Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активизация мыслительно-познавательной деятельности обучающихся на занятиях

26.02.2014 1065 2952
Жукова Наталья Владимировна
Жукова Наталья Владимировна, преподаватель

Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса

Каждый преподаватель хочет, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Мне сначала казалось, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказать. Но потом я поняла, что для успешности обучения этого недостаточно. Надо будить мысль студентов, использовать методы активизации мыслительной деятельности обучающихся.

 

Я хочу рассказать о некоторых из таких методов, используемых мной на занятиях. Первый из таких методов – это дидактическая игра.

 

Поступив на работу в колледж, я думала, что мне уже не придется использовать игровые моменты, так как я буду работать со взрослыми людьми.

 

Однако вскоре я поняла, что это не так. Взрослые тоже хотят играть.

 

Во-первых, игра – это естественная форма обучения, начиная с раннего детства.

 

Игра – часть жизненного опыта. Кроме того, игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

 

Любой игровой момент в нашей жизни обладает свойствами увлекательности, а часто и состязательности, что не может не захватывать людей, тем более таких, как студенты.

 

При работе со студентами-юристами мною использовались так называемые деловые игры, позволяющие вовлечь в активную работу почти всех студентов группы.

 

Основной целью деловой игры является приобретение студентами-юристами компетенций, практических навыков, связанных с будущей профессией.

 

В зависимости от содержания деловой игры студенты исполняют роли участников судебного процесса, работников правоохранительных органов, роли депутатов, государственных служащих и другие.

 

Участие в деловой игре позволяет студентам наглядно видеть пробелы знаний по соответствующей учебной дисциплине.

 

Деловые игры можно разделить на две группы:

1. Собственно деловая игра;

2. Игровой момент.

 

Игровые моменты используются намного чаще, чем деловая игра, что связано с меньшим количеством времени, которое идет на игровой момент на занятии.

 

Например, по предмету «Судебное делопроизводство» при закреплении темы «Оформление уголовных и гражданских дел после их рассмотрения» может быть использован игровой момент, где тут же на занятии раздаются роли подсудимого, судьи, конвоира, секретаря судебного заседания и они выполняют действия, которые должны выполнить данные лица в судебном процессе.

 

По предметам «Гражданское право» и «Гражданский процесс» используются инсценировки ситуаций.

 

Что касается собственно деловой игры, то к ней, конечно, требуется огромная подготовка. Обычно игра протекает в строгом соответствии со сценарием, содержащим жизненную ситуацию, подлежащую разрешению в судебном порядке.

 

Проведение деловой игры предшествует тщательная предварительная подготовка к ней. Первым этапом этой подготовки является разбор ситуации. В начале разбора, преподаватель доводит до студентов цели проведения игры, кратко разъясняет существо проблемы (ситуации), подлежащей разрешению, поясняет особенности правового статуса участников игры (их права и обязанности), отвечает на вопросы студентов.

 

Второй этап – процедура распределения ролей. Приветствуется самовыдвижение на роль. Но преподаватель должен убедить в общественной значимости всех ролей.

 

Получив роль, студент должен понять и осознать, что от него потребует эта роль: каких знаний, навыков, умений, полномочий.

 

При подготовке студентов, преподаватель должен перечислить законы, нормативные акты, которые необходимо изучить студентами, получившими роль.

 

В заключении, нужно назначить время проведения консультации, на которую студенты должны придти уже с готовым текстом, вопросами (если это судья или адвокат) и т.д.

 

По окончании игры преподаватель подводит итоги занятию, кратко анализируя выступления всех участников игры, выставляет оценки.

 

Что касается других учебных дисциплин, преподаваемых на неюридических специальностях, то здесь тоже можно активизировать работу обучающихся.

 

Например, по предмету «Основы социологии политологии» можно проводить игру «Снежный ком».

 

Первый участник называет какое-либо слово, относящееся к данной теме, второй повторяет это слово и добавляет свое, третий повторяет первое и второе слово и говорит третье. Например: 1) человек; 2) человек, индивид; 3) человек, индивид, личность; 4) человек, индивид, личность, социализация и т.д.

 

Или по политологии: 1) государство; 2) государство, монархия; 3) государство, монархия, республика и т.д.

 

Что касается такого предмета, как «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», то здесь для активизации мыслительной деятельности важна практическая направленность, формирование компетенций, связанных с будущей профессией студентов.

 

Например, заполняя на занятиях гражданско-правовые договоры, нужно учитывать будущую профессию студентов.

 

Так у технологов общественного питания, заполняя договор оптовой купли-продажи, мы покупаем колбасу для пиццерии, у парикмахеров – шампунь.

 

В заключение хочу сказать, что задача педагогов – не «передача знаний», а формирование поколений. И это формирование прекрасно реализуется в активных методах обучения.

 

Уникальная особенность таких методов, в частности деловой игры, состоит в том, что по словам великого педагога-психолога Л.С.Выготского человек может «вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было».

 

Список используемой литературы

1.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула 2002

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.

3. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология.

5. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003

6. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960

7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 2003.

8. Кукушин В.С. Педагогические технологии. Ростов - на – Дону. 2002.

9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, - М., 2004.

10. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М., 2004.

11. Яковлев И.м. Методика и техника урока. – М., 2003.

12. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. – М., 2006.

13. Фридман Л.М. Психологическая наука-учитель.

14. Шлаков С.А. Игры учащихся. – М., 2004.

15. Орлов А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. - М., 2004.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*