Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Школа молодого педагога как система, создающая условия профессионального и личностного роста молодого специалиста

16.06.2022 448 662
Хамаганова Татьяна Викторовна
Хамаганова Татьяна Викторовна, старший методист

Якутский медицинский колледж

Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Мы живем в условиях трансформации российского общества, когда происходит смена парадигмы образования от знаниевой к компетентностной.

Компетентностный подход, который положен в основу новых образовательных стандартов, требует от педагога новых форм деятельности, изменения подхода к обучению, повышению квалификации.

Инновационное обучение не только помогает добиваться формирование у студентов определенных компетенций, но и реализовывать исследовательский подход к изучению каждой дисциплины.  Именно поэтому необходимо формировать методологическую культуру педагога в общем и, в частности, методологическую культуру молодого специалиста с самых первых дней профессиональной деятельности.  Именно с первыми, грамотно сделанными, шагами начинается становление личности современного педагога.

В коллектив Якутского медицинского колледжа ежегодно вливаются молодые, активные, энергичные педагоги. Задача коллектива состоит в поддержке профессиональной адаптации молодых специалистов, формирование профессиональных компетенций для реализации качественного образовательного процесса в подготовке специалиста.

В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается с определенными трудностями. Существует целый ряд затруднений, которые возникают в результате освоения начинающими педагогами в системе СПО новых видов деятельности:

  • это разработка учебно-программной документации;
  • разработка творческих учебных заданий для студентов;
  • исследовательская работа педагога в подготовке учебного материала;
  • неумение логично выстроить последовательность этапов занятия, точно рассчитать время;
  • отсутствие взаимопонимания с коллегами и др.

С этой целью в колледже уже более десяти лет организована работа Школы молодого педагога (ШМП).

Основная роль в сопровождении молодого специалиста как будущего профессионала ложится на научно-методический отдел, основной целью которого является – педагогическое сопровождение педагога в процессе профессиональной деятельности и педагогическая поддержка в соответствии с профессиональными потребностями. Период вхождения начинающего педагога в профессию отмечается напряжённостью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдёт, зависит состоится ли новоявленный педагог как профессионал. Поэтому в условиях инновационной образовательной практики естественной стала разработка «программы развития» молодых педагогов в начальный период их вхождения в профессию, ориентированной на создание условий для ценностно-смыслового самоопределения и профессионально-личностной самореализации педагога.

            Работа в рамках ШМП дает возможность молодым специалистам повысить свой профессиональный уровень. Функции Школы заключаются в следующем: организация тематических занятий, проведение практических занятий, участие в научно - практических конференциях, заслушивание и решение вопросов участников Школы по организации учебного процесса и профессиональному самообразованию, мастер-классы, тренинги, семинары-практикумы, круглые столы, декадник. Также проводятся индивидуальные беседы, консультации, организация изучения профессиональных потребностей молодых педагогов, помощь в самосовершенствовании; организация работ по изучению передового педагогического опыта преподавателей колледжа и др. Для начинающих педагогов проводятся консультации специалистами учебной части, воспитательного отдела, методистами по разработке учебно-программной документации (рабочая программа УД/ПМ, календарно-тематический план, технологическая карт занятия (поурочный план), формы и методы контроля), методике проведения занятий и внеклассных мероприятий, разъяснения по сдаче отчетности. Молодых педагогов знакомят с новинками психолого-педагогической и методической литературы, помогают провести анализ посещенных у коллег занятий. Мастера педагогического труда обмениваются опытом. Психологи проводят различные психологические тренинги для создания комфорта в работе молодых специалистов. Методистами разработаны материалы «В помощь начинающему педагогу», методические рекомендации/указания по различным видам и формам ведения документации, проведения тех или иных мероприятий.

Чтобы решить педагогические проблемы в период адаптации молодого специалиста, в колледже велика роль опытных педагогов. С целью создания условий для адаптации, профессионального становления начинающих педагогов, оказания им помощи в самоорганизации и самоанализе их развития в колледже реализовывается программа наставничества. Начиная педагогическую деятельность, молодой специалист, как было уже замечено, испытывает множество трудностей, он остро ощущает необходимость в повышении своей профессиональной компетентности. Именно система наставничества способна оптимизировать процесс повышения профессиональной компетентности молодого специалиста, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога – наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

При выборе наставника Цикловая методическая комиссия (ЦМК) учитывает обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе, так как наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Председатель ЦМК назначает наставниками тех педагогов, которые обладают высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, которые пользуются уважением коллег и учащихся.

Для дальнейшего повышения своей профессиональной компетентности молодые педагоги колледжа посещают мастер классы опытных педагогов, принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня, ведут руководство по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС) и других мероприятиях.

Результатами работы молодых педагогов является – активное участие в научно-практических конференциях           различного уровня, так за 2019-2021 г.г.  приняли участие в научно-практических конференциях 8 человек, что составляет 61 % от общего количества молодых педагогов, имеют публикации – 7 человек (53,8 %), руководство УИРС – 6 человек (46 %). На хорошем уровне стоит своевременная и качественная разработка учебно-программной документации дисциплин.

Кроме того, научно-методический отдел колледжа помогает молодым специалистам в презентации своих педагогических открытий: участие в проектной деятельности, в разработке и распространению учебно-программной документации, молодые специалисты привлекаются к участию в конкурсах профессионального мастерства, в работе творческих групп.

Все это позволяет повысить мотивацию начинающих педагогов к педагогической деятельности.

Как показывает практика, после двух лет работы начинающий педагог способен самостоятельно выстроить свой педагогический профессиональный путь, пройти успешно аттестацию на соответствие занимаемой должности, требующую высокого уровня развития профессиональной компетентности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Школа молодого педагога как система, создающая условия профессионального и личностного роста молодого специалиста




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*