Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаФорма организации учебного процесса должна быть всегда увлекательна; Изучаемый материал принесёт полное удовлетворение только в том случае, если он опирается на потребность самого студента, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Однако, надо помнить, что принцип занимательности на занятиях должен не развлекать студента а развивать и совершенствовать его личность. Стремление к самостоятельности, присущее юношескому возрасту, должно стать основой соуправления в учебной работе, которое поможет не только организовать деятельность студента, но сделать её желаемой и значимой для него.
Сегодня социальный заказ общества – развивать творческие способности, растить таланты, помочь самоутвердиться в жизни, создать интеллектуальный потенциал России, и я ориентирую студентов на взятие новых высот, завоевания побед в творческой деятельности. Что бы пассивная позиция студента сменялась на активную, используя методы, которые нам нравятся и удаются: «Если б, да кабы…», «Физика в кроссвордах и ребусах», «Исправь, добавь, найди ошибку», «Вживание в объект или явление», «Экспресс-интервью» и многие другие. Поощряя студентов к сочинению загадок, сказок, стихов, рассказов, поговорок с целью описания свойств, качеств, практического применения изучаемого.
Величайших физиков планеты нельзя не знать, и я предлагаю студентам несколько сочиненных стихотворений, характеризующих их открытия:
«Удивляюсь, восторгаюсь: он – волшебник, чародей
Осветил он всю планету, осчастливил он людей…
Его имя ……….»
«В стране зарядов равнодушных нет,
Любовь и ненависть здесь рядышком живут,
Одним с улыбкою кричат: «Привет! Привет!»,
Других же злобною усмешкой оттолкнут.
Силу любви и силу презренья долгое время исследовал он –
Небезызвестный ученый - ……….»
После изучения темы «Строение атома» даю начало сказки: «Жил-был король и звали его Атом. И было у короля три сына: Протон, Нейтрон и Электрон. Старший – Протон – крупный, массивный, положительный во всех отношениях и образцовый во всех ситуациях…» Варианты продолжения сказок, написанных студентами, умны, удивительны и смешны.
Любимое занятие студентов дорифмовать строчки к заданным моим:
«Ресниц моих синхронны колебанья, но асинхронны колебанья рук…..»;
«Все зеркально в этом мире и недаром Фарадей…..»;
«То Ампер – я, а то – Резерфорд, то с Жуковским сижу и «мозгую»…..»;
«В который раз весь мир им рукоплещет – Российским физикам и мы этим горды…..».
Взаимосвязь физики с другими предметами практически ежеурочно: «Какое яичко снесла курочка Ряба? А каков химический знак этого элемента? Какова его молярная масса? Сколько нуклонов в ядре? Сколько электронов на орбитах? Каковы химические и физические свойства золота?».
«Изо-, диа-, фоно-, де-, любят физику приставки.
Поднатужимся, ребятки, применить их можно где?»
Изображаем на доске ромашку, в центре – приставка, а в лепестках пишем слова с использованием этой приставки, желательно с точки зрения физики.
Например:
При составлении экспресс-интервью даю установку на краткость и оригинальность физических вопросов, например: «Немаловажная часть электрической цепи или вагонный работник? Создатель «упругого закона»? Термоэлектронный «побег» электронов из металла? Яблочков немало потрудился, создавая его? Движение маятника или сомнение человека? Такой волны в вакууме не бывает» и другие.
Любое обучение носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие учителя и обучаемых, их одновременную деятельность. Как бы активно мы не стремились сообщать знания, будь и семи пядей во лбу, но если при этом нет обратной отдачи, если преподаватель не обеспечил мотивацию и организацию такой отдачи, то процесс обучения практически не протекает.
В своей работе я использую три основных вида воздействия на студентов. При непосредственном взаимодействии я и студенты совместно реализуем задачи обучения. При опосредованном - обучаемые, выполняют задания по инструкциям. И, наконец, процесс преподавания заменяется процессом учения, когда студенты самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без указаний преподавателя.
Большую роль в познании играет общение преподавателей и студентов. Общение оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учёбе, на создание благоприятных морально-психологических условий. С первых дней всевозможными приёмами ищу психологический резонанс, вызывая отклик, радость, сочувствие, удивление, сопереживание, интерес к предмету.
Ежеурочно доказываю «не попить без «Физики», не поесть, электронной схемы вам не прочесть».
Приёмов и способов стимулирования в обучении множество. Один из приёмов - занимательность. В физике много тем, где можно применить занимательные аналогии, живые локаторы (дельфины, летучие мыши), живые барометры (пиявка, рыба-вьюн, древесная лягушка, паук), живые сейсмографы (медуза), термолокаторы (гремучая змея), термометры, гигрометры; аналогии из художественной, фантастической литературы, сказок и мультфильмов привлекаю особое внимание. Занимательные демонстрации и параде сальные опыты не оставляют равнодушных в аудитории. Студенты с удовольствием оформляют тематические кроссворды, ребусы, чайнворды как объёмные по форме и содержанию, так и более лёгкие, стремительные по времени возникновения. Написание эпиграфов к урокам («Ну-ка, зеркальце, скажи.,.», «Не дай себе засохнуть!»,«Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно» и др.). составление ситуативных таблиц, диагностических заданий, блиц-опросов и экспресс-интервью, проведение игр и турниров - всплеск эмоций и разума, сочинение сказок, стихов с соответствующими иллюстрациями, написание сочинений («Я - электрон «Там, где всё наоборот», «Путешествие в микромир» и др.), проведение конференций, вечеров, выставок творческих работ, устных журналов, конкурсов лаборантов, газет и плакатов, викторин, коротких ролевых игр («На трёх китах МКТ», «В царстве науки, в государстве физики», «Природа света» и др.) выпуск бюллетеня и стенной газеты «Наши приколы», составление морфологическое словаря «новых» физических выражений студентов - это далеко все возможности учебного творчества студентов и обязательный элемент педагогической деятельности.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.