Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременное общество требует от выпускников учебных учреждений не только освоения знаний и умений, которые необходимы им в дальнейшей профессиональной деятельности, но и способности вести активный диалог с коллегами, пациентами, руководителями; умения четко и аргументировано излагать свою точку зрения; быть активными, мобильными и творческими людьми.
На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, который является не только профессиональной характеристикой, но и необходимым личностным качеством, позволяющим выпускнику адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях.
Творческий потенциал – это широта и разнообразие творческих возможностей личности. При его развитии повышается: - уровень интеллектуального развития; - самостоятельность мышления; - познавательный интерес, любознательность, вера в себя.
Одной из важнейших задач профессионального образования является создание педагогических условий для развития творческих способностей обучающихся. Творчество (креативность) - это способность находить решения в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового, необычного, оригинального.
Психология как гуманитарная дисциплина является хорошим трамплином на пути к креативности. Студенты должны научиться быть творческими личностями, поэтому необходимо с первых занятий заинтересовать и замотивировать их, чтобы они шли на уроки с увлечением, стремились к поиску и получению новой, интересной и занимательной информации, умели творчески ее перерабатывать.
В развитии творческого потенциала обучающихся очень важен комплексный подход. Примером и стимулом для студентов служит творческая деятельность педагога. Для того, чтобы соответствовать современной действительности, педагог должен не только адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить ее, изменяясь и развиваясь при этом сам. Сфера творчества в работе педагога достаточно широка и проявляется как в подходе к студентам, так и в отношении к своему предмету, в подаче учебного материала, в подборе методов и средств обучения.
Результаты творческой деятельности разнообразны:
Все эти формы разнообразно преломляются через темы занятий по психологии, демонстрируют творческую деятельность педагога, вызывают интерес к форме подачи материала, активизируют и побуждают студентов к самостоятельному творчеству.
В реальной практике порой преобладает предъявление знаний, фактов в готовом виде и деятельность учащихся по «образцу», что формирует у них репродуктивное мышление, интеллектуальную пассивность, безынициативность. В процессе развития современного общества требования к выпускникам повышаются. Только благодаря своей индивидуальности человек будет незаменим, востребован. А это возможно, только если его деятельность будет носить творческий характер. Творческие способности присущи любому студенту, нужно лишь суметь раскрыть и развить их.
Можно выделить три стадии становления интереса к творчеству (по Н.Н.Литвиновой):
В своей работе мы стремимся к тому, чтобы качества мышления творческой личности студентов формировались не только в учебном процессе, но и во внеучебной деятельности, где создаются соответствующие условия для накопления ими личного творческого опыта.
В развитии креативных способностей важно создать психологически комфортную среду, в которой каждый студент должен:
1.Верить в себя, в свои силы и возможности.
2.Испытывать радость познания и творчества.
3.Чувствовать удовольствие от интеллектуального труда.
4.Ощущать вкус победы над собой, над ситуацией.
5.Понимать, что креативность, творчество не является характеристикой избранных, они присущи каждому.
Развитие творческих способностей у студентов по дисциплине «психология» происходит в основном через художественную деятельность – словотворчество и изобразительную деятельность. Это:
Воображение развивается и в тренингах – умении представить образ существующего или несуществующего предмета («Антикварный магазин», «Цветущий луг», «Море» и т.д.) – это примеры творческой визуализации.
Создаваемый образ передается не только вербально, но и с помощью жестов (тема «Общение» - «Изобрази пословицу», «Диалог у роддома»), а так же с помощью театрализованной деятельности - «Моя профессия – акушер» (тема «Становление профессионала»), в профессиональных конкурсах, авторских сказках по ЗОЖ («Про царя Елисея», «Илья Муромец»).
Вся студенческая деятельность демонстрирует большой потенциал креативных возможностей и способностей наших студентов.
Задания творческого характера решаются и за пределами образовательного учреждения, т.к. элементы творчества должны проявляться и в повседневной и в профессиональной деятельности будущего специалиста. Это – международные, областные, общегородские мероприятия – «Фестиваль национальных культур», «КВН», волонтерская деятельность (участие в работе «Школы ухода за маломобильными пациентами», «Школе здоровья» при Центре социального обеспечении населения города), а так же работа с потенциальными работодателями – реализация проекта и научно-исследовательской работы «Настроение – шаг к здоровью!».
Все это – шаги на пути к формированию у студентов понимания, что окружающий мир – это творческое пространство. А социальное одобрение активизирует развитие потенциала, в основе которого лежит интерес к творчеству, потребность в нем и в переживании положительных эмоций. Еще известный психолог Л.С. Выготский отмечал взаимосвязь эмоций и творчества, подчеркивая, что без соответствующего эмоционального настроя, без увлеченности материалом или процессом невозможно созидание.
Конечно, приходится сталкиваться и с проявлениями творческой пассивности среди студентов, с нежеланием узнавать новое, с избеганием творческих заданий, требующих более глубокого погружения не только в с материал, но и в самих себя.
Развитию креативности могут препятствовать и барьеры – как внешние, так и внутренние.
Внешние - это культурный и творческий потенциал социального окружения (семьи, друзей, одноклассников).
Внутренние – неуверенность в собственных силах, пассивность, лень, страх неудачи, нежелание показать себя слабее других. Или отсутствие внутренней мотивации, навыков работы над творческими заданиями, неразвитость качеств, необходимых для творчества (воображения, фантазии, когнитивности).
Очень важно развивать у студентов умение находить особый, нестандартный взгляд на привычные, повседневные вещи. Необходим индивидуальный подход в работе над развитием творческого потенциала каждого обучаемого, умение увидеть в нем свою «изюминку», нераскрытые возможности и способности, и дать нужное направление. Ведь творчество, креативность – не столько результат, сколько процесс. Креативным человеком читается не только тот, кто создает продукт или идею, но и тот, кто открыт творчеству и познанию. Поэтому развитие в студентах креативности – это, прежде всего, развитие в них желания созидать, потребность творческого начала в любой деятельности.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие творческого потенциала у студентов медицинского колледжа на занятиях по психологии
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.