Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

От ранней профессиональной ориентации до профессионального самоопределения

13.06.2022 226 331
Вахрамеева Анастасия Сергеевна
Вахрамеева Анастасия Сергеевна, методист

Подмогаева Галина Владимировна
Подмогаева Галина Владимировна, методист

Югорский политехнический колледж

Современный специалист, востребованный на рынке труда – это профессионал, способный адаптироваться к меняющимся условиям труда, человек, который разбирается в различных сферах деятельности. Поэтому у выпускников общеобразовательных учреждений возникает потребность в оценке своих интересов, способностей и возможностей, то есть в профессиональном самоопределении.

Многие абитуриенты, выбирая будущую профессию под информационным воздействием окружающей среды, желают немедленного получения конечного результата - как финансового, так и карьерного благополучия. И, как правило, испытывают неудовлетворенность от собственного неправильного выбора, теряя мотивацию и интерес к труду. Необходимо уделять особое внимание профессиональному ориентированию молодежи к востребованным профессиям предприятий и организаций региона и страны. Наиболее эффективный способ организации профессионального самоопределения – это проведение профессиональных проб для школьников.

Профессиональная проба - профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. [1]

Профессиональная проба позволяет школьнику не только познакомиться с профессиями колледжа, но попробовать себя в конкретной профессии, отметить ее плюсы или минусы, сделать определенные выводы, погрузиться в данную профессию.

Преподавателями БУ «Югорский политехнический колледж» накоплен значительный педагогический опыт по организации и проведению  профессиональных  проб, цель которых - получение учащимися самостоятельного опыта деятельности в той или иной сфере. В рамках мероприятия «Дни Югорского школьника» для учащихся 9-х классов школ города Югорска преподавателями и мастерами производственного обучения были подготовлены и проведены мастер-классы, в ходе которых девятиклассников познакомили со специальностью/профессией, ее особенностями, перспективой развития, сферой деятельности. Каждый мастер-класс предусматривал определенную практическую деятельность, способствующую к принятию осознанного профессионального выбора.

Специальность «Аддитивные технологии» - моделирование в программе Autodesk Inventor постковидного реабилитационного брелока для разработки легких с надписью ЮПК.

Специальность «Коммерция» - проверка подлинности купюр, нахождение отличия фальшивых банкнот от настоящих, продажа товара за наличный и безналичный расчет, оприходование товара на склад,  взвешивание товара на весах, использование сканера штрих кодов, денежный ящик и продажа.

Специальность «Преподавание в начальных классах» - проведение уроков, создание классного уголка, показ театрализации.

Специальность «Информационные системы и программирование» - составление  небольшой программы для показания погоды на языке программирования Python с дальнейшим преобразованием программы в Telegram Бота.

Специальность «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» и Профессия ««Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)» - безопасные методы работы и способы сборки электрической схемы, опыт работы с электромонтажными инструментами, сборка схемы квартирной электропроводки.

Специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и Профессия «Мастер общестроительных работ» - основные виды строительных материалов и инструментов, выполнение кирпичной кладки столбик 1,5 на 1,5 кирпича.

Профессия «Графический дизайнер» - выполнение работы «Рождественские колокольчики ILLUSTRATOR» в программе Adobe Illustrator.

Профессия «Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики» - методика проведения калибровки рабочих манометров на грузопоршневом прессе МП-60.

Профессия «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» - процесс ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом.

Профессия «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» - работа на тренажере «Действующий дизельный двигатель грузового автомобиля КАМАЗ», решение билетов по правилам дорожного движения.

В проведении профессиональных проб активно участвовали обучающиеся колледжа. Студенты рассказывали школьникам о том, какие осваивают дисциплины и профессиональные модули, как получают профессиональное образование, о прохождении производственной и учебной практики, делились опытом студенческой жизни.

Очень важно, что БУ «Югорский политехнический колледж» реализовывал профессиональные пробы в содружестве с ООО «Газпром трансгаз Югорск» - это наполняло мероприятие реальным содержанием, отражая заказ работодателя на подготовку выпускников с определенным набором профессиональных компетенций.

Преподаватели и мастера производственного обучения выполнили главную задачу профессиональных проб – познакомили девятиклассников со спецификой различных профессий и специальностей, что может в дальнейшем оказать помощь учащимся в осознании того факта, в каком направлении им хотелось бы развиваться. По окончанию мероприятия «Дни Югорского школьника», каждый школьник получил сертификат участника профессиональных проб.

Одновременно с мероприятием «Дни Югорского школьника» для девятиклассников, проводилась ранняя профориентация для воспитанников дошкольных учреждений города. О необходимости ранней профориентации говорил президент В. В. Путин в ходе телемоста на Всероссийском форуме «Проектория». Он отметил, что для того, чтобы на рынке труда в России в целом и для каждого человека была ситуация, при которой бы создавалась профессиональная база, ранняя профессиональная ориентация нужна, и она не будет мешать пробиваться ярким талантам и людям с гениальными способностями в те области, в которых они смогут себя проявить наилучшим образом. Одно другому не мешает. [5]

В дошкольный период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств [4]. Поэтому следует создавать определенные условия и проводить профориентационную работу на каждом этапе возрастного развития ребенка, для более осознанного и профессионально самоопределения в будущем. Методистами колледжа был разработан сценарий познавательно-развлекательного мероприятия по профориентации для детей 6-7 лет, куда входила виртуальная экскурсия по мастерским колледжа и игровая программа с участием LEGO-человечка. К съемкам видео-экскурсии и роли LEGO-человечка была привлечена студентка 3 курса  специальности «Дошкольное образование». Данное мероприятие было полезно не только дошкольникам, но и самой обучающейся, так как позволило получить практический опыт педагогической деятельности.

В процессе просмотра видеоэкскурсии дети узнали о деятельности разных профессий и специальностей колледжа, качествах, которыми должен обладать тот или иной профессионал, необходимых инструментах, орудиях труда. Волшебное перемещение по мастерским вместе с LEGO-человечком, стихи о профессиях - все это вызвало живой интерес ребят к преподнесенному материалу, который вырос еще больше после появления главного героя перед дошкольниками. Сюрприз для детей был полной неожиданностью и мотивировал на дальнейшую работу. LEGO-человечек поиграл с дошкольниками в игру «Что за предмет?», загадывая загадки про инструменты и предметы определенных профессий, которые ребята отгадывали и соотносили с профессиями. В конце мероприятия LEGO-человечек каждому дошкольнику подарил медаль с эмблемой ЮПК,  и пригласил их учиться в колледж. Встреча завершилась танцевальным флеш-мобом.

Целесообразное использование в работе с дошкольниками разных методов и приемов игровой формы, позволило усилить познавательный интерес и эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, что так важно в период дошкольного возраста. Мероприятие по ранней профориентации получило положительный отклик со стороны работников дошкольных учреждений и родителей.

Более десяти групп детей старшего и подготовительного возраста приняло участие в ранней профориентации, а профессиональные пробы охватили 50% учащихся девятых классов города. На сайте учреждения и в социальных сетях проходило информационное освещение мероприятий. Выпускникам, участвующим в мероприятиях, выдавался раздаточный материал с информацией о колледже.

Таким образом, проведение профессиональных проб способствовало формированию внутренней готовности к осознанному профессиональному самоопределению девятиклассников, а ранняя профориентация  - профессиональному просвещению.  

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): От ранней профессиональной ориентации до профессионального самоопределения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*