Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Приёмы и техники повышения стрессоустойчивости студентов

17.06.2022 652 980
Миронов Владимир Юрьевич
Миронов Владимир Юрьевич, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Мною на занятиях по общественным дисциплинам и вне их, т.е. во внеурочное время со студентами разных специальностей «Дзержинского техникума бизнеса и технологий» были проведены занятия на повышение стрессоустойчивости у студентов. Жизнь отдельного человека неотделимо связана со стрессом и в первую очередь это связано с технологическим прорывом, которое осуществило человечество, современный человек просто не успевает за огромным потоком информации, а также работа, семья, финансы, отношения с людьми-все это требует высокой степени сосредоточенности и большого количества времени.

Стрессовые ситуации встречаются в жизни каждого человека, стресс давно и прочно вошел в наш повседневный обиход.

Термин «стресс» (от англ. stress – «давление, напряжение») в физиологию и психологию ввёл американский невропатолог и физиолог Уолтер Кэннон. Он употреблял этот термин для обозначения «нервно-психического» напряжения в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать»[1].

Позднее, в 1946 году, канадский физиолог Ганс Селье начал систематически использовать термин «стресс», хотя свою первую работу по общему адаптационному синдрому он опубликовал ещё в 1936 году[2].

Таким образом, открытие такого явления, как стресс, связывают с именем Ганса Селье. Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две группы: специфическую (характерную для данного заболевания) и неспецифическую (одинаковую для различных заболеваний). Позднее Г. Селье установил, что, отвечая на сильное внешнее воздействие, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов или противостоять им. Таким образом, Ганс Селье назвал стрессом реакцию организма на внешнее воздействие.

Таким образом, стресс – это состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях[3].

Особенно сильному воздействию стресса подвержено «молодое поколение», так как они еще не могут достойно справляться с трудными жизненными ситуациями, в особенности стрессу более подвержены студенты, данная проблема позволила мне сформулировать тему исследования: «Приемы и техники повышения стрессоустойчивости студентов».

Цель исследования была поставлена следующим образом: теоретически изучить и экспериментально выявить приемы и техники повышения стрессоустойчивости.

Объект исследования - стрессоустойчивость.

Предмет исследования - приёмы и техники повышения стрессоустойчивости.

Методы исследования: анализ литературы, тестов, формирующий эксперимент, методы статистической обработки данных.

Элементы научной новизны: выявлен уровень стрессоустойчивости у студентов. Разработана, апробирована и установлена эффективность программы по повышению эмоциональной устойчивости у студентов «Дзержинского техникума бизнеса и технологий».

Сформулированы рекомендации студентам,  преподавателям и психологам по развитию коммуникативных умений у будущих специалистов.

В ходе исследования, опираясь на цель и предмет была сформулирована гипотеза: приёмы и техники, используемые в коррекционной программе, разработанной мною в исследовании, позволяют повысить уровень стрессоустойчивости.

Моему исследованию подверглись студенты «Дзержинского техникума бизнеса и технологий», исследованию подверглись группы: ТХ-10, ПКД-27, Д-37, ТХ-29, ООП-28, ПКД-20.

Исследование мною было проведено в три этапа:

- постановочный;

- исследовательский;

- интерпретационно-оформительский.

Практическая значимость моего исследования заключается в использовании результатов исследования в работе педагогов-психологов, преподавателей ДТБТ для формирования стрессоустойчивости у студентов и совершенствования образовательного процесса в целом.

Мною на занятиях было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение стрессоустойчивости у студентов в учебных группах- ТХ-10, ОООП-28, ТХ-29, ПКД-20, Д-37, ПКД-27. Я использовал тест на стрессоустойчивость, замеряющий уровень стрессоустойчивости и способы преодоления стресса. В моем опросе приняли участие 97 студентов юношей и девушек в возрасте от 16 до 20 лет.

Результаты опроса показали, что:

-57% студентов и 28% студенток имеют высокий уровень стрессоустойчивости, который выражается в высоком уровне работоспособности, нормальном соматическом состоянии, нормальной деятельности познавательных психических процессов, в высокой самооценке в стрессовых ситуациях учебной деятельности;

-35% студентов и 36% студенток имеют средний уровень стрессоустойчивости;

-8% студентов и 36% студенток имеют низкий уровень стрессоустойчивости.

Можно сделать вывод, что у мужского пола уровень стрессоустойчивости выше.

Причины стрессов у студентов связаны со склонностью все излишне усложнять:

  • Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе;
  • Стеснительность, робость, застенчивость;
  • Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах;
  • Плохой, беспокойный сон;
  • Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты.

Можно сделать вывод, что студентки склонны в большей степени все излишне усложнять.

Проявления стресса у студентов, показывают предрасположенность к психосоматическим заболеваниям:

  • Учащенное сердцебиение, боли в сердце;
  • Затрудненное дыхание;
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом;
  • Напряжение или дрожание мышц;
  • Головные боли, повышенная утомляемость.

Деструктивные способы преодоления стрессов у студентов и студенток следующие: на первом месте – вкусная еда, на втором – агрессия (выплеснуть зло на другого человека), на третьем – сигареты. Причем у студенток это проявляется в большей степени.

Конструктивные способы преодоления стрессов у студентов и студенток следующие: на первом месте – общение с друзьями или любимым человеком, на втором – сон, отдых, смена деятельности, на третьем – анализ своих действий, поиск других вариантов.

Результаты исследования показали, что проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов, педагогов и психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.

     Программа формирования стрессоустойчивости студентов

Мною была разработана программа по формированию стрессоустойчивости у студентов не отвлекаясь от учебного процесса в целом, которая содействует повышению психологической культуры будущих специалистов в нескольких направлениях: расширение представлений студентов о стрессе, структуре стресса, факторах и механизмах развития стресса, об уровнях стрессоустойчивости, об особенностях профессионального стресса и его последствиях; углубление знаний об основных методах диагностики стрессовых состояний, применение этих знаний в практической деятельности; развитие у студентов представлений о современных методах и технологиях формирования высокого уровня стрессоустойчивости, способах борьбы со стрессом; осознание последствий от воздействия стрессовых факторов, умение отслеживать признаки стресса, с тем, чтобы в дальнейшем контролировать собственное поведение в нестандартной ситуации; развитие и укрепление навыков самоконтроля студентов, повышение психологической компетентности и уверенности в себе.

Разработанная программа развития стрессоустойчивости у студентов включает четыре блока: установочный, диагностический, развивающий, моделирующий.

Установочный блок посвящен формированию позитивной установки на повышение уровня стрессоустойчивости и актуализации собственных резервов в ситуации стресса.      

Диагностический блок предполагает самодиагностику студентов, направленную на выявление уровня стрессоустойчивости, на диагностику структурных компонентов стрессоустойчивости (самооценку, уровень тревожности, интернальностьэкстернальность, агрессивность, склонность к аддиктивному поведению и др.).

Развивающий блок программы направлен на формирование индивидуального стиля действия в стрессовых ситуациях, на развитие высокого уровня стрессоустойчивости. На данном этапе реализуется тренинг «Развитие стрессоустойчивости у студентов».  

Моделирующий блок содержит комплекс упражнений и творческих заданий, выполнение которых способствует моделированию уровня стрессоустойчивости как фактора профилактики игровой компьютерной зависимости у студентов.

Для обеспечения комплексного подхода в реализации представляемой программы были использованы такие методы работы, как элементы индивидуальной и групповой психотерапии, тренинги поведения и личностного роста, психогимнастики и психодрамы, техники релаксации, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры, круглые столы. В тренинге «Развитие стрессоустойчивости у студентов» используются упражнения, заимствованные из психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, арт-терапии, музыкотерапии, танцевальной терапии, телесной терапии и других направлений психологической коррекции.

В итоге, в рамках тренинга «Развитие стрессоустойчивости у студентов», было разработано 10 занятий.

Структура занятий предлагаемой программы включает в себя следующие этапы: на первом этапе проводится приветствие участников, создание особой дружественной атмосферы, самоопределение участников (с чем они пришли в группу и как себя ощущают); следующий этап – разминка, направленная на объединение, сплочение группы, развитие межличностных взаимоотношений, включение в совместную деятельность; теоретическая часть – на данном этапе рассматриваются теоретические аспекты стресса и стрессоустойчивости, особенности стрессоустойчивости, структура стрессоустойчивости, виды стрессов, последствия длительного стресса и др.; практическая часть – на данном этапе решаются задачи, соответствующие теме  занятия; завершение занятия – направлено на снятие напряжения, завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии и включает, преимущественно, релаксационные упражнения.

Первое занятие посвящено знакомству участников с основными целями и задачами тренинговых занятий, правилами работы в группе.

Второе занятие направлено на обучение навыкам уверенного поведения, а также на осознание студентом своих положительных и отрицательных качеств, мешающих принятию себя. Занятие предполагает снятие напряжения, чувства тревоги, способствует развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров, развитию у студентов личностных тенденций, осознанию мотивационных установок.

Третье и четвертое занятие направлены на выработку у студентов умений, способствующих преодолению стресса и развитие высокого уровня стрессоустойчивости, формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Пятое занятие посвящено знакомству участников с коммуникативной сферой личности и направлено на формирование эффективных способов преодоления одиночества.

Шестое занятие посвящено развитию умений правильной постановки целей, определение способов их достижения, формирование мотивации достижения успеха.

Седьмое-восьмое занятия посвящены знакомству участников с эмоциональноволевой сферой и направлены на развитие навыков вербального и невербального выражения эмоций и способствуют развитию у них навыков самоодобрения, понимания и принятия себя, повышению уровня самооценки и уверенности в себе. В рамках данных занятий участники приобретают навыки выхода из состояния депрессии и тревоги.

Девятое занятие направлено на ознакомление со способами управления внутриличностными и межличностными конфликтами; формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях; обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

Десятое занятие посвящено подведению итогов реализации предлагаемой программы и закреплению полученных результатов.

Таким образом, разработанная программа «Формирование стрессоустойчивости у студентов» позволяет скорректировать уровень стрессоустойчивости у обучающихся, повысить уровень самоконтроля и сформировать индивидуальный стиль поведения в стрессовых ситуациях. Высокий уровень стрессоустойчивости способствует высокой и продуктивной работоспособности студентов, что немало важно, при подготовке высококвалифицированного и ответственного специалиста.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Приёмы и техники повышения стрессоустойчивости студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*