Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО во внеурочной деятельности

03.11.2022 292 414
Неделько Светлана Степановна
Неделько Светлана Степановна, заместитель директора по учебной работе

Максимова Елена Александровна
Максимова Елена Александровна, старший методист

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Система среднего профессионального образования за последние годы претерпела массу изменений: смена федеральных государственных образовательных стандартов, модернизация материально-технического оснащения образовательных учреждений, усиление роли воспитательного компонента образовательных программ, и многое другое. Сегодня техникумы и колледжи страны вошли ещё в один из этапов проводимой в последнее время реструктуризации системы среднего профессионального образования – «Профессионалитет», новую программу подготовки кадров, разработанную Министерством просвещения. Ее цель — быстро и качественно обучить молодежь навыкам, необходимым рынку. Другими словами, обеспечить страну рабочими руками, кадрами среднего звена. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2022 г. N 387 "О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет" в период в период с 1 июня 2022 г. по 31 декабря 2025 г. в сорока двух регионах России будет проходить «обкатка» новой программы, опирающейся на три основных нововведения. Первое — вовлечение в образование учащихся колледжей и техникумов представителей профессиональных сообществ, «действующих игроков рынка», которые также станут инвесторами системы образования. Второе — сокращение сроков обучения при увеличении его интенсивности. И третье — создание в учебных заведениях разного рода центров молодежных инициатив. В настоящее время экономика России как никогда нуждается в кадрах младшего и среднего звена. И правительство видит один из выходов — ускоренный выпуск из системы среднего профессионального образования молодых специалистов, высококвалифицированных рабочих. Для этого уже вносятся изменения в образовательные стандарты и образовательные программы колледжей с тем, чтобы максимально сблизить их с экономическими потребностями регионов. Формулировки общих компетенций в образовательных стандартах изменились стали более ориентированными на профессиональное развитие обучающихся (Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 года №796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования»).

 Однако, преподаватель в рамках урочной деятельности ограничен огромным количеством формальностей и требований, которые не позволяют в полной мере проявить творческий подход к воспитанию требуемых качеств. Но через разнообразные формы внеурочной работы можно развивать способ­ности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, выра­батывать устойчивый интерес к получению новых знаний и умений.

Появившиеся в изменённых образовательных стандартах акценты, предполагают некоторые изменения во внеурочной деятельности образовательной организации. Ведь не секрет, что система профессионального образования сегодня – это в первую очередь воспитатель, и во вторую - учитель. На примере нашего колледжа можно смело утверждать, что созданы все условия для всестороннего развития и социализации личности, каждому обучающемуся дана возможность стать таким, каким он хочет, к чему у него есть способности. Многообразие используемых форм внеурочной деятельности, содержательная работа, направленная на развитие ключевых компетенций обучающихся, способствует обеспечению баланса знаний, навыков и способностей коммуницировать.

В полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования можно лишь при эффективной организации внеурочной деятельности, под которой понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной. И все эти формы успешно используют в своей работе педагоги колледжа.

Можно условно разделить их деятельность на две части: проведение системных и несистемных занятий. В системе в колледже традиционно работают ежегодно до десяти спортивных секций, творческие коллективы (Музейный информационный центр, Клуб креативных индустрий «Арт в кубе», Клуб бардовской песни, Литературная гостиная), педагогический отряд «Восток юности», Волонтёрский центр, патриотический клуб «Защитник», а также кружки и факультативы по направлениям преподавательской деятельности, которые ведут поисковые и научные исследования, практикумы, психологические и иные тренинги. Успешно дополняют их работу несистемные внеурочные занятия: экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, соревнования, ролевые игры, компьютерные симуляции, групповые дискуссии и другое.

В деятельности педагогов можно выделить научно-познавательную составляющую, досугово-развлекательную с элементами проблемных технологий, художественно-эстетическую и социально значимую, то есть добровольческую. Выбор конкретного направления осуществляется самим педагогическим работником с учётом интересов обучающихся. Прежде всего, научно-познавательная составляющая представляется важной в преподавании как общеобразовательных дисциплин, так и профессиональных. Групповые и индивидуальные поездки на экскурсии в музеи, на выставки, на предприятия, которые проходят вне рамок учебных занятий, позволят преподавателям воспитать в студентах интерес к будущей профессии, значительно расширить представление о профессиональной деятельности, формировать мобильность и готовность к изменениям. Мероприятия, основанные на научно-популярных событиях, и те мероприятия, которые позволяют окунуться в реальную среду, помогают становлению у студентов рационального и естественно-научного мышления. Участие в волонтёрских программах потенциально является основой формирования эмпатии и культивирования гражданской ответственности для тех специальностей, где общение с людьми является неотъемлемым элементом.

В колледже много специальностей и каждая имеет именно свой опыт организации внеурочной деятельности, который во многом определяется спецификой самой будущей профессии. В этой публикации мы поделимся лишь некоторыми наработками, как нам кажется, наиболее удачными для профессионального становления обучающихся и формирования компетенций, определённых образовательным стандартом.

В основе реализации курсов внеурочной деятельности по направлению преподавательской работы лежит проектный подход. Проектная деятельность студентов – это наиболее эффективная деятельность во внеурочное время.

Изначально было определено, что результат внеурочной деятельности обучающегося должен стать достоянием всего колледжа, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, связанный с будущей профессиональной деятельностью. Приветствовались творческие проекты в рамках дисциплин, междисциплинарные и профессиональные проекты, компьютерные симуляции, виртуальные проекты и др.

Комплексная программа внеурочной деятельности «Технологическое моделирование» рассчитана на расширение знаний по профессиональным модулям основной профессиональной образовательной программы специальности 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций. С дидактической точки зрения проектирование и изготовление макета — это применение знаний на практике, развитие пространственного мышления, умения работать в команде и инициативности. В настоящее время, когда происходит повсеместная цифровизация и компьютеризация, существуют риск, что молодое поколение постепенно утратит умение создавать что-либо своими руками. А без этого умения техник-технолог не сможет стать настоящим специалистом своего дела. Кроме того, в ходе занятий обучающиеся получают более полное представление об устройстве промышленных зданий, особенностях различных технологических линий и о специальности «Технолог производства строительных материалов, изделий и конструкций» в целом. Публичное представление макетов цехов завода крупнопанельного домостроения с действующими моделями технологического оборудования стало ярким завершением реализации программы в прошлом учебном году. И, как продолжение начатой работы, уже в новом учебном году, спланирована и ведётся работа над научно-исследовательским проектом по заказу предприятия.

Программа внеурочной деятельности «Декоративные малярные работы» позволяет расширить знания обучающихся, овладеть навыками отделки интерьеров различными декоративными материалами и техниками выполнения. Особым успехом программа пользуется у студентов, обучающихся по направлениям дизайн, архитектура, строительство. Центральной идеей программы стало привлечение победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства регионального уровня, продемонстрировавших высокие результаты. За счет их прямой коммуникации с обучающимися происходит передача не только профессиональных навыков, но и секретов мастерства. А в завершении курса ребята публично представляют свои работы, лучшие из которых используются в дизайне интерьеров колледжа.

Программа внеурочной деятельности клуба программирования «IT-решения» направлена на расширение знаний и навыков в программировании и разработке программных решений с созданием портфолио ребят. Сегодня важны цифровые компетенции, умение работать с новыми технологиями. Поэтому программа привлекла внимание не только обучающихся по направлению информационных технологий. Основу содержания программы составляет анализ, проектирование и разработка программных решений. В завершении курса были представлены такие проекты, как разработка мобильного приложения, сайтов, программного обеспечения для терминала, голосового помощника, видеосюжета.

Внеурочная работа по предмету и учебная деятельность представляют одно неразрывное целое. Если молодой человек испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, он может этот опыт перенести в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех даст ему чувство уверенности в своих силах, а это предполагает и коренное изменение его образователь­ного потенциала. Хотя внеурочная работа требует от преподавателя дополнительных затрат времени и сил, именно она наиболее эффективно способствует повышению мотивации к более глубокому освоению выбранной специальности.

Получить профессионально са­мостоятельных, мобильных, с высокой степенью адаптивности к изменяющим­ся условиям, с развитым техническим, проблемным и системным мышлением специалистов в достаточном количестве и за максимально короткие сроки – основная цель федерального проекта «Профессионалитет». Несомненно, он будет способствовать восстановлению престижности технических специальностей, необходимых в сфере промышленного производства и заинтересованности в получении технического образования на современной технологической и производственной базе с последующим трудоустройством. А педагогическому коллективу нашего колледжа, уже ставшего участником образовательно - производственного кластера в области металлургии «ПроЛом», предстоит большая работа по формированию корпоративных компетенций, необходимых компании-заказчику.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО во внеурочной деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*