Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение инновационных методов обучения на занятиях как средство активизации творческого потенциала студентов

17.06.2022 223 318
Новикова Екатерина Дмитриевна
Новикова Екатерина Дмитриевна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Обучение и воспитание подрастающего поколения – сложный взаимосвязанный процесс, зависящий от целей образования и задач, которые ставятся обществом и государством перед системой профессионального образования. В современном мире востребован грамотный, образованный, культурный, коммуникабельный, компетентный человек, воспитание и обучение которого возложено, в первую очередь, на образовательные учреждения.

В настоящее время появление новых источников знания и,  соответственно, новых методов обучения, дали импульс дальнейшему развитию педагогики. Не случайно в документах, направленных на совершенствование образования, особое внимание уделяется мотивационному, ценностно-ориентированному аспекту обучения. Целью модернизации учебного процесса является  личностно-ориентированное образование.

Успешное обучение студентов возможно, если они желают обучаться выбранной профессии. Для успешного взаимодействия педагога и студента главной составляющей является мотивация, т.е. желание студента получать знания по изучаемым предметам и овладевать профессиональными навыками.

Особенно важно заинтересовать студента в обучении выбранной профессии, наглядно рассказать о преимуществах её, рассказать, где в перспективе студент будет работать, сколько зарабатывать, если успешно пройдёт курс обучения.

Применение различных методов обучения в педагогическом процессе помогает обучающимся, с учётом их физических, умственных и психологических способностей, более эффективно усваивать новые знания, а также развивать гибкие навыки, на которые делается акцент в современном образовательном процессе по общеобразовательным дисциплинам.

Основными гибкими навыками по преподаваемым мной дисциплинам считаю коммуникацию, критическое мышление, ораторское искусство, креативность, решение проблем, работа в команде, лидерство.

Метод проблемного обучения можно применить на занятиях по литературе в виде дискуссии о роли главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Мнения студентов разделились: одни оправдывали поведение Родиона Раскольникова и выставляли аргументы «за» его преступление, другие – осуждали, считая его деяния неприемлемым, а наказание – справедливым. Все студенты были вовлечены в дебаты, выступая в качестве судей, и после активного обсуждения мнение второй группы стало преобладающим  - наказание за преступление неотвратимо.

Методом «круглого стола» можно назвать обсуждение глобального значения названия романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Студенты выражали свое мнение о глубоком значении понятий «войны» и «мира» как в прямом их выражении, так и в философской трактовке «войны» и «мира» в душах людей. При обсуждении студенты показали знания содержания романа, истории, привели широкий ассоциативный ряд, связанный с понятиями «войны» и «мира», выразив свою патриотическую настроенность. Такой метод помог студентам более глубоко уяснить значение романа и его актуальность.

Примером театрализации можно назвать инсценировку студентами фрагмента одного из литературных произведений. Так, на одном из занятий по литературе, изучая роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», двое студентов «примерили» на себя роли двух действующих лиц: Родиона Раскольникова и старухи-процентщицы. Каждый из студентов должен был представить своего героя, продемонстрировав их внешние и личностные характеристики. Студентам было интересно наблюдать своих одногруппников в новом качестве, и информация о героях романа воспринималась с энтузиазмом. Восприятие серьезных аспектов романа было облегчено таким неординарным подходом.

Создание ментальных карт развивает креативность, студенты учатся гармонично, структурированно, лаконично оформлять большой теоретический материал лекции.

Создание игровой ситуации на занятиях по русскому языку на тему «Речевой этикет в современном мире» может послужить примером ролевой игры как метода активного изучения материала. Данный метод был применен на занятии по русскому языку, когда студентам было предложено разыграть ситуацию, заключающуюся в следующем: применяя формулы речевого этикета (как надо себя вести и как не стоит), студенту предлагалось пригласить девушку в кино, при этом не получив отказ. Задание было воспринято с воодушевлением, использованные формулы речевого этикета запомнились студентам и применяются в практическом общении.

Рейтинговый метод – один из самых популярных и актуальных методов определения уровня знаний, эрудиции и, в конечном счете, успешности студента. Для этого разработан занятие – соревнование на лучшее воспроизведение одного из любимых стихотворений. (Конкурс чтецов)

Суть конкурса заключалась в создании мотивации для эффективного запоминания, выразительности и артистичности представления стихотворения. Рейтинг каждого студента был определен методом голосования. Для этого были составлены небольшие анкеты, куда слушателям нужно было записать трех наиболее понравившихся выступающих.

В ходе занятия-соревнования каждый студент выходил к доске и перед всей группой рассказывал наизусть свое стихотворение. Зная, что его выступление оценивалось всеми обучающимися, каждый чтец старался показать себя с лучшей стороны. В итоге, результаты голосования были проанализированы и установлены рейтинги выступающих. Студенты достойно справились с поставленной задачей, выявлено, что такой формат занятия положительно повлиял на их учебную активность. Как показала практика, рейтинговый метод удачно решил проблему вовлечения студентов в активную поведенческую деятельность, вызвал  у обучающихся и преподавателя массу положительных эмоций.

Игровые технологии привносят в учебный процесс «живость», развивают гибкий навык работы в команде и лидерства, получение и применение уже известной информации происходит в режиме конкуренции и временных ограничений, что вызывает азарт, активизирует работоспособность студентов.

Разумное и целесообразное использование активных методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, придает деятельности преподавателя и студентов сознательный, целенаправленный характер.

Такие методы позволяют формировать знания, совершенствовать навыки и умения учащихся, вовлекая их в активную учебно-познавательную деятельность, при этом учебная информация переходит в личностное знание.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение инновационных методов обучения на занятиях как средство активизации творческого потенциала студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*