Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности.
Наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества – принять в качестве опоры тот культурный и духовный опыт, который всегда был определяющим мерилом в сознании русского человека. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности.
Сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной культуре, к нашим корням. В настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что по сути является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения. Русской национальной культуре присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая нравственная направленность российской идеи: преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью, соборность и взаимопомощь, общность и потребность населения в коллективной жизни, особая любовь к родной природе
Идея возрождения национальных духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоёв населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения, молодёжи и студентов. В этом смысле цель духовно-нравственного воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Родины.
В.В.Путин в выступлении в образовательном центре «Сириус» в Сочи 1 сентября 2015 года обозначил центральные ориентиры воспитания личности: честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, ответственность и чувство долга. Полноценное государственное существование и развитие российского общества без культурной преемственности и восстановления исторической памяти невозможно.
Для современной молодежи характерно проявление культурологического нигилизма, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни, все дальше, на задний план уходит художественная литература с ее нравственностью, поэтичностью русской речи. Специалисты отмечают, что резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка.
Классическая русская литература неиссякаемый источник нравственных уроков, эстетической радости, развития ума и пища для души, который питает человека с раннего детства до глубокой старости.
Усиление воспитательного компонента в образовательном процессе, ориентация на личностные результаты, в подготовке студентов обусловила применение компетентностного подхода посредством использования нетрадиционных форм образовательной деятельности.
Одной из таких форм являются литературные гостиные, предполагающие живой диалог между гостями и «хозяевами» – ведущими вечера. Ведущие – яркие ораторы и признанные специалисты – раскрывают, казалось бы, давно знакомый художественный текст с неожиданной стороны.
Литературные гостиные – культурный феномен, зародившийся в дворянских салонах XVIII века. С ними связаны история формирования литературного языка, воспитания эстетического вкуса, знакомства с лучшими достижениями литературы и культуры.
Все формы работы литературной гостиной связаны с книгой, литературой. Через книгу учащиеся постигают творчество не только поэтов и писателей, но и музыкантов, бардов, исполнителей, художников. Дело книги - духовное собирание человека, попытка разгадать его тайну, загадку человеческой судьбы, опираясь на вечные критерии Свободы, Истины, Добра и Красоты. Наедине с книгой человек становится свободной личностью.
Гибкая форма проведения позволяет сделать литературную гостиную интересной для студентов, привлечь их внимание к шедеврам русской литературы повысить коммуникативную культуру.
Литературная гостиная может рассматриваться как одна из форм внедрения личностных результатов в образовательный процесс СПО, обеспечивающая триединство образовательной цели: образование, развитие и воспитание. Воспитательный потенциал этой формы работы проявляется в создании благоприятных условий для самоопределения и самореализации обучающихся, усвоении ими системы культурных ценностей.
В рамках проведения гостиной у студентов формируется готовность к профессиональной коммуникации, толерантному общению, способность вести диалог( ЛР 16), создаются условия для творческой самореализации, проявления ценностного отношения к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам( ЛР 17), приверженности к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России(ЛР 5)
Участие в литературной гостиной позволяет студентам проявить уважение к эстетическим ценностям, овладеть основами эстетической культуры.( ЛР 11)
Огромным воспитательным потенциалом в воспитании людей разных возрастов обладают сказки А.С. Пушкина, они легко проникают в самую глубь души, в её бессознательные слои, и, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен и ребенку, и взрослому.
Литературная гостиная, посвященная сказкам А.С.Пушкина (практическое занятие по методике развития речи детей и детской литературе)
Цель проведения: формирование культуры профессионального общения на основе приобретенных знаний и умений по предметам, владение основными видами публичных выступлений, умение формулировать и отстаивать свою позицию, поддерживать диалог.
Проведение гостиной способствовало повышению мотивации и поддержанию интереса к творчеству А.С.Пушкина, осознанию нравственных уроков и глубинного смысла его сказок, готовности транслировать эстетические и моральные ценности своим воспитанникам.
В рамках практического занятия по детской литературе организована работа по повышению уровня читательской компетенции студентов посредством диалога о творчестве поэта, инсценировки фрагмента сказки, участия в викторине по сказкам А.С. Пушкина.
В рамках практического занятия по методике развития речи проведен фрагмент занятия по ознакомлению детей со «Сказкой о рыбаке и рыбке», обсуждение содержания беседы по содержанию сказки, обеспечивающей понимание дошкольниками глубинного смысла сказки, осознания доступных им нравственных категорий.
Беседа позволила студентам осознать неисчерпаемую мудрость сказок А. Пушкина, порассуждать о вечных ценностях и пороках, сделать выводы.
На этапе рефлексии студентам было предложено закончить фразу на листочке желтой бумаги и прикрепить его к изображению рыбки на доске( листочки- чешуя рыбки) Эта работа позволила отразить нравственные уроки, которые они извлекли из очередной встречи с культурным наследием великого поэта.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Литературная гостиная как условие усиления воспитательного компонента образовательного процесса
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.