Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Метод кейсов как средство активизация познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка в условиях медицинского техникума

08.07.2022 199 286
Дёмина Ольга Александровна
Дёмина Ольга Александровна, преподаватель

Куйбышевский медицинский техникум

«Метод изучения конкретных ситу­аций - это учебная деятельность, ориентированная на студентов и основанная на реальных жизненных ситуациях. Это события или проблемы с контекстуальной информацией, которые предоставляют обучающимся возможность применить свои знания, совершенствовать навыки упорядочивания информации, выявлять и решать проблемы».

Как метод преподавания английского языка предполагает обучение иностранному языку через содержание. Содержание, имеющее профессиональную ориентацию, вызывает больший интерес у студентов и имеет для них большую значимость в процессе изучения языка. Case study основываются на аутентич­ном материале, который знакомит студентов с реальными проблемами, требующими анализа и решения. Данный метод является интегрированным профессиональным подходом, который развивает навыки чтения, говорения и аудирования».

Суть метода заключается в том, что группа студентов, изучив и проанализировав представленную ситуацию, старается предложить варианты решения данной проблемы и даль­нейший алгоритм развития событий.

Применительно к обучению иностранному языку кейс-метод помогает решить ряд важней­ших задач, так как обучение на основе ситуационного анализа:

  • создает необходимую языковую среду и мотивирует студентов использовать иностран­ный язык для реального общения;
  • способствует эффективному развитию навыков всех видов речевой деятельности (чте­ния, аудирования, говорения и письма, если конечный результат представлен в письменном виде);
  • помогает формировать навык деловой коммуникации, а также ряд аналитических, твор­ческих и социальных навыков.

Кейс состоит из следующих частей:

  • описание конкретной ситуации;
  • задания к кейсу;
  • вспо­могательная информация, необходимая для анализа кейса.

Этапы работы студентов с кейсом:

  • ознакомление с ситуацией;
  • анализ информации;
  • поиск решения;
  • выявление преимуществ и недостатков каждого предложенного решения;
  • оценка альтернатив;
  • презентация результатов;
  • оценивание участников;
  • подведение итогов.

Преподаватель исполняет роль ведущего, направляющего дискуссию, генерирующего во­просы и фиксирующего ответы. Он выступает со вступительным и заключительным словом, поддер­живает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации, а также резуль­тат работы с точки зрения объективности, обоснованности, систематичности и оптимальности.

Одним из важнейших требований при разработке кейса является реальность описываемых в ситуации событий, поэтому конкретные ситуации разрабатываются на основе подлинных фактов. Разрабатывая кейс, преподаватель учитывает следующие принципы:

  • учебная ситуация специально готовится для целей обучения таким образом, чтобы в процессе обсуждения можно было бы создать творческую, но в то же время целенаправленно управляемую атмосферу;
  • учебная ситуация должна соответствовать определенному концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается;
  • работа с учебной ситуацией должна научить студентов анализировать конкретную ин­формацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы.

Кроме этого, для успешного использования метода кейса нужно иметь в виду следующие моменты:

  • предъявляемая информация должна быть важной и существенной;
  • инструкции, исходящие от преподавателя, должны быть четкими и понятными;
  • информация должна быть достаточной для того, чтобы работающие над проблемами, поставленными в кейсе, могли обсудить проблему и предложить методы ее решения;
  • преподаватель должен дать четкие пошаговые инструкции для сбора необходимой ин­формации, подготовки презентации или создания другого конечного продукта кейса;
  • время, выделенное на решение проблемы, поставленной в кейсе, должно быть четко спланированным;
  • участники кейса должны знать, где они могут найти необходимые источники информации.

Так, наиболее эффективен данный метод в условиях медицинского образования при изучении раздела «Причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи».

В отделении реабилитации поступил Иванов Иван Иванович 60 лет с диагнозом пояснично-крестцовый остеохондроз (период ремиссии) с жалобами на боли в поясничной области, скованность движений, снижение работоспособности. Объективно: рост 170 см, вес 70 кг, подкожно-жировая клетчатка выражена умеренно, Ад 120/70, пульс 75 ударов в мин.

Задание 1. Вы – медицинская сестра реабилитационного отделения. Какова ваша тактика?

Ivan Ivanov, 60 years old, was admitted to the rehabilitation department with the diagnosis of lumbosacral osteochondrosis (remission period) with complaints on the pain in the lumbar region, stiffness of movements, decreased performance. Objectively: height 170 cm, weight 70 kg, subcutaneous fat expressed moderately, Blood pressure 120/70, pulse 75 beats per minute.

Task 1. You are a nurse of the rehabilitation department. What is your tactics?

Поскольку языковая подготовка будущих специалистов должна быть направлена на развитие не только общих коммуникативных компетенций, но и профессионально ориентированных языковых компетенций. Метод case study дает студентам возможность выработать и развить компетенции, необходимые для их профессиональной деятельности: совершенствовать навыки анализа, синтеза, принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях; работать в команде, развивая навыки сотруд­ничества; осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для выполнения поставленных задач; делать отчеты; выступать со своими решениями перед аудиторией; уметь правильно пла­нировать свое время, чтобы уложиться во временные рамки, определенные сценарием кейса.

В ходе такого обучения студент обычно не думает о конечной цели (общение на иностранном языке на основе владения данной языковой системой), перед ним возникают промежуточные цели (осуществление данного речевого акта с помощью данного речевого средства). Общение является не только конечной целью обучения, но и его ведущем средством. Организую общение так, чтобы студент осознавал коммуникативную цель, а языковые средства выбирал бессознательно по отношению к конкретной ситуации. Т.е. студент осознает их коммуникативное, но не языковое значение. Постепенно обучающийся переносит языковой опыт из знакомых ситуаций в незнакомые. Таким образом, переход от достижения запланированных речевых целей к достижению фактической цели обучения происходит через постепенное «врастание» форм речевого поведения в функциональную системность средств, необходимых для достижения этих целей. Задача преподавателя – организовать учебную деятельность так, чтобы учебный материал запоминался тогда, когда студенты заняты непосредственно материалом, но не специально запоминанием этого материала. В результате студент занимается потому, что лично ему интересно совместно решать задачи, совместно «играть», совестно «говорить», т.е. совместно действовать.

Установка на готовность активизируется в самом студенте, преподаватель имеет средства для поддержки данной установки -  высокую оценку усилий обучающегося.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Метод кейсов как средство активизация познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка в условиях медицинского техникума




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*