Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология подготовки обучающихся с ОВЗ Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса к конкурсам профессионального мастерства «Абилимпикс» по IT-компетенциям

13.09.2022 268 401
Мельников Алексей Геннадьевич
Мельников Алексей Геннадьевич, директор

Часовских Галина Владимировна
Часовских Галина Владимировна, зам. директора по УМР

Курдюмова Валентина Борисовна
Курдюмова Валентина Борисовна, методист

Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса

Сегодня главный тренд в профессиональном образовании связан с цифровой революцией, которая ведёт к кардинальному изменению рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации, повышению ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения. Развитие цифровой экономики предполагает активную позицию образовательного учреждения по проектированию новых подходов к реализации образовательного процесса в условиях цифровизации профессионального образования.

В настоящее время одним из главных приоритетов является идея безусловного равенства между людьми, из которой вытекает необходимость борьбы с проявлениями любой дискриминации, что закреплено Конституцией РФ. В области образования этот принцип получил своё отражение в виде инклюзии, основной целью которой является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с особыми потребностями. Использование современных информационных технологий и цифровизация образования помогают создать доступную и адаптивную среду инклюзии.

Актуальной стала необходимость адаптации методики освоения цифровых компетенций лицами с ОВЗ, выбор технологий педагогической деятельности при работе со студентами с различными нозологиями.

Согласно установкам развития цифровой экономики России доля населения с цифровыми навыками должна составить не менее 40 %, а вузы и колледжи должны выпускать ежегодно более 800 тысяч специалистов, обладающих IТ-компетенциями на среднемировом уровне.

Возникает проблема: с одной стороны, образовательному учреждению необходимо обеспечить лицам с ОВЗ и инвалидностью освоение трудовых функций, получение необходимых знаний, умений, навыков, с другой стороны, состояние здоровья таких обучающихся препятствует этой продуктивной учебной деятельности.

Внедрение так называемых «сквозных цифровых технологий» призвано существенно облегчить повседневную жизнь инвалидов и повысить их профессиональные возможности.

Цель представленной практики – создание условий для формирования IT-компетенций у обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Задачи:

  1. Формирование цифрового образовательного пространства в колледже.
  2. Создание безбарьерной среды для обучения в образовательном учреждении.
  3. Методическое сопровождение обучающихся — инвалидов и лиц с ОВЗ с целью подготовки к конкурсу профессионального мастерства «Абилимпикс».

Целевая аудитория:

  1. Педагоги.
  2. Работодатели.
  3. Обучающиеся, родители (или законные представители).

Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса — крупнейшее в Красноярском крае многопрофильное образовательное учреждение многоуровневого, непрерывного профессионального образования, осуществляющее подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства, обладающее высоким материально-техническим, социально-бытовым и кадровым обеспечением образовательного процесса, соответствующим государственным требованиям, имеющее филиалы в г. Ужур и г. Боготол. В колледже созданы условия для получения качественного образования по 18 программам подготовки специалистов среднего звена и программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Осуществляется внедрение адаптированных, практико-ориентированных образовательных программ, обеспечивающих функционирование информационно-ресурсной площадки по подготовке специалистов IT-компетенций для цифровой экономики Красноярского края.

Между тем, ориентация лиц с ОВЗ и инвалидностью, но сохраненным интеллектом, на будущие «умные профессии» в сфере больших данных, машинного обучения, искусственного интеллекта, интернета вещей, блокчейна, виртуальной и дополненной реальности и т.д. является не только общественно полезной, но и гуманной акцией.

В колледже создано цифровое образовательное пространство, необходимые условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ: оборудованы учебные аудитории, кабинеты, лаборатории, в которых соблюдены все необходимые требования к рабочему месту обучающегося. Проводится работа по адаптации имеющегося программно-методического обеспечения для обучения лиц с ОВЗ (в том числе инвалидов); разрабатываются адаптированные учебные планы и программы, индивидуальные планы профессиональной реабилитации; создаются цифровые образовательные ресурсы для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

В целях обеспечения технической поддержки профессионального образования инвалидов используется оборудование для дистанционного обучения, платформа Moodle для создания цифровых образовательных ресурсов и реализации обучения в режиме офлайн и онлайн.

Осуществляется подготовка педагогов к реализации инклюзивного обучения по программам повышения квалификации: «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования», «Технология дистанционного образования» и др. — с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации с применением ИКТ, специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий.

Сегодня немыслимо говорить о качественной жизни людей с ОВЗ без использования ими специальных технических средств, в зависимости от вида и степени ограничений функционирования.

В колледже создана безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц относящихся к категории инвалиды различных нозологий. Используется специализированное оборудование: тактильные и аудиодисплеи для незрячих пользователей, таблички и мониторы Брайля, специализированные мыши для людей с нарушениями слуха и речи,  аудиопетли, индукционные петли для подключения слуховых аппаратов и усиления мощности звука, оборудован специальный санузел, установлены специальные контактные полосы, световые табло и другое необходимое оборудование для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Обеспечен свободный подъезд к учебным корпусам и аудиториям, у входа оборудован информационный стенд (бегущая строка), тактильные таблички. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата сооружены поручни, пандусы и установлена беспроводная система вызова помощи, оборудован специальный кабинет для студентов-инвалидов. Рабочие места для слабовидящих организованы возле окон, рабочие места для лиц с нарушениями опорно-двигательного размещены у входа в аудиторию.

Педагогами колледжа создана образовательно-воспитательная среда посредством использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов «Академии Медиа», использования специальных образовательных платформ и порталов и т.д. Инвалиды и лица с ОВЗ имеют возможность использования сетевой платформы онлайн-образования «е-Сибирь» регионального центра компетенций в области онлайн-обучения в г. Красноярске по таким направлениям, как сети передачи данных, кибербезопасность, программирование, системное администрирование, «интернет вещей».

«Интернет вещей» — это следующий уровень развития устройств, которые могут объединяться в сеть через интернет или с помощью беспроводных технологий. Обмен данными происходит в режиме реального времени как напрямую, так и через удаленные онлайн-серверы. Устройства работают в автоматическом режиме, а пользователь может управлять ими, в том числе дистанционно.  К интернету возможно подключить не только  компьютеры, ноутбуки, смартфоны и планшеты, но и практически любое устройство, такие, как: смарт-часы, умные бытовые приборы, дата-центры и даже «умную» одежду.

Методические материалы онлайн-платформы используются педагогами в качестве системы подготовки участников по IT-компетенциям чемпионата «Абилимпикс». Колледж ежегодно принимает участие в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс», который является средством выявления и поощрения талантливых студентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Цель подготовки обучающихся к конкурсу профессионального мастерства «Абилимпикс» – формирование практических навыков, в т.ч. в области  IT-технологий.

В колледже создается  рабочая  группа,  в  состав  которой  входят  опытные преподаватели  профессионального  цикла,  педагог-психолог, методист. К участию в подготовке конкурсанта привлекаются работодатели из IT-организаций Красноярского края – социальных партнеров колледжа. При подготовке участников конкурса важную роль играет методическое, тьюторское и психолого-педагогическое сопровождение, педагогические технологии. Накапливается методический опыт, приобретаются новые знания, анализируются итоги предыдущих конкурсов, вырабатывается система подготовки участников, актуализируются основные профессиональные образовательные программы по специальностям «Прикладная информатика» и «Компьютерные системы и комплексы» в соответствии с запросами работодателей, цифровой экономики, требованиями конкурса «Абилимпикс».

Большая роль отводится педагогу-наставнику. Наставники применяют современные педагогические технологии: технология сотрудничества, личностно-ориентированный, деятельностный, проблемно-рефлексивный подходы, здоровьесберегающая и диагностическая технологии, технология тьюторского сопровождения и другие.

Алгоритм подготовки конкурсантов «Абилимпикс» можно  представить  в виде следующих этапов:

  1. Организация и проведение внутриколледжных отборочных этапов конкурса.
  2. Наблюдение за  обучающимися  в  ходе  выполнения конкурсных заданий с целью выявления  их способностей и оценки уровня теоретической и практической подготовки.
  3. Отбор участников из числа студентов специальностей «Прикладная информатика», «Компьютерные системы и комплексы», показавших лучшие результаты в IT-компетенциях.
  4. Создание команды из 3–4 обучающихся для участия в региональном конкурсе «Абилимпикс».
  5. Проведение психологического тестирования, анализ сильных и слабых сторон конкурсантов.
  6. Составление плана подготовки к соревнованиям, плана самоподготовки участника.
  7. Ознакомление с конкурсным заданием, анализ содержания и уровня его сложности.
  8. Оформление и работа над конкурсным заданием.
  9. Организация участия обучающихся в региональном конкурсе профессионального мастерства.
  10. Сопровождение конкурсантов, оказание поддержки, психологической помощи.

На основе опыта организации, проведения внутриколледжных этапов конкурса и участия обучающихся в региональных чемпионатах «Абилимпикс» методической службой колледжа составляются рекомендации для педагогов-наставников по подготовке конкурсантов.

Для победы в конкурсе «Абилимпикс» важно не только правильно и рационально распределить рабочее время, отведенное на выполнение задания с учетом физических проблем со здоровьем, но и проводить тестирование профессиональных навыков и умений, а также психологические тренинги по формированию и поддержанию позитивного настроя. Необходимо применять методы, учитывающие динамику и уровень работоспособности обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Для предупреждения утомляемости обучающихся данной категории после каждого часа работы рекомендованы 10–15-минутные перерывы.

Подготовка к конкурсам активизирует творческие возможности участников, способствует проявлению у них самостоятельности, ответственности, развитию коммуникативных навыков и совершенствует их мастерство. Для мотивации конкурсанта необходимо создание ситуации успеха — целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.

Именно совокупность применения всех позиций в подготовке участников (материально-техническое обеспечение, инновационные педагогические технологии, современное программное обеспечение и др.) позволяют обучающимся колледжа побеждать в конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс» по компетенциям:

- «Веб-дизайн (программирование)» — 3 место, 2020-2022 гг.;

- «Администрирование баз данных» — 1 место, 2021-2022 гг.

Конкурсы профессионального мастерства помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки IT-специалистов, создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления обучающихся, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.

Конкурс «Абилимпикс» меняет отношение общества к трудоустройству людей с инвалидностью, мотивирует государство создавать все необходимые условия для получения доступного образования любого уровня, а также мотивирует самих инвалидов к получению высококвалифицированных специальностей и хорошей работы.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Технология подготовки обучающихся с ОВЗ Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса к конкурсам профессионального мастерства «Абилимпикс» по IT-компетенциям




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*