Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование персонального сайта преподавателя физических дисциплин в учебном процессе техникума

07.11.2022 215 312
Ступникова Марина Федоровна
Ступникова Марина Федоровна, преподаватель

Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А.Сорокина

Современное образование предполагает использование компьютерных технологий на всех этапах учебно-воспитательного процесса в школе, в техникуме.  Создавать компьютерные презентации, сопровождающие учебный материал, искать информацию в сети Интернет сегодня умеет практически каждый преподаватель. Но в связи с внедрением инклюзивного образования, развития дистанционных форм обучения, а также для объединения в единое пространство родителей, обучающихся и учителя, педагог сталкивается с необходимостью создания персонального сайта, с разработкой электронного учебника по предмету, on-line тестов.

В этой связи, для оптимизации методов обучения в удаленном режиме нами был разработан сайт преподавателя физики marina.yuha.ru. Опишем далее его программную реализацию, содержание и продемонстрируем методику его применения в учебном процессе техникума.

Дизайн и программная реализация сайтаСтраницы, созданного нами сайта преподавателя оптимизированы под минимальное разрешение экрана 1024x768 точек. Для дизайна выбрано преобладание неярких, постельных тонов. Основной фон страниц сайта  - светлый, для текста и ссылок выбраны черный, синий и белые цвета.

В верхней части страницы помещается логотип – изображен герб и символ техникума.

Текст на сайте представлен с помощью шрифта - Arial. Для заголовков используется жирное (полужирное) начертание шрифта.  Гиперссылки обозначены подчеркиванием. Графика сайта представлена в форматах: GIF и JPEG.

Основными компонентами сайта преподавателя физики являются: система управления, база данных, клиентская часть, интерфейс администратора (рисунок 1).

Система управления сайтом реализована на языке PHP с базой данных MySQL. База данных содержит таблицу users (с данными пользователей), articles (с данными по статьям на сайте), news (с данными новостей сайта) и некоторые другие. Административная часть сайта представляет собой систему управления содержимым.

При написании интерфейса администратора и клиентской части сайта использовались языки HTML и JavaScript.

Содержание сайта преподавателя физики

Разработанный нами сайт предназначен для помощи преподавателю физики в организации образовательного процесса в рамках своей учебной дисциплины в техникуме. Он имеет блочную структуру. В нем представлены следующие блоки: главная страница, блок для обучающихся, блок для преподавателей, тесты, проекты, статьи (рисунок  2). Опишем далее содержание и назначение каждого из блоков сайта.

На главной странице сайта представлены авторские электронные учебники преподавателя  для изучения общеобразовательных дисциплин «Физика», «Астрономия» и специальных дисциплин «Теплотехника, теплопередача и гидравлика» в техникуме для специальностей среднего профессионального образования технического и естественнонаучного профиля.

Электронные учебники в настоящее время являются одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения. Они позволяют оптимизировать   основные методы обучения: словесные, наглядны, практические, а  такие реализуют такие функции обучения как самообучения, формирования умений применять полученные знания, контроля и самоконтроля и являющиеся таким образом многоцелевым средством обучения.

Основу данных учебников составляет содержание, согласованное с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Разбивка на параграфы реализована, в соответствии с примерными программами дисциплин, что значительно упрощает студентам поиск необходимого материала (рисунок 3).

Параграфы учебников включают:

1) Теоретический материал, освещающий основные вопросы, изучаемые в данной теме. Информация, представленная в параграфах, позволяет обучающимся изучить необходимый вопрос дисциплины, составить опорный конспект, выполнить домашнее задание, подготовиться к проверочной работе, экзамену, дифференцированному зачету и др. (рисунок 4).

2) Задачи и упражнения, предназначенные для закрепления изученного учебного материала (рисунок 5).

3) Контрольные вопросы, задания, ориентированные на воспроизведение, усвоенной теоретической информации.

4) Домашнее задание (контрольные вопросы, задачи, творческие задания), которое студентам необходимо выполнить к следующему занятию.

Теоретический материал, представленный в электронных учебниках, насыщен не только иллюстрациями, схемами, фотографиями, присущими печатным аналогам, но и компьютерными анимациями (рисунок 6).

С целью оптимизации практических методов, в учебниках представлены лабораторные работы и практические занятия, содержащие задания и методические указания к их выполнению (рисунок 7).

Таким образом, если обучающийся по каким-либо причинам отсутствовал на учебном занятии в техникуме, он может самостоятельно - дистанционно изучить теоретический материал, решить аудиторные задачи, выполнить домашнее задание,  лабораторную работу или практическое занятие в домашних условиях.

В зависимости от итоговой формы аттестации в учебниках содержатся вопросы для подготовки к экзамену или зачету.

Система гиперссылок, используемая в учебнике, позволяет пользователю из представленного меню - оглавления, перемещаться в необходимый параграф для его изучения.

Раскроем содержание следующего блока персонального сайта – Блок для обучающихся.

Данный блок включает методические рекомендации для организации учебного процесса по физике на первом курсе; методический материал и набор заданий для студентов четвертого курса для подготовки к ЕГЭ по физики, таблицы.

В данном блоке реализована система гиперссылок, при  выборе необходимого документа, сайт предлагает пользователю сохранить его на свой компьютер (рисунок 8).

При выборе пользователем необходимой таблицы, она открывается на экране в новом окне (рисунок 9).

В блоке для преподавателей, представленного на персональном сайте Ступниковой М.Ф. содержатся электронные пособия, разработанные владельцем сайта: «Электронное руководство, предназначенное для формирования у учащихся умений воспроизводить знания по планам обобщённого характера», «Электронное руководство по использованию программного обеспечения SMART Notebook 10 для интерактивной доски в образовательном процессе». При выборе пользователем необходимого электронного пособия, оно открывается в новом окне.

В данном блоке также размещены блок-схемы, отображающие структуру и содержание основных разделов физики. Каждая блок-схема, в случае ее выбора, открывается в новом окне (рисунок 10).

Опишем содержание следующего блока персонального сайта - Тесты

С целью реализации самоконтроля студентами уровня усвоения, полученных знаний, нами разработаны и размещены на сайте тесты, составленные как по отдельным темам дисциплины «Физика», так и по целым разделам. Компьютерные тесты демонстрируют студентам заработанную оценку, указывают правильные и неправильные варианты ответов (рисунок 11).

В блоке проекты содержатся фото-отчеты проектной деятельности обучающихся по дисциплине «Физика» (рисунок 12).

Методологической основой федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования является системно-деятельностный подход, который предполагает  активную учебно-познавательную деятельность студентов.

Для организации данного вида деятельности нами разработано электронное пособие «Исследовательские проекты по физике». Данное пособие содержит подробные технологические карты, позволяющие студенту самостоятельно сконструировать модель физического процесса или явления (рисунок 13). Пособие представлено на главное странице сайта marina.yuha.ru.

Учитывая свой педагогический опыт применения персонального сайта в учебном процессе, можно выделить следующие виды его применения в техникуме:

- занятия с компьютерным сопровождением;

- занятия в специализированном компьютерном кабинете;

- внеурочная, дистанционная работа студентов.

Использование авторского сайта позволяет преподавателю:

-  обеспечить обучение в комфортной цифровой среде;

-  повысить интерес студентов к обучению;

-  улучшить результаты освоения образовательной программы;

- развить проектно-исследовательскую деятельность в рамках изучения конкретной дисциплины; 

- расширить возможности для построения персональной образовательной траектории студента.

Таким образом, персональный сайт преподавателя является наиболее оптимальным средством обучения  в очном и  дистанционном учебном процессе техникума.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование персонального сайта преподавателя физических дисциплин в учебном процессе техникума




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*