Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Литературная гостиная как условие усиления воспитательного компонента образовательного процесса

16.06.2022 190 258
Крахмалева Лидия Владимировна
Крахмалева Лидия Владимировна, преподаватель

Югорский политехнический колледж

В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности.

Наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества – принять в качестве опоры тот культурный и  духовный опыт, который всегда был определяющим мерилом в сознании русского человека. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности.

Сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной культуре, к нашим корням. В настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что по сути является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения. Русской национальной культуре присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая нравственная направленность российской идеи: преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью, соборность и взаимопомощь, общность и потребность населения в коллективной жизни, особая любовь к родной природе

Идея возрождения национальных духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоёв населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения, молодёжи и студентов. В этом смысле цель духовно-нравственного воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Родины.

В.В.Путин в выступлении в образовательном центре «Сириус» в Сочи 1 сентября 2015 года обозначил центральные ориентиры воспитания личности: честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, ответственность и чувство долга. Полноценное государственное существование и развитие российского общества без культурной преемственности и восстановления исторической памяти невозможно.

Для современной молодежи характерно проявление культурологического нигилизма, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни, все дальше, на задний план уходит художественная литература с ее нравственностью, поэтичностью русской речи. Специалисты отмечают, что резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка.

Классическая русская литература неиссякаемый источник нравственных уроков, эстетической радости, развития ума и пища для души, который питает человека с раннего детства до глубокой старости.

Усиление воспитательного компонента в образовательном процессе, ориентация на личностные результаты, в подготовке студентов обусловила применение компетентностного подхода посредством использования нетрадиционных форм  образовательной  деятельности.

Одной из таких форм являются литературные гостиные, предполагающие живой диалог между гостями и «хозяевами» – ведущими вечера. Ведущие – яркие ораторы и признанные специалисты – раскрывают, казалось бы, давно знакомый художественный текст с неожиданной стороны.

Литературные гостиные – культурный феномен, зародившийся в дворянских салонах XVIII века. С ними связаны история формирования литературного языка, воспитания эстетического вкуса, знакомства с лучшими достижениями литературы и культуры.

Все формы работы литературной гостиной связаны с книгой, литературой. Через книгу учащиеся постигают творчество не только поэтов и писателей, но и музыкантов, бардов, исполнителей, художников. Дело книги - духовное собирание человека, попытка разгадать его тайну, загадку человеческой судьбы, опираясь на вечные критерии Свободы, Истины, Добра и Красоты. Наедине с книгой человек становится свободной личностью.

Гибкая форма проведения позволяет сделать литературную гостиную интересной для студентов,   привлечь их внимание к шедеврам русской литературы повысить  коммуникативную культуру.  

Литературная гостиная может рассматриваться как одна из форм внедрения личностных результатов в образовательный процесс СПО, обеспечивающая триединство образовательной цели: образование, развитие и воспитание. Воспитательный потенциал этой формы работы проявляется в создании благоприятных условий для самоопределения и самореализации обучающихся, усвоении ими системы культурных ценностей.

В рамках проведения гостиной у студентов формируется готовность к профессиональной коммуникации, толерантному общению, способность вести диалог( ЛР 16), создаются условия для творческой самореализации, проявления ценностного отношения к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам( ЛР 17), приверженности к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России(ЛР 5)

Участие в литературной гостиной позволяет студентам проявить  уважение к эстетическим ценностям, овладеть основами эстетической культуры.( ЛР 11)

Огромным воспитательным потенциалом в воспитании людей разных возрастов обладают сказки А.С. Пушкина, они легко проникают в самую глубь души, в её бессознательные слои, и, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен и ребенку, и взрослому.

Литературная гостиная, посвященная сказкам А.С.Пушкина (практическое занятие по методике развития речи детей и детской литературе)

Цель проведения: формирование культуры профессионального общения на основе приобретенных знаний и умений по предметам, владение основными видами публичных выступлений, умение формулировать и отстаивать свою позицию, поддерживать диалог.

Проведение гостиной способствовало повышению мотивации и поддержанию интереса к творчеству А.С.Пушкина, осознанию нравственных уроков  и глубинного смысла его сказок,   готовности транслировать эстетические  и моральные ценности своим воспитанникам.

В рамках практического занятия по детской литературе организована работа по  повышению уровня читательской компетенции студентов посредством  диалога о творчестве поэта, инсценировки фрагмента сказки,  участия в викторине по сказкам А.С. Пушкина.

В рамках практического занятия по методике развития речи проведен фрагмент занятия по ознакомлению детей со «Сказкой о рыбаке и рыбке», обсуждение содержания беседы по содержанию сказки, обеспечивающей понимание дошкольниками глубинного смысла сказки, осознания доступных им нравственных категорий.

Беседа позволила студентам осознать неисчерпаемую мудрость сказок А. Пушкина, порассуждать о вечных ценностях и пороках, сделать выводы.

На этапе рефлексии студентам  было предложено закончить фразу на листочке желтой бумаги и прикрепить его к изображению рыбки на доске( листочки- чешуя рыбки) Эта работа позволила отразить  нравственные уроки, которые они извлекли из очередной встречи с культурным наследием великого поэта.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Литературная гостиная как условие усиления воспитательного компонента образовательного процесса




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*