Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Метод проекта как технология необходимая при изучении учебного материала для студентов

27.06.2022 714 1135
Андрюкова Юлия Петровна
Андрюкова Юлия Петровна, преподаватель

Томский индустриальный техникум

Нужно отметить, что метод проектов имеет двойную природу его можно реализовать в профессиональной деятельности и образовательном процессе.

Применение метода проектов в образовательной деятельности как педагогической технологии позволяет достичь реализации многих задач, при помощи метода проекта, возможно, реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед педагогом. Тем самым значительно улучшить качество образовательного процесса.

Для подтверждения выше сказанного, рассмотрим возможности применения метода проекта как технологии, при изучении учебного материала.

Рассмотрим более подробно «Метод проекта» как педагогическую технологию и её возможности.

Метод проекта является наиболее актуальной и доступной технологией современного образования.

Не для кого не секрет, что главными и необходимыми параметрами развития в современном образовании признаются мышление, творческие способности, личностные качества, а важнейшими средствами развития у учащихся данных способностей выступают содержание и технологии обучения. В ходе исследований было выяснено, что именно данные средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность обучающегося в том случае, когда сам учащийся принимает участие в их конструировании.

Принимая даннoе положение, можно полагать, что не любое содержание может быть сконструирoвано самими учащимися, а только то, которое является предметом их непосредственной прaктическoй деятельности, напрaвленной на проектировaние и создание определённого продукта. Именно этим обуславливается актуальность и необходимость использования в современном образовании продуктивных методов, одним из которых является «Метод проектов».

В последнее время метод проектов все чаще используется в процессе обучения как личностно – ориентированная технология, потому что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей и помогает применить их на практике, при этом создавая новые знания, идеи, ценности.

Основу метода проектов составляет признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальности. В данном случае роль учителя заключается в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, ученик может опираться на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Метод проектов представляет собой совместную деятельность ученика и учителя, направленную на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе выполнения определённого проекта.

Метод проектов показывает, что изучение проекта представляет собой такую учебную технологическую деятельность, качественное своеобразие которой состоит в осознании структурных элементов учебной деятельности и ее возможности обеспечивать личностное и творческое развитие учащихся.

После проведения экспериментов были сделаны следующие выводы, что применение в образовательном процессе метода проектов как личностно-ориентированной педагогической технологии обеспечивает интеллектуализацию обучения, привлекает учащихся не только возможностью овладевать новыми знаниями, трудовыми операциями, но и возможностью осуществлять интеллектуальный поиск, рассуждать, принимать решения, что соответствует стандартам развивающего обучения.

Педагогическая технология метод проектов обеспечивает интегративную основу обучения, а также синтез знаний учащихся. «Личностно - ориентированное обучение своим содержанием и качественными особенностями создает необходимые условия интеллектуально - личностного становления учащихся, помогает ему в полном объем усвоить все структурные компоненты проекта.

У обучающихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу экономических, экологических, потребительских, а также технологических ситуаций, развивается способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей и материальных возможностей, выбирать наиболее экономичный, технологичный и отвечающий требованиям дизайна, способ изготовления объекта проектной деятельности. Метод проектов - это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять воедино теоретические знания с практическим опытом».

Именно благодаря проектной деятельности в наибольшей степени обеспечиваются современные требования к развитию личности учащегося, учитывается его индивидуальные способности и интересы. Система обучения для учащихся сохраняется «открытой» в неё могут добавляться те или иные дидактические приёмы, методы обучения, которые учитывают различные факторы и условия целостного решения технологической проблемы, так как наибольшей эффективностью обладают различные их сочетания.

Исследования показывают, что, обучающиеся лучше и быстрее овладевают основами проектирования, технологии и коммуникации выполняя творческие проекты.

Использование метода проектов на практике позволило:

«- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- формировать у обучающихся специфические умения и навыки обще-учебного (постановка учебной проблемы, выбор рационального и оптимального способа достижения цели, планирование самостоятельной работы на уроке и вне школы, организация мыслительной деятельности, оценка результатов своих действий) и коммуникативного характера».

После проведения анализа можно сделать следующее предположение о том, что метод проектов как педагогическая технология характеризуется следующими признаками:

«Признание учителем уникальности и индивидуальности каждого обучающегося как самобытного человека, имеющего собственную предопределённость, генетически заложенную «программу» обучения, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию. А так же признание каждым учащимся уникальности и индивидуальности любого другого человека».

В ходе наблюдения за процессом учебной проектной деятельностью, выяснилось, что учащиеся стремятся сами находить сведения необходимые для выполнения проекта, а также производят нужные расчёты. Учитель при этом выполняет функцию консультанта помощника. Он, конечно, руководит творческой деятельностью учащихся, но делает это незаметно для самого обучающегося.

Именно метод проектов реализует идеи развивающего обучения. Выполняя различные творческие проекты, студенты учатся самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их реализацию. Учащийся самостоятельно отвечает за свои успехи, промахи и недостатки при этом становится равноправным участником совместной деятельности с учителем. Студент сам может анализировать каждый шаг своего учения, определять недостатки, искать причины возникших затруднений, участвовать в коллективном обсуждении различных точек зрения и т.д. Свобода выбора делает деятельность обучающегося более осмысленной, осознанной, продуктивной и более результативной. Во время проектной деятельности у обучающихся развиваются общие и специальные способности.

Структура занятия при выполнении метода проектов позволяет формировать творческую личность, а также вырабатывать собственное «Я».

Творческая деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся, всё это показывает теория и практика метода проектов.

При выполнении метода проектов в основе технологии - лежит признание уникальности каждого ученика. Роль учителя заключается в организации определённой образовательной среды, обучаясь в которой, учащийся опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Метод проектов реализуется как совместная деятельность студента и преподавателя, направленная на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств в ходе выполнения проекта.

Таким образом, при использовании метода проектов в процессе обучения происходит становление двух взаимосвязанных составляющих педагогической реальности - усвоение учебных знаний отдельных дисциплин и развитие личности учащихся.

Метод проектов способствует выявлению достаточно широкого круга интересов у учащегося, оказывает воздействие на формирование убеждений, идеалов и мировоззрений личности. Данная технология предоставляет студенту широкое поле для его новой деятельности. Метод приводит к изменениям познавательной сферы личности, так как субъектом учения является целостная личность, а не отдельно выделенные из неё познавательные процессы - память, мышление, внимание. Так к примеру создание определённого изделия - от идеи до её воплощения развивает наглядно - образную память, абстрактно - логическое мышление и другие познавательные процессы, формируя тем самым интеллект учащегося.

С помощью применения метода проектов преподаватель стремится состыковать интересы обучающегося с его личностными способностями и возможностями. Это производится в течение всего учебного периода, педагог помогает ученику осознать себя, обнаружить свои способности, свои интересы. Кроме того, преподаватель в этом случае выступает в роли консультанта, помощника учащихся, что создает среду проявления активности, ответственности, самостоятельности учащихся.

«На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Содержание понятия «метод проектов как образовательная технология» рассматривается как выстроенная определённым образом совместная деятельность участников проекта, обеспечивающая движение образовательного процесса к определенному результату, в качестве которого выступают продукты творческой деятельности учащихся и развитие личностных качеств, актуализированных в этой деятельности.
  2. Система изучения образовательной области «Ипотечное кредитование» с использованием метода проектов представлена во взаимосвязи мотивационного, исследовательского, технологического компонентов. Компоненты системы раскрываются через актуализацию личностных смыслов проектной деятельности, поддержку интересов, способностей учащихся, участие в выборе проекта, информационной поддержки, освоение способов выполнения и представление результатов проектной деятельности.

Использование метода проектов включает оценку развития личностных качеств учащихся как субъектов проектной образовательной деятельности, в числе которых входит - активность, ответственность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, фантазия, любознательность, изобретательность и др.

  1. Условиями эффективности метода проектов как педагогической технологии являются упорядоченная организация учебной деятельности учащихся, основанная на учёте возрастных особенностей учащихся, уровня умственного развития, типа мышления, интересов, возможностей при выполнении проектной деятельности. Дифференцированный подход создаёт благоприятную среду для включения учащихся в проектную деятельность на основе их индивидуальных способностей и ценностного отношения к учебе и собственному развитию.

Условиями и факторами эффективности влияния метода проектов на личностное развитие учащихся, их самоопределение и самоутверждение, являются методы стимулирования творческой деятельности: конкурсы проектов, индивидуальные поощрения, наглядная пропаганда достижений учащихся (выставки, информационные стенды), сопутствующие повышению интереса и личной значимости проектной деятельности. В качестве условия эффективности метода проектов выступает позиция преподавателя, которая заключается в организации соответствующей образовательной среды. Педагогическое руководство выполнением проекта осуществляется по определенному алгоритму. В процессе совместной деятельности обучающегося и преподавателя происходит развитие навыков анализа собственной деятельности, осмысление своего опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих преодолению возникших трудностей.

Дополнительными условиями создания качественного продукта в процессе выполнения проекта, являются материально - техническое обеспечение, программно - методическая база и другие необходимые элементы предметно - ориентированной среды.

  1. Педагогическая эффективность метода проектов как технологии заключается в выполнении человекосозидательных функций образования: культурологической, функций социализации и индивидуально - творческого развития личности.
  2. Применение метода проектов как педагогической технологии усиливает самостоятельный характер учебной деятельности, развивает инициативу, ответственность за результаты деятельности. Усвоение учащимися проектной деятельности обеспечивает высокий уровень их личностного и познавательного развития.
  3. Важнейшим условием повышения эффективности метода проектов как педагогической технологии является педагогическая поддержка, актуализация личностных смыслов, создание предметно - ориентированной среды.
  4. Для успешного осуществления творческой проектной деятельности определены и другие условия, необходимые для его осуществления: укрепление учебно - материальной и программно - методической базы. Материально - технические средства осуществления технологических процессов при выполнении проектов являются одной из главных составляющих содержания обучения на занятиях по проектной деятельности».

Таким образом, можно утверждать, что метод проектов позволяет реализовывать следующие дидактические закономерности: сознательность и активность, доступность, наглядность, связь теории с практикой.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Метод проекта как технология необходимая при изучении учебного материала для студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*