Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие творческого потенциала у студентов медицинского колледжа на занятиях по психологии

14.11.2022 339 453
Анфёрова Галина Ивановна
Анфёрова Галина Ивановна, преподаватель

Шадринский филиал ГБПОУ "Курганский базовый медицинский колледж"

Современное общество требует от выпускников учебных учреждений не только освоения знаний и умений, которые необходимы им  в дальнейшей профессиональной деятельности, но и способности вести активный диалог с коллегами, пациентами, руководителями; умения четко и аргументировано излагать свою точку зрения; быть активными, мобильными и творческими людьми.

На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого  потенциала, который является не только профессиональной характеристикой, но и необходимым личностным качеством, позволяющим выпускнику адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях.

Творческий потенциал – это широта и разнообразие творческих возможностей личности. При его развитии повышается: - уровень интеллектуального развития; - самостоятельность мышления; -  познавательный интерес, любознательность, вера в себя.

Одной из важнейших задач профессионального образования является создание педагогических условий для развития творческих способностей обучающихся.  Творчество (креативность) -  это способность находить решения в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового, необычного, оригинального.

Психология как гуманитарная дисциплина является хорошим трамплином на пути к креативности.  Студенты должны научиться быть творческими личностями, поэтому необходимо с первых занятий заинтересовать и замотивировать их, чтобы они шли на уроки с увлечением, стремились к поиску и получению новой, интересной и занимательной информации, умели творчески ее перерабатывать.

В развитии творческого потенциала обучающихся очень важен комплексный подход. Примером и стимулом для студентов служит творческая деятельность педагога. Для того, чтобы соответствовать современной действительности, педагог должен не только адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить ее, изменяясь и развиваясь при этом сам. Сфера творчества в работе педагога достаточно широка и проявляется как в подходе к студентам, так и в отношении к своему предмету, в подаче учебного материала, в подборе методов и средств обучения.

Результаты творческой деятельности разнообразны:

  • составление и реализация авторских рабочих программ – «Психология», «Психологические аспекты работы фельдшера БСМП»
  • методические разработки, повышающие эффективность восприятия студентами учебного материала – бинарные занятия «Ощущения. Сестринский процесс»
  • собственные образовательные продукты в преподавании предмета «Психология»:
  • подача части учебного материала в авторской стихотворной форме ( в лекциях, практических занятиях, в проведении профессиональных конкурсов, конференций, профориентационной деятельности).
  • трансформация учебной зоны (расстановка столов полукругом, напротив друг друга); разнообразное оформление учебного кабинета, что вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует деятельность студентов при опросе, подаче нового материала, а также в организации такой формы работы, как «педагогика сотрудничества».
  • использование творческого «веера» - музыкального, художественного, изобразительного: включение в занятия отрывков из музыкальных произведений при изучении тем «Темперамент», «Способы саморегуляции», «Способности».
  • использование фрагментов х/слова (мифы, сказки, произведения авторов – А.Чехов, К.Чапек, В.Солженицын, К.Дойл. М.Булгаков), афоризмов, пословиц, интересных анекдотов по изучаемой теме, стихов преподавателей и студентов.
  • демонстрация иллюстраций, картин художников, портретов и фотографий известных людей, плакатов, творческих работ студентов – рисунков, поделок.
  • проведение тренингов на воображение – представить, мысленно нарисовать картины ярких интересных событий, природы, детства.

Все эти формы разнообразно преломляются через темы занятий по психологии, демонстрируют творческую деятельность педагога, вызывают интерес к форме подачи материала, активизируют и побуждают  студентов к самостоятельному творчеству.     

 В реальной практике порой преобладает предъявление знаний, фактов в готовом виде и деятельность учащихся по «образцу», что формирует у них репродуктивное мышление, интеллектуальную пассивность, безынициативность. В процессе развития современного общества требования к выпускникам повышаются. Только благодаря своей индивидуальности человек будет незаменим, востребован. А это возможно, только если  его деятельность будет носить творческий характер. Творческие способности присущи любому студенту, нужно лишь суметь раскрыть и развить их. 

Можно выделить три стадии становления интереса к творчеству (по Н.Н.Литвиновой):   

  1. Эмоционально-импульсивный интерес (когда под воздействием эмоций проявляется интерес человека в определенном направлении).
  2. Осознанный - (когда эмоционально-импульсный интерес добавляется собственным интеллектом и элементами творчества).
  3. Устойчивый - (интерес к творчеству входит в привычку и проявляется как черта характера, что и определяет в дальнейшем стратегию поведения в различных ситуациях и видах деятельности).

В своей работе мы стремимся к тому, чтобы качества мышления творческой личности студентов формировались не только  в учебном процессе, но и во внеучебной деятельности, где создаются соответствующие условия для накопления ими личного творческого опыта.

В развитии креативных способностей важно создать психологически комфортную среду, в которой каждый студент должен:

1.Верить в себя, в свои силы и возможности.

2.Испытывать радость познания и творчества.

3.Чувствовать удовольствие от интеллектуального труда.

4.Ощущать вкус победы над собой, над ситуацией.

5.Понимать, что креативность, творчество не является характеристикой избранных, они присущи каждому.

Развитие творческих способностей у студентов по дисциплине «психология» происходит в основном через художественную деятельность – словотворчество и изобразительную деятельность. Это:

  • Сочинение стихов (буриме и самостоятельно) к темам «Способности», «Эмоциональная сфера», «Настроение».
  • Составление мини-рассказов, сказок по заданной теме или буквам («Психология общения», «Становление профессионала»).
  • Составление кричалок, приветствий, текстов, выставок, комплиментов пациенту, буклетов, слоганов (например – «ШМК – Шумные, Молодые, Креативные! », «ШМК – Шагать в Медицину – Круто!»).
  • Участие в олимпиадах по психологии (Всероссийские дистанционные Олимпиады) способствует яркому проявлению индивидуальности студентов в умении рассуждать, доказывать, искать информацию и творчески ее излагать.
  • Помогает преодолеть скованность, зашоренность своих возможностей, раскрепоститься, показать себя с новой стороны не только в словотворчестве, но и в изобразительной деятельности - через рисунки – задания для самостоятельной работы:
  • «Я-ассоциация» («Образ Я») - подобрать, нарисовать образ (одушевленного или неодушевленного предмета), с которым студент себя ассоциирует, находя сходные признаки, свойства характера, и объяснить свой выбор. Студенты анализируют свои качества, выбирая объект сходства, проявляют фантазию, творчество, юмор, учатся рассуждать, сравнивать, готовясь познавать себя. Интересны и удивительны рисунки «Образа Я».
  • задания «Нарисуй настроение», «Нарисуй боль» к темам занятий. кружковой и исследовательской работы - «Эмоции», «Ощущения», «Психология соматического больного». Рисунки помогают абстрагироваться, увидеть образ или цвет, в которых проявляются эти состояния. Умение выразить себя через цветовую гамму или объект поднимает студента на новый уровень личностного развития, расширяет горизонты творчества, дают пример разнообразия в выражении себя, своего эмоционального состояния.
  • «Неоконченный рисунок». Адаптированные студенческие рисунки к тестам Роршаха (тема «Методы медицинской психологии»), конструктивный рисунок человека (тема «Характер»), образ в круге (тема «Способности»).

Воображение развивается и в тренингах – умении представить образ существующего или несуществующего предмета («Антикварный магазин», «Цветущий луг», «Море» и т.д.) – это примеры творческой визуализации.

Создаваемый образ передается не только вербально, но и с помощью жестов (тема «Общение» - «Изобрази пословицу», «Диалог у роддома»), а так же с помощью театрализованной деятельности  - «Моя профессия – акушер» (тема «Становление профессионала»), в профессиональных конкурсах, авторских сказках по ЗОЖ («Про царя Елисея», «Илья Муромец»).

Вся студенческая деятельность демонстрирует большой потенциал креативных возможностей и способностей наших студентов.

Задания творческого характера решаются и за пределами образовательного учреждения, т.к. элементы творчества должны проявляться и в повседневной и в профессиональной деятельности будущего специалиста. Это – международные, областные, общегородские мероприятия – «Фестиваль национальных культур», «КВН», волонтерская деятельность (участие в работе «Школы ухода за маломобильными пациентами», «Школе здоровья» при Центре социального обеспечении населения города), а так же работа с потенциальными работодателями – реализация проекта и научно-исследовательской работы «Настроение – шаг к здоровью!».

Все это – шаги на пути к формированию у студентов понимания, что окружающий мир – это творческое пространство. А социальное одобрение активизирует развитие потенциала, в основе которого лежит интерес к творчеству, потребность в нем и в переживании положительных эмоций. Еще известный психолог Л.С. Выготский отмечал взаимосвязь эмоций и творчества, подчеркивая, что без соответствующего эмоционального настроя, без увлеченности материалом или процессом невозможно созидание.

Конечно, приходится сталкиваться и с проявлениями творческой пассивности среди студентов, с нежеланием узнавать новое, с избеганием творческих заданий, требующих более глубокого погружения не только в с материал, но и в самих себя.

Развитию креативности могут препятствовать и  барьеры – как внешние, так и внутренние.

Внешние - это культурный и творческий потенциал социального окружения (семьи, друзей, одноклассников).

Внутренние – неуверенность в собственных силах, пассивность, лень, страх неудачи, нежелание показать себя слабее других. Или отсутствие внутренней мотивации, навыков работы над творческими заданиями,  неразвитость качеств, необходимых для творчества (воображения, фантазии, когнитивности).

Очень важно развивать у студентов умение находить особый, нестандартный взгляд на привычные, повседневные вещи. Необходим индивидуальный подход в работе над развитием творческого потенциала каждого обучаемого, умение увидеть в нем свою «изюминку», нераскрытые возможности и способности, и дать нужное направление. Ведь творчество, креативность – не столько результат, сколько процесс. Креативным человеком читается не только тот, кто создает продукт или идею, но и тот, кто открыт творчеству и познанию. Поэтому развитие в студентах креативности – это, прежде всего, развитие в них желания созидать, потребность творческого начала в любой деятельности.  

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие творческого потенциала у студентов медицинского колледжа на занятиях по психологии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*