Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМною на занятиях по общественным дисциплинам и вне их, т.е. во внеурочное время со студентами разных специальностей «Дзержинского техникума бизнеса и технологий» были проведены занятия на повышение стрессоустойчивости у студентов. Жизнь отдельного человека неотделимо связана со стрессом и в первую очередь это связано с технологическим прорывом, которое осуществило человечество, современный человек просто не успевает за огромным потоком информации, а также работа, семья, финансы, отношения с людьми-все это требует высокой степени сосредоточенности и большого количества времени.
Стрессовые ситуации встречаются в жизни каждого человека, стресс давно и прочно вошел в наш повседневный обиход.
Термин «стресс» (от англ. stress – «давление, напряжение») в физиологию и психологию ввёл американский невропатолог и физиолог Уолтер Кэннон. Он употреблял этот термин для обозначения «нервно-психического» напряжения в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать»[1].
Позднее, в 1946 году, канадский физиолог Ганс Селье начал систематически использовать термин «стресс», хотя свою первую работу по общему адаптационному синдрому он опубликовал ещё в 1936 году[2].
Таким образом, открытие такого явления, как стресс, связывают с именем Ганса Селье. Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две группы: специфическую (характерную для данного заболевания) и неспецифическую (одинаковую для различных заболеваний). Позднее Г. Селье установил, что, отвечая на сильное внешнее воздействие, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов или противостоять им. Таким образом, Ганс Селье назвал стрессом реакцию организма на внешнее воздействие.
Таким образом, стресс – это состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях[3].
Особенно сильному воздействию стресса подвержено «молодое поколение», так как они еще не могут достойно справляться с трудными жизненными ситуациями, в особенности стрессу более подвержены студенты, данная проблема позволила мне сформулировать тему исследования: «Приемы и техники повышения стрессоустойчивости студентов».
Цель исследования была поставлена следующим образом: теоретически изучить и экспериментально выявить приемы и техники повышения стрессоустойчивости.
Объект исследования - стрессоустойчивость.
Предмет исследования - приёмы и техники повышения стрессоустойчивости.
Методы исследования: анализ литературы, тестов, формирующий эксперимент, методы статистической обработки данных.
Элементы научной новизны: выявлен уровень стрессоустойчивости у студентов. Разработана, апробирована и установлена эффективность программы по повышению эмоциональной устойчивости у студентов «Дзержинского техникума бизнеса и технологий».
Сформулированы рекомендации студентам, преподавателям и психологам по развитию коммуникативных умений у будущих специалистов.
В ходе исследования, опираясь на цель и предмет была сформулирована гипотеза: приёмы и техники, используемые в коррекционной программе, разработанной мною в исследовании, позволяют повысить уровень стрессоустойчивости.
Моему исследованию подверглись студенты «Дзержинского техникума бизнеса и технологий», исследованию подверглись группы: ТХ-10, ПКД-27, Д-37, ТХ-29, ООП-28, ПКД-20.
Исследование мною было проведено в три этапа:
- постановочный;
- исследовательский;
- интерпретационно-оформительский.
Практическая значимость моего исследования заключается в использовании результатов исследования в работе педагогов-психологов, преподавателей ДТБТ для формирования стрессоустойчивости у студентов и совершенствования образовательного процесса в целом.
Мною на занятиях было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение стрессоустойчивости у студентов в учебных группах- ТХ-10, ОООП-28, ТХ-29, ПКД-20, Д-37, ПКД-27. Я использовал тест на стрессоустойчивость, замеряющий уровень стрессоустойчивости и способы преодоления стресса. В моем опросе приняли участие 97 студентов юношей и девушек в возрасте от 16 до 20 лет.
Результаты опроса показали, что:
-57% студентов и 28% студенток имеют высокий уровень стрессоустойчивости, который выражается в высоком уровне работоспособности, нормальном соматическом состоянии, нормальной деятельности познавательных психических процессов, в высокой самооценке в стрессовых ситуациях учебной деятельности;
-35% студентов и 36% студенток имеют средний уровень стрессоустойчивости;
-8% студентов и 36% студенток имеют низкий уровень стрессоустойчивости.
Можно сделать вывод, что у мужского пола уровень стрессоустойчивости выше.
Причины стрессов у студентов связаны со склонностью все излишне усложнять:
Можно сделать вывод, что студентки склонны в большей степени все излишне усложнять.
Проявления стресса у студентов, показывают предрасположенность к психосоматическим заболеваниям:
Деструктивные способы преодоления стрессов у студентов и студенток следующие: на первом месте – вкусная еда, на втором – агрессия (выплеснуть зло на другого человека), на третьем – сигареты. Причем у студенток это проявляется в большей степени.
Конструктивные способы преодоления стрессов у студентов и студенток следующие: на первом месте – общение с друзьями или любимым человеком, на втором – сон, отдых, смена деятельности, на третьем – анализ своих действий, поиск других вариантов.
Результаты исследования показали, что проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов, педагогов и психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.
Программа формирования стрессоустойчивости студентов
Мною была разработана программа по формированию стрессоустойчивости у студентов не отвлекаясь от учебного процесса в целом, которая содействует повышению психологической культуры будущих специалистов в нескольких направлениях: расширение представлений студентов о стрессе, структуре стресса, факторах и механизмах развития стресса, об уровнях стрессоустойчивости, об особенностях профессионального стресса и его последствиях; углубление знаний об основных методах диагностики стрессовых состояний, применение этих знаний в практической деятельности; развитие у студентов представлений о современных методах и технологиях формирования высокого уровня стрессоустойчивости, способах борьбы со стрессом; осознание последствий от воздействия стрессовых факторов, умение отслеживать признаки стресса, с тем, чтобы в дальнейшем контролировать собственное поведение в нестандартной ситуации; развитие и укрепление навыков самоконтроля студентов, повышение психологической компетентности и уверенности в себе.
Разработанная программа развития стрессоустойчивости у студентов включает четыре блока: установочный, диагностический, развивающий, моделирующий.
Установочный блок посвящен формированию позитивной установки на повышение уровня стрессоустойчивости и актуализации собственных резервов в ситуации стресса.
Диагностический блок предполагает самодиагностику студентов, направленную на выявление уровня стрессоустойчивости, на диагностику структурных компонентов стрессоустойчивости (самооценку, уровень тревожности, интернальностьэкстернальность, агрессивность, склонность к аддиктивному поведению и др.).
Развивающий блок программы направлен на формирование индивидуального стиля действия в стрессовых ситуациях, на развитие высокого уровня стрессоустойчивости. На данном этапе реализуется тренинг «Развитие стрессоустойчивости у студентов».
Моделирующий блок содержит комплекс упражнений и творческих заданий, выполнение которых способствует моделированию уровня стрессоустойчивости как фактора профилактики игровой компьютерной зависимости у студентов.
Для обеспечения комплексного подхода в реализации представляемой программы были использованы такие методы работы, как элементы индивидуальной и групповой психотерапии, тренинги поведения и личностного роста, психогимнастики и психодрамы, техники релаксации, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры, круглые столы. В тренинге «Развитие стрессоустойчивости у студентов» используются упражнения, заимствованные из психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, арт-терапии, музыкотерапии, танцевальной терапии, телесной терапии и других направлений психологической коррекции.
В итоге, в рамках тренинга «Развитие стрессоустойчивости у студентов», было разработано 10 занятий.
Структура занятий предлагаемой программы включает в себя следующие этапы: на первом этапе проводится приветствие участников, создание особой дружественной атмосферы, самоопределение участников (с чем они пришли в группу и как себя ощущают); следующий этап – разминка, направленная на объединение, сплочение группы, развитие межличностных взаимоотношений, включение в совместную деятельность; теоретическая часть – на данном этапе рассматриваются теоретические аспекты стресса и стрессоустойчивости, особенности стрессоустойчивости, структура стрессоустойчивости, виды стрессов, последствия длительного стресса и др.; практическая часть – на данном этапе решаются задачи, соответствующие теме занятия; завершение занятия – направлено на снятие напряжения, завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии и включает, преимущественно, релаксационные упражнения.
Первое занятие посвящено знакомству участников с основными целями и задачами тренинговых занятий, правилами работы в группе.
Второе занятие направлено на обучение навыкам уверенного поведения, а также на осознание студентом своих положительных и отрицательных качеств, мешающих принятию себя. Занятие предполагает снятие напряжения, чувства тревоги, способствует развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров, развитию у студентов личностных тенденций, осознанию мотивационных установок.
Третье и четвертое занятие направлены на выработку у студентов умений, способствующих преодолению стресса и развитие высокого уровня стрессоустойчивости, формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Пятое занятие посвящено знакомству участников с коммуникативной сферой личности и направлено на формирование эффективных способов преодоления одиночества.
Шестое занятие посвящено развитию умений правильной постановки целей, определение способов их достижения, формирование мотивации достижения успеха.
Седьмое-восьмое занятия посвящены знакомству участников с эмоциональноволевой сферой и направлены на развитие навыков вербального и невербального выражения эмоций и способствуют развитию у них навыков самоодобрения, понимания и принятия себя, повышению уровня самооценки и уверенности в себе. В рамках данных занятий участники приобретают навыки выхода из состояния депрессии и тревоги.
Девятое занятие направлено на ознакомление со способами управления внутриличностными и межличностными конфликтами; формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях; обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.
Десятое занятие посвящено подведению итогов реализации предлагаемой программы и закреплению полученных результатов.
Таким образом, разработанная программа «Формирование стрессоустойчивости у студентов» позволяет скорректировать уровень стрессоустойчивости у обучающихся, повысить уровень самоконтроля и сформировать индивидуальный стиль поведения в стрессовых ситуациях. Высокий уровень стрессоустойчивости способствует высокой и продуктивной работоспособности студентов, что немало важно, при подготовке высококвалифицированного и ответственного специалиста.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Приёмы и техники повышения стрессоустойчивости студентов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.