.е. поиск алгоритма решения поставленных целей. Изучение спецкурса по экономике в 10-11 классах «Азбука предпринимателя» позволит выпускникам повысить и расширить правовые знания в сфере экономики и применять их в профессиональной деятельности.

Стратегическая цель программы заключается в создании условий для обучения, воспитания и развития обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей. 

Образовательная цель направлена на поддержку и развитие предпринимательских инициатив, обучающихся путем всестороннего развития личности и создания оптимальных условий для их самореализации.

Данный курс имеет не только образовательную цель, то есть учит навыкам подготовки и начала собственного дела, но и способствует развитию эрудиции старшеклассников.

Предметом учебной дисциплины «Азбука предпринимателя» является изучение особенностей предпринимательства в России, современных форм и аспектов предпринимательской деятельности, а также получение знаний в области гражданского права.

Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте усиливается рефлексия. Для обучающихся старших классов характерна потребность в признании, они стараются решить проблему не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Учеников привлекают деловые игры, развивающие не только память, но и логическое мышление. Особенно интересны задания , где необходима активная речевая деятельность, например пресс-конференция, брифинг и др.  Поэтому при изучении курса   наряду с традиционными формами организации обучения (лекции, семинары, практикумы) обязательным является широкое применение современных образовательных технологий (технология критического мышления, информационные технологии, проектная деятельность, проблемное обучение, деловые игры). В рамках такого подхода предусматривается использование: классического кейса (CASE) - сборника описаний реальных ситуаций, цель которого подвести учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление; SWOT-анализа -  определение  сильных и слабых сторон обьекта (решения) и возможностей применения; «Морфологического ящика»- анализа способов реализации идеи (изобретение новых подходов); проектной и исследовательской деятельности; компьютерных технологий и др.  Активные формы обучения способствуют более глубокому усвоению обучающимися теоретических знаний в области маркетинга, поддерживают у них высокий познавательный интерес, облегчают и ускоряют усвоение предмета.

Предусмотрены следующие формы обучения:

  • Индивидуальная (выстраивать индивидуальные траектории обучения, формировать индивидуальные рабочие материалы, настраивать рабочее пространство в соответствии с индивидуальными предпочтениями, повышать мотивацию обучения и формировать навыки организации учебной деятельности).
  • Групповая (создание условий для согласования понятий, которые будут использованы обучающимися в конструировании авторских разработок, защиты).

Теоретические занятия чередуются с практическими упражнениями. Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать обучающимся.

В ходе обучения до начала создания продукта предлагаются непродолжительные, рассчитанные на 5—10 минут работы, с целью проверки уровня освоения изученных тем. Кроме того, проводятся тестовые испытания для определения глубины знаний. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающимся корректировать собственную деятельность.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет ученикам встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы. Защита проектов создаёт благоприятные предпосылки для самостоятельной оценки проделанной работы.

Содержание курса «Азбука предпринимателя» предполагает работу с различными источниками информации: методическая литература, журналы с иллюстрированным материалом, компьютерные программы, учебные видеофильмы, ресурсы Интернета.

При преподавании элективного курса необходимо постоянно обращать внимание на прикладной характер изучаемого материала, показывать обучающимся, где и когда те или иные теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Разработка собственной бизнес-идеи завершает изучение курса «Азбука предпринимателя». В результате изучения учебной дисциплины закрепляются теоретические и практические знания, развиваются научно-исследовательские навыки, позволяющие подойти к решению хозяйственных вопросов комплексно, апробируя полученные в области малого бизнеса знания на практике.

С целью проверки качества знаний по программе используются различные формы контроля за уровнем достижений:

  • тестирование;
  • беседа;
  • оценка работы в малых группах;
  • контроль выполнения проекта и его презентация;
  • контроль анализа конкретных ситуаций;
  • защита рефератов и проектов.

 

Данная программа представляется актуальной и востребованной для старшеклассников, так как:

  • углубляет предметные и метапредметные знания;
  • формирует у обучающихся опыт самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;
  • способствует развитию личности, раскрытию способностей, удовлетворению познавательных интересов обучающихся, в том числе в профессиональной сфере деятельности;
  • способствует овладению обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Целью программы является формирование предпринимательского инновационного мышления у учащихся, практического применения своих способностей на основе базовых знаний по основам предпринимательства.

Реализация данного спецкурса направлена на достижение следующих   задач:

  • знакомство с целями, задачами, функциями предпринимательства;
  • понимание важности роли предпринимательства в экономике страны;
  • формирование первоначальных умений участия в предпринимательской деятельности;
  • формирование экономической культуры и мышления.
  • освоение навыков и умений в области защиты своих гражданских прав.
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности.

Содержание программы подобрано таким образом, что программа может выполнять следующие функции:

  • Общеразвивающая – ориентирует на формирование экономических знаний, формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов, информированности.
  • Познавательная – знакомит, расширяет и углубляет базисные знания по экономике, развивает интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности, рационального поведения.
  • Профессионально-ориентированная – начальное экономическое образование выявляет личностные возможности ребенка и помогает тем, кто хочет стать предпринимателем, менеджером в определении будущей профессии.
  • Научно-исследовательская – развивает навыки научно-исследовательской работы, навыки поиска и обработки материала, проектной работы.

Условия реализации программы:

  • материально-техническая база: компьютер, проектор.
  • учебно-методическое обеспечение:

Программа рассчитана на 34 часа ориентирована на учеников 10-11 профильного социально- экономического класса.  

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Программа спецкурса по экономике для среднего общего образования (профильная подготовка) «Азбука предпринимателя»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*