Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПоследнее десятилетие проходит под знаком все возрастающего внимания мировой общественности и международных организаций к проблеме неинфекционных заболеваний (НИЗ), таких как: сердечно-сосудистые, онкологические, хронические заболевания легких и диабет, которые во всем мире являются ведущими причинами смертности и нетрудоспособности.
Еще в 1998 году ВОЗ заявила, что отныне предупреждение НИЗ и борьба с ними становится приоритетной задачей. Для решения этих проблем в мировом масштабе, была начата работа по подготовке основных документов по борьбе с НИЗ и уменьшению влияния основных факторов риска. На базе этих глобальных документов разработаны Европейские, Национальные рекомендации и приказы МЗСЗ России.
В настоящее время в мировой медицинской практике признано, что одним из самых прогрессивных подходов к решению этих проблем является организация системы обучения в школах. Методика предусматривает групповое обсуждение актуальных медицинских проблем, предоставление необходимой медицинской информации, советов и рекомендаций, а групповой характер занятий позволяет сберечь время, сократить трудозатраты.
Все это послужило мотивацией к созданию студенческой школы здоровья. Школа здоровья «Лекарь» организована в нашем колледже в 2011-2012 учебном году. Студенты Грецова Н., Красильникова Н., Чумаков А., Крылова О., Харькова О. и др. охотно откликнулись на предложение преподавателей и стали первыми «учителями» школы здоровья.
Работу школы здоровья мы начали с анализа литературы по вопросам обучения взрослых – «андрогогике»- что позволило нам сказать:
- в обучении взрослых нужно учитывать жизненный опыт: как положительный, облегчающий обучение, так и отрицательный, который требует переоценки и корректировки;
- взрослый более интегрирован и его интересуют темы связанные с разными областями знаний;
- обучение взрослых должно быть активным;
- лучшими формами обучения специалисты считают практические занятия, викторины, дискуссии, деловые игры.
С целью исследования представлений взрослого населения о здоровом образе жизни (ЗОЖ) мы разработали анкету, которая позволила выявить:
- информированность и источники получения информации о ЗОЖ;
- отношение, следование принципам и причины несоблюдения принципов ЗОЖ;
- востребованность знаний и желание их получать в ШЗ;
- наиболее волнующие темы ЗОЖ,
- желаемые формы и методы обучения.
Студенты школы здоровья провели анкетирование 150 человек.
Собранный материал разбили на 2 группы:
студенты Шуйского медицинского колледжа – 81 анкета,
рабочие, служащие, пенсионеры - 69 анкет.
Проведенный анализ анкетных данных показал.
1. Доверие традиционной медицине и врачам у старшего поколения выше нежели у студентов. Вероятно, это связано с жизненным опытом в лечении болезней, который у старшего поколения больше.
Диаграмма
2. Значимой в обеих возрастных группах является информация от врача. Другие источники различаются: студенты пользуется интернетом, что вероятно объяснимо их умением работать с компьютером, а старшие предпочитают статьи в газетах на медицинские темы, телепередачи о здоровье.
Диаграмма.
3. Анализ отношения к ЗОЖ в обеих группах одинаков: 94% старших и 79% студентов считают, что их здоровье зависит о ЗОЖ. Но вот соблюдению его принципов более привержены люди старшего поколения, вероятно в силу сформировавшихся в процессе жизни здоровых привычек.
Диаграмма.
4. Соблюдение принципов ЗОЖ большинство опрошенных (более 90%) считают затратным по времени. Студентам для привития навыков ЗОЖ необходимо преодолеть лень, а старшему поколению нужна помощь и поддержка, что вероятно связано с переоценкой своих жизненных установок в формировании новых для них принципов.
Диаграмма.
5. Заинтересованность в получении новых знаний и обучении в школах здоровья больше у старшего поколения, что вероятно связано с такой жизненной позицией, как непрерывное обучение в течение всей жизни.
Диаграмма.
6. Анализ актуальных темв возрастных группах показал: студенты являются более здоровым контингентом и вопросы болезней их меньше интересуют, а вот о вреде окружающих и значимых для них вещах им хотелось бы узнать больше. Старшему поколению более интересны темы, связанные с их заболеваниями, правилами приема лекарств, о методах контроля и профилактике хронических болезней.
Диаграмма.
7. Анализ форм и методов обучения говорит о популярности сжатых форм информации, что можно объяснить фактором дефицита времени, выявленном нами в обеих возрастных группах, а также традиционно привычной формой получения информации. Популярность лекций не столь велика, а у студентов – низкая, что может говорить о снижении интереса к этой форме обучения. А вот активные формы и методы обучения известны старшим, и вызывают большой интерес у студентов (85%).
Диаграмма.
Проведенное исследование позволило выявить общие тенденции:
Обе группы:
- разносторонне информированы о ЗОЖ;
- имеют высокую степень мотивации к выполнению принципов ЗОЖ и обучению в школе здоровья;
- широкий интегрированный интерес к знаниям;
- заинтересованность в разных формах обучения.
Вместе с тем исследование выявило ряд различий:
- использование разных источников информации;
- разная актуальность тем;
- разные факторы, препятствующие соблюдению ЗОЖ;
- разные желания в формах обучения.
Полученные результаты легли в разработку занятий школы здоровья «ЛЕКАРЬ».
Проведены занятия с группами студентов по темам, которые выявлены актуальными при исследовании, а в выборе форм занятий мы остановились на лекции (не очень популярной у студентов), и практике, а вот методы в работе использовали активные (викторины, деловую игру, диалог, комментарий специалиста).
«Пища для ума» – лекция с элементами деловой игры и диалога;
«Главное – вертикаль» – практическое занятие с элементами викторины, диалога, игры, комментарием эксперта;
«Вред и польза от наушников» – практическое занятие с использованием диалога, комментарием эксперта.
В конце занятия проводился опрос студентов с целью оценки эффективности использованных форм и методов обучения.
Анализ показал:
- актуальность выбранных для занятий тем,
- новизну и содержательность представленной информации
- удовлетворение, как от практических занятий, так и от лекции.
Экспериментальная проверка позволила сделать вывод: в обучении ЗОЖ нужно использовать разные формы занятий, а вот методы – активные. Они делают обучение взрослых более интересным и продуктивным.
Выполненная работа в школе здоровья является важной, так как обращена к значимой проблеме современной медицины - профилактике болезней на основе формирования ЗОЖ.
В работе наглядно показаны общие черты и различия в представлениях взрослых о ЗОЖ, что необходимо учитывать при обучении взрослых в школах здоровья.
Данная работа экспериментально доказывает значимость разных форм и активных методов обучения студентов ЗОЖ и позволяет рекомендовать использовать их в школах здоровья для взрослых.
Библиографический справочник.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.