Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование онлайн-инструментов в формировании профессионально-речевой культуры студентов

16.06.2022 283 428
Григорьева Рената Ильинична
Григорьева Рената Ильинична, преподаватель

Якутский медицинский колледж

В эпоху глобализации и модернизации образования особую актуальность приобретает разработка подходов к использованию широкого спектра современных информационных технологий в развитии личности обучаемого, раскрытии его творческих способностей, совершенствовании у него речевой культуры; формировании способностей к альтернативному мышлению, повышении качества, а также возможности знакомиться с ролевым репертуаром в рамках выбранной профессии.

Общая и профессиональная культура личности основана на совокупности норм, теоретических знаний и практических умений, связанных с профессиональной деятельностью с конкретным видом труда, в нашем случае, в области медицины.  Знание культуры речи в медицинском колледже обеспечивает успешное решение коммуникативных задач в различных ситуациях профессионального взаимодействия в медицинской практике.

Освоение дисциплины Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности в процессе дистанционного обучения в условиях пандемии реализуется с помощью различных онлайн-инструментов. Студентам в системе Moodle  даются тематические проверочные тесты текущего контроля. Тесты из 9-10 вопросов составлены преподавателем в системе Moodle по каждой теме лекционно-практического занятия. Также задания, включающие в себя работу с таблицами, структурирование, заполнение таблиц. Помимо таблиц имеются письменные работы как заполнение словаря терминов, ответы на вопросы, касающиеся содержания лекций. эссе как саморефлексия, например, «Какой должна быть речь медицинского работника?», «Мой выбор-медсестра».

Выполнение и контроль при помощи системы Moodle удобно не только студентам, но и преподавателям при проверке и своевременного анализа выполненных работ.

На занятиях для совершенствования профессионально-речевой культуры первокурсников (особенно студентов, окончивших школу с якутским, эвенским или эвенкийским языком обучения)  в ГБПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж» изучаются основные положения статьи Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которые обязательно обсуждаются на занятии; подчеркивается, что  пункты 1 и 2 статьи № 6 [6, с13-18] устанавливают совокупность действий, направленных на соблюдение принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, где акцентируем наше внимание на речь медицинского работника.

          В данном аспекте методы обучения, как решение ситуационных задач, разыгрывание ситуаций, анализ видеороликов обладают значительным потенциалом и являются более эффективными средствами, которые помогают умению соотносить получаемую информацию (конкретную профессиональную или жизненную ситуацию)  с принятыми этико-правовыми нормами. На занятиях с использованием мобильных приложений ZOOM, Jitsi Meet, перед тем,  как дать задания-ситуации повторяем теоретический материал по теме, отмечаем главные тезисы в тетрадях для практических работ. Акцентируя внимание первокурсников на статью № 6 - О соблюдении этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации, предлагаю студентам сформулировать понятия этики и морали, основываясь на данных литературы, вспомнить понятие «сестринская этика».

Задания на парах ориентированы на развитие и совершенствование культуры речи студентов. Перед выполнением любого задания студент должен ознакомиться с основными требованиями по выполнению того или иного задания. Методические указания находятся в папке платформы Google документ. Защита и представление работ студентов зависит от задания, для этого используются GOOGLE с ссылкой на UTube, платформа Canva, вышеуказанные приложения. Все они, в основном, имеют открытый характер и позволяют реализовать активные методы (телекоммуникационный проект, вебинар, блог-дискуссия, эвристическая чат-беседа и т.д.), например, студентам даются задания индивидуальные, по парам или по группам.

Разыгрывание речевых ситуаций по формированию профессионально-речевой культуры студентов.

 Представить пример делового телефонного разговора. (задание относится к теме Жанры устной деловой коммуникации, примеры делового телефонного разговора с коллегой  https://youtu.be/Oxlw_LCVmFc  или пример беседы волонтера колл-центра с пациентом. Составить диалог-беседу на тему: Как правильно мыть руки. (аудитория по выбору студента). https://youtu.be/eSDoPRMAHcs . Представить  видеоролик - диалог пациента с медсестрой (разыграть ситуацию) на тему: В коридоре поликлиники. https://youtu.be/coYui7X-Hao  или конкретные ситуации:

Ситуация 1.  Председатель профсоюза медицинской организации разговаривает с сыном своей подруги, который звонит с просьбой выделить путевку в санаторий.  https://youtu.be/exj4rsu3cqI

Ситуация 2. Пациентка с диагнозом эрозия шейки матки не хочет пройти обследование и лечение, утверждает: «Зачем я должна пройти обследование, если меня ничего не беспокоит». Задача медсестры убедить пациентку пройти обследование и лечение, используя правила убеждения №1 (правила Гомера).  https://youtu.be/ZUjYPJr0CAw

Также даются задания - разыграть речевую ситуацию: подготовка пациента к манипуляции. Студенту дается алгоритм манипуляции, по которому медсестра представляет диалог с пациентом. https://youtu.be/exj4rsu3cqI

Помимо этого, студенты медицинского колледжа должны уметь грамотно читать, писать и определять значение медицинских (анатомических, клинических и фармацевтических) терминов. Закреплению лексики лучше всего способствует игровой метод обучения с использованием ИКТ. Игровые упражнения представлены на сайте LearningApps.org. Преимуществом данного сайта является то, что преподаватель сам составляет упражнения по представленным шаблонам, тем самым подстраивает сложность  и содержание упражнений по своей дисциплине  https://learningapps.org/display?v=pedq5kzuk22   

 Платформа Canva, способствует развитию творческих способностей каждого студента индивидуально, так как здесь можно снимать видео, делать презентации, плакаты на свой вкус. Преимуществом данной платформы является её яркость, достаточность выбора, анимация в отличие от обычной презентации Microsoft Power Point. https://www.canva.com/design/DAE3St8UYyU/o3sfUHDgtX4GP1y3lrDjjQ/view?utm_content=DAE3St8UYyU&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=publishsharelink#8 . Защита таких проектов проходит в режиме онлайн через приложения Zoom или Jitsi Meet.

Выполнив любое задание из вышеуказанных примеров, студенты должны прийти к выводу, что медицинские работники являются непосредственными участниками правоотношений в сфере охраны здоровья; соблюдение ими профессиональной этики в общении, уважительного и гуманного отношения с их стороны к пациентам является основным в реализации принципа приоритета пациента; отношение медицинского работника к пациенту, которое выражается в голосе, культуре речи и в поведении - это первое, что оценит гражданин, обратившийся за медицинской помощью.

Проведение планомерной работы по формированию профессионально-речевой культуры  с использованием ИКТ и Защита студенческих проектов с использованием активных IT -технологий в условиях дистанционного обучения позволяет не только объективно оценивать культуру речи каждого студента, но и позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучающегося в область формирования «образовательной среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие как будущего медицинского работника.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Использование онлайн-инструментов в формировании профессионально-речевой культуры студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*