Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитательный потенциал интегрированного урока как способ реализации ФГОС и повышения качества образования

14.09.2022 301 429
Залазаева Галина Борисовна
Залазаева Галина Борисовна, преподаватель

Шахтарова Александра Евгеньевна
Шахтарова Александра Евгеньевна, преподаватель

Пермский профессионально-педагогический колледж

Современные условия развития научно-технического прогресса и сложившаяся социально-политическая обстановка накладывают на образование дополнительные, а возможно и основные задачи воспитания, заключающиеся в формировании общих компетенций, так как общество предъявляет все более высокие требования к человеку ХХI века.  В данное время педагогам приходится работать в явных противоречиях. С одной стороны, вся идеологическая и политическая ситуация в обществе не способствует формированию качеств гражданина, патриота, а с другой стороны, у государства есть потребность в воспитании граждан развитых, воспитанных, творческих, способных принимать решения, действовать и брать ответственность за поступки. Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дают ориентиры на становление таких личностных характеристик выпускника, как «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества».

Сегодня мы приходим к пониманию того, что в связи с процессами, происходящими в мире, меняются и ценностные ориентации современного человека.

Современный выпускник – это человек, разносторонне и гармонично развитый, а именно:

обучаемый, т.е. способный к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;

- интеллектуально и физически развитый, что может обеспечить его доступ к новым технологиям;

- креативный, т.е. способный мыслить и действовать творчески, умеющий ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе;

нравственный, т.е. патриот с высокими моральными установками; гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей, стремящийся к установлению с ними отношений сотрудничества, необходимых для сохранения и совершенствования человечества. [1]

Современному обществу нужен человек с целостным представлением картины мира, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Таким образом, творческая активность студентов и интеграция в учебно-воспитательном процессе – это важнейшие проблемы современного образования, актуальность которых продиктована новыми социальными запросами и обусловлена изменениями в науке, производстве, воспитании и т.д.

С целью достижения данного результата педагогами реализуются новые требования, предъявляемые Стандартами, при создании современного урока.

Следовательно, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, нетрадиционные уроки, ориентированные на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому студенту понять, проявить и реализовать себя. И одним из таких уроков является интегрированный урок. Интеграция – путь к метапредметности. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

 В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения.

В основе метапредметности лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. [2]

Идеи интеграции в обучении берут свои начала в трудах Я.А. Коменского, утверждавшего: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным». Формирование трудолюбия, уважения к выбранной специальности и человеку труда — главное в профессиональном образовании. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов в нем.

Получается, что интеграция на уроках – это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний из разных учебных дисциплин в какой-либо области.

ФГОС установил, что метапредметные результаты обучения определяют:

- установление причинно-следственных связей между явлениями;

- умение студента разрабатывать индивидуальный план достижения любых поставленных целей, а также целенаправленно определять наиболее правильные способы решения задач;

- способность оценивать уже выполненные задачи и свои собственные возможности по их решению;

- умение студента самостоятельно организовывать свой процесс обучения путем долговременного и бесконфликтного сотрудничества с педагогом и одногрупниками;

- умение студента работать самостоятельно или в группе, доводить до других свою мысль, аргументировать ее и отстаивать свою позицию;

- умение студента целенаправленно и грамотно применять речевые обороты, высказывая свои мысли, а также владеть устной и письменной речью;

- формирование навыков работы в режиме регламентированного выступления.

Все вышеперечисленные результаты можно достичь при помощи формирования универсальных способов деятельности (УУД), перечень которых обозначен в программе по их формированию, как нормативного сопровождения основного Федерального стандарта. [3]

Каждый урок – отрезок жизни длинной в сорок пять минут, а каждый интегрированный урок дает ученику достаточно широкое и яркое представление о реальном мире, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимодействии людей, об учебной, трудовой и профессиональной культуре. Основа таких уроков – развитие образного мышления и творческих способностей, а не только получение знаний и формирование навыков. Это позволяет использовать сведения из всех областей науки, культуры, искусства, окружающей реальности, следовательно, всех учебных дисциплин.

Интегрированные уроки, в отличие от традиционных, более четкие, компактные, насыщенные, на них предполагается высокий уровень самостоятельной работы.

На интегрированных уроках прослеживается следующая структура, в отличие от традиционных:

  1. Подготовительный этап (планирование, подбор содержания (материала) в зависимости от дополнительной воспитательной задачи - постановка общепредметной/метапредметной цели).
  2. Исполнительский – непосредственно урок.
  3. Рефлексивный – творческое задание, выполняемое на основе материала урока.

Проследим этапы процесса подготовки и проведения интегрированного урока на примере урока по русскому и английскому языку, разработанного преподавателями ГБПОУ «ПППК» Залазаевой Г.Б. и Шахтаровой А.Е.:

Тема: «Глагол-связка в языках»

Тип урока: Обобщение знаний

Форма урока: Практикум

Цель деятельности педагога: обобщить и систематизировать известные сведения студентов о видах сказуемых и способах его выражения в разных языках, отработать навык постановки/не постановки тире между подлежащим и сказуемым, показать значение соблюдения правильной интонации в устной английской и русской речи для развития коммуникативных компетенций.

Развивающие задачи: развивать умение студентов систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать их.

Воспитательные задачи: воспитывать активную личность, готовую к самостоятельной деятельности; чувство любви к родному языку; уважительное отношение к английскому языку как к средству общения; формировать бережное отношение к русской и зарубежной культуре; положительное отношение к труду.

Формируемые знания, умения, компетенции: совершенствовать коммуникативные компетенции; развивать орфографические, орфоэпические и коммуникативные навыки; способствовать воспитанию активной гражданской позиции личности.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся оперируют основными понятиями разделов «Грамматика», «Синтаксис», «Пунктуация» русского и английского языка; выделяют главное и второстепенное в материале; строят грамотные предложения по-русски и по-английски

Методы обучения: наглядный, практический, словесный

Педагогическая технология: интегрированное обучение

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная

Принципы:

  • коммуникативности;
  • деятельности;
  • системности;
  • наглядности;
  •  доступности. 

Оборудование: ПК, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, телефоны (для тестирования)

Подготовительный этап

Преподаватели подбирают языковой материал по теме «Труд. Профессии» для организации речевой устной и письменной практики в орфографическом и пунктуационном плане; готовят презентацию и кадр из фильма.

Исполнительский этап

  1. Оргмомент
  2. Актуализация знаний - Интрига – Цель этапа: Развитие познавательной активности.

2.1 Демонстрация кадра из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»; Постановка проблемного вопроса: Как вы поняли фразу «Азъ есмь царь»? Эта фраза более похожа на русскую или английскую? Как перевести ее на современный язык?

2.2 «Мозговой штурм» - Выдвижение предположений, гипотез по вопросу.

2.3 Деятельностный этап – выполнение упражнений разных видов, иллюстративный материал которых направлен на формирование положительного отношения к профессиям и труду в целом. (пословицы, поговорки, афоризмы, подходящие к пунктуационной теме «Русского языка» и лексико-грамматической «Английского языка»)

Рефлексийный этап – Цель этапа: Способствовать использованию полученных знаний и умений в речевой практике; развивать мотивацию, заинтересованность и потребность в трудовой и профессиональной деятельности.

2.4 Выступления русского и английского эксперта по вопросу: Использование глагола-связки в разных языках.

2.5 Подведение итогов.

  1. Домашнее творческое задание – Цель этапа: способствовать осознанию важности и нужности труда в целом и своей будущей специальности в частности.

1 вариант: Написать мини-сочинение «Труд – основа жизни», использовав предложения с составным именным сказуемым; перевести его на английский язык.

2 вариант: Написать мини-сочинение «Моя будущая профессия» на английском языке; перевести его на русский.

  1. Контроль. Решение задания в Online Test Pad

В заключение не можем оставить без внимания высказывание об уроке: «Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это кусок истории личностной судьбы ребенка» [4], следовательно, педагог обязан сделать так, чтобы проживание этой жизни совершилось на уровне высокой культуры и максимальной полезности.

Преподаватель конструирует такие уроки, которые направлены на переход от использования обобщенного опыта, способов деятельности к созданию студентами собственных выводов и способов. Интегрированные уроки направлены как раз на реализацию этой задачи. Метапредметные образовательные приемы и технологии помогают решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных учебных дисциплин, обеспечить формирование умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, развить оригинальность мышления.

Бернард Шоу, высказал правильную мысль: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность!» Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, необходимо искать эффективные методы и формы обучения. Все это позволяет сделать вывод, что мы находимся на правильном пути и эту деятельность необходимо продолжать, особенно, если есть для этого все предпосылки. Таким образом, метапредметный подход сегодня — это не только новое веяние в педагогике, несущее высокий воспитательный потенциал, но и важнейшее условие повышения качества образования. [5]

 

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Воспитательный потенциал интегрированного урока как способ реализации ФГОС и повышения качества образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*