Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКонцертмейстер — это одна из квалификаций, получаемых пианистами в музыкальном колледже наряду с квалификацией педагога.
Когда мы говорим о задачах, стоящих в концертмейстерском классе (в принципе, это относится и к другим предметам специального цикла), мы имеем в виду два аспекта обучения: получение учащимся специальных и фундаментальных знаний. Сегодня нам необходимо разобраться, какие задачи являются общими для всех специальных дисциплин, а что представляет собой специфику нашего предмета.
Общая цель и задача нашего музыкального образования - воспитание не узкого ремесленника, а широко образованного, квалифицированного специалиста-профессионала.
Мы все время должны иметь в виду, что профессия, которую мы даем студентам это, прежде всего - музыкант, а уже потом специальность - может быть и пианист, и скрипач, солист или артист оркестра, концертмейстер и так далее.
Помимо обучения определенным специальным навыкам и умениям, в задачи всех трех предметов специального цикла входит воспитание в учащихся общих для музыкального исполнительства качеств. Мы имеем в виду такие фундаментальные понятия, как:
то есть такие параметры профессионального музыкального исполнительства, которые не зависят ни от инструмента (фортепиано, скрипка, голос), ни от вида исполнительской деятельности (сольной или ансамблевой). Работа над этими качествами является необходимым компонентом обучения в концертмейстерском классе, так же, как и в других специальных классах - камерного ансамбля и специального фортепиано.
Репертуар концертмейстерского класса настолько богат истинными музыкальными шедеврами, о которых учащиеся не имеют никакого представления, что нам нет необходимости использовать музыкальные суррогаты. Мы должны обучать наших студентов только на первоклассном музыкальном материале, которого достаточно. Только тогда может идти речь о воспитании настоящего музыкального и художественного вкуса.
Само собой разумеется, что репертуар должен быть выстроен и по степени трудности: от простого - к сложному, а не наоборот.
Оканчивая музыкальный колледж, выпускник уже получает профессиональную квалификацию - «концертмейстер». Он может работать по специальности и наша задача - подготовить его к этой конкретной работе. Это работа концертмейстером в классах струнных, духовых, народных инструментов и хора в музыкальной школе и колледжа, а также в вокальном и дирижерско-хоровом классах музыкального колледжа. Он должен быть готов и к другим возможным видам деятельности — например в детских хоровых и вокальных студиях и т.д.
С другой стороны, учащийся должен быть подготовлен и к продолжению учебы в вузе. Должно быть четко определено: чему надо учить в колледже, какие знания, навыки необходимо дать учащемуся в среднем звене, а что лежит в сфере высшего образования, чему надо обучать в вузе, чтобы владеть не только «азами», а всеми гранями, высшим мастерством данной профессии. Поэтому создателям новых программ по концертмейстерскому классу как для училища, так и для вуза необходимо будет учесть и эти соображения. Пока еще в этом направлении серьезных методических разработок нет.
На сегодняшний день, если сравнить предмет концертмейстерского класса, например, с классом специального фортепиано, имеющим давно разработанную и обширную методику, существующую, в том числе и как самостоятельная дисциплина, выстроенной и целостной методики преподавания концертмейстерского класса - нет, хотя работа в этом направлении, конечно, ведется в различных учебных заведениях.
Поэтому перед педагогами концертмейстерского класса стоит сегодня двуединая задача: создание новых программ, отвечающих современному подходу к профессии концертмейстера и разработка самостоятельной методики преподавания, что потребует коллективных усилий всего концертмейстерско-педагогического сообщества.
Очевидно, что специфика предмета должна определять и методику преподавания. И если работа с вокалистами и вокальным репертуаром - особенность только концертмейстерского класса, то все что связано со сферой вокального ансамбля, с пением и работой с певцом должно стать определяющим для методики преподавания.
Как, с нашей точки зрения, должна строиться работа над вокальным сочинением?
На предварительном этапе работа проходит без участия солиста. Ее необходимо разделить на несколько заданий:
- сыграть гармонический план произведения и вокальную строчку,
Как правило, это задание представляет собой определенную трудность для начинающих. В этом случае его можно упростить.
Например, сыграть партию левой руки и вокальную строчку - правой рукой. Или сыграть правой рукой вокальную строчку, а левой - гармоническую схему. Естественно, что все эти учебные задания необходимо давать на простом, доступном для учащегося материале.
Только после такой предварительной работы, которую со временем учащийся научится выполнять самостоятельно без помощи преподавателя, мы рекомендуем переходить к следующему, более сложному этапу - работе непосредственно с певцом.
Здесь, помимо художественных задач, стоящих перед всяким исполнителем, учащемуся необходимо будет учитывать и такие, как:
При этом следует иметь в виду и то, что все эти моменты не обязательно обозначены в нотном тексте и могут диктоваться как стилевыми требованиями того или иного композитора (например, «rubato» .у романтиков), так и особенностями интерпретации конкретного солиста.
Все вышеперечисленное - специальные навыки профессии концертмейстера, которые, с нашей точки зрения, могут быть положены в основу методики преподавания концертмейстерского класса в среднем учебном заведении.
Прежде чем перейти к размышлениям по поводу вузовского обучения, необходимо остановится на таких видах работы в концертмейстерском классе, как «чтение с листа» и «транспонирование».
Не вдаваясь в методику преподавания этих разделов программы (это может быть темой самостоятельной работы), хотелось бы высказать несколько соображений.
Чтение с листа, как известно, один из основных навыков концертмейстера. Работая в очень большом репертуарном диапазоне, концертмейстер часто не имеет возможности выучивать заранее музыкальное произведение и должен играть его «сходу» или «с листа».
Нам; представляется, что обучение этому достаточно сложному для начинающих навыку, так же как и другие виды работы, должно происходить поэтапно, то есть его необходимо разделить на простые задания.
Можно начинать обучение чтению с листа не только с простых романсов и песен, но и с несложных инструментальных пьес, так как здесь учащийся не будет обременен дополнительно вокальной спецификой (словесный текст, дыхание певца, тесситурные сложности и т.д.).
К чтению с листа вокального репертуара целесообразно переходить после того, как учащийся уже приобрел какой-то опыт работы с вокалистом в классе и на сцене, когда он уже оснащен основными приемами работы с вокальным сочинением.
На первоначальном этапе, учащийся обязательно получает время на предварительную подготовку 10-15 мин (без инструмента). За это время он должен мысленно:
Только после всего этого сесть к роялю и сыграть произведение. Сначала без участия солиста - сольную партию может подыграть педагог, а затем, только после приобретения какого-то опыта- с солистом, так как реальное звучание инструмента или голосе будет дополнительно «сбивать» учащегося.
Транспонирование - это один из самых сложных навыков концертмейстера, который требует высокого профессионального уровня как педагога, так и учащегося.
Сначала необходимо уточнить, что мы подразумеваем под этим термином.
Речь идет об исполнении вокального сочинения не в той тональности, в которой оно изложено в нотах. Если у концертмейстера есть время для разучивания сочинения, он может заранее транспонировать произведение (современные компьютерные возможности могут значительно облегчить эту задачу), или найти ноты в нужной тональности. Казалось бы, проблема решена. Но в конкретной исполнительской практике нередки ситуации, когда транспонировать сочинение надо сразу, «сходу» или «с листа», и это представляет немалую трудность даже для опытного концертмейстера.
Ясно, что транспонирование сочинения заранее хоть и кропотливое занятие, требующее немалого времени,— не является особым умением концертмейстера и лежит в области знания теории музыки и гармонии. С этим заданием могут справиться и теоретики, и композиторы, и дирижеры, то есть представители других музыкальных профессий, и оно не лежит в области музыкального исполнительства - это весьма существенный момент!
Несмотря на то, что раздел «транспонирование» входит во все программы по концертмейстерскому классу, среди педагогов и концертмейстеров нет единого мнения, нужен ли этот навык концертмейстеру.
Есть и другая точка зрения. Если концертмейстер - профессия универсальная и необходимая практически во всех областях музыкальной культуры, то он должен отвечать всем требованиям своей профессии. Концертмейстеры, действующие в области вокального искусства, сталкиваются с транспонированием постоянно, поэтому необходимо в учебных заведениях заранее готовить их к этому.
Какие это ситуации? Нередки случаи, когда концертмейстер встречается с солистом прямо на концерте или конкурсе, или прослушивании в театр или филармонию и солист указывает тональность, в которой будет петь.
Часто из-за неуверенности в состоянии своего голоса или из-за нездоровья солист просит аккомпаниатора взять более низкую тональность, и концертмейстер, как правило, идет ему навстречу. Необходимо это умение и концертмейстеру, работающему с вокалистами в учебном заведении, где приходиться подбирать тональность, исходя из еще ограниченных голосовых возможностей учащегося.
С нашей точки зрения, очевидно, что «транспонирование с листа» является одним из самых сложных разделов в обучении концертмейстера и переходить к нему необходимо только после того, как будут пройдены предыдущие этапы обучения, о которых говорилось выше.
Прежде всего необходимо воспитывать в учениках понимание вокальной природы музыкального интонирования.
Непосредственная практическая работа с певцом дает пианистам в этом смысле единственный и уникальный опыт, так как им* в отличие от струнников, например, все время приходится преодолевать «ударную», молоточковую природу извлечения звука на фортепиано. Как известно, такое внимание к интонационной природе музыки, «пению» на фортепиано в особенности характерно для русской фортепианной школы. Многие выдающиеся пианисты и педагоги подчеркивали, что настоящей выразительности фразировки нужно учиться именно у певцов. Это положение не потеряло своей актуальности и сегодня.
Практически в повседневной работе в концертмейстерском классе, помимо культивирования постоянного внимания пианиста к звуковедению певца, необходимо воспитывать у пианистов и навык пения, который большинству учащихся не дается сразу.
Воспитание этого навыка в концертмейстерском классе преследует несколько целей и способствует:
целостному восприятию трехстрочной или многострочной фактуры произведения, что представляет известную трудность для пианистов, привыкших оперировать только двумя строчками;
Навык пения - необходим пианисту и в его практической ансамблевой работе с певцом для того, чтобы ясно обозначить партнеру свои художественные намерения - проще говоря, показать не на фортепиано, а голосом.
Работая с вокалистом, концертмейстер в той или иной степени должен быть знаком с некоторыми сторонами вокальной технологии:
Таким образом, обучаясь в концертмейстерском классе в вузе, пианисты сталкиваются с необходимостью познания азов вокального искусства.
Но не только вокального. Понимание профессии концертмейстера - не только, как аккомпаниатора, вторичного по отношению к солисту, но и, прежде всего, как организатора процесса музыкального исполнения, требуют осознания дирижерских функций этой профессии.
В истории музыкального исполнительства было немало примеров, когда прежде, чем стать дирижером или солистом - пианистом, музыкант долгое время работал концертмейстером. (Приведу только один, самый известный - Святослав Теофилович Рихтер, который в ранней молодости работал концертмейстером в оперном театре и только после этого поступил в Московскую консерваторию в класс Г. Г. Нейгауза) Есть такие примеры и сейчас.
Сегодня очевидно, что функции концертмейстера трактуются значительно шире, чем раньше: он не только полноправный партнер солиста, но и организатор музыкального процесса, и в этом его родство с профессией дирижера.
В любом ансамбле, где больше одного исполнителя, кто-то берет на себя роль организатора процесса исполнения, организатора музыкального времени. Для пианиста-концертмейстера в ансамбле с вокалистом эта функция естественна и органична по многим параметрам.
Во-первых: солисту сложно организовать музыкальное время, темп произведения, так как в большинстве случаев (хотя есть и исключения), именно с фортепианного (или оркестрового) вступления начинается музыкальное произведение. Таким образом, выбор темпа, а значит и во многом, характера пьесы (эти вещи, как известно, тесно связаны) целиком лежит в сфере ответственности пианиста. Это объективный фактор.
Во-вторых: объективно и то, что фортепианная (оркестровая) партия за счет ладового, гармонического и фактурного разнообразия, имеет гораздо больше выразительных возможностей, по сравнению с одноголосной партией солиста, и данный фактор трудно игнорировать, это не может не сказаться на роли концертмейстера в ансамбле.
И, наконец, в-третьих, нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что в большинстве случаев вокалисты, по сравнению с пианистами, начинают свое музыкальное образование намного позже, и обычно несколько отстают в своем музыкальном развитии. Они сами нуждаются в руководстве, так как не обладают достаточными знаниями.
Таким образом, подводя итог сказанному, можно утверждать, что в ансамбле с вокалистом дирижерская, организационная функция пианиста-концертмейстера является неотъемлемой составляющей этой профессии. Осознавая данный факт, именно педагоги концертмейстерского класса в вузах должны воспитывать это качество у своих студентов.
Как? Какими способами, какими приемами - это непростой вопрос, так как, несмотря на органичность дирижерской функции для концертмейстера, осуществлять ее в процессе исполнения музыкального произведения совсем не легко. Ведь, в отличие от дирижера, концертмейстер сам еще играет на своем инструменте - фортепиано, он не может показать солисту вступление, темп, характер произведения и прочие руками, жестами, мимикой, кивком головы и т.д. Здесь его ресурсы в сравнении с дирижером, значительно скромнее. Тем не менее, хорошего концертмейстера от плохого отличает, в первую очередь, то, как он может организовать музыкальное время и весь процесс исполнения, то, как он «держит в руках» солистов и весь ансамбль.
На что же необходимо направить наше внимание, когда мы хотим воспитать в неопытных пианистах-концертмейстерах еще и дирижера?
Очевидно, что на первый план должна выйти работа над метром и ритмом.
Как правило, начинающие музыканты, даже «выучив» произведение, нередко плохо представляют себе его темп и характер. У таких исполнителей эти параметры устанавливаются как бы «по ходу игры». Необходимо обращать внимание учащегося на то, что еще до того, как он начнет играть, он должен четко представить себе «темпо-ритм» музыкального произведения. Найти его помогает определение характера сочинения и выявление его жанровой основы.
С нашей точки зрения, полезно отделить работу над метром от собственно игры на фортепиано.
В педагогической практике используется целый ряд таких приемов.
Например, предложить студенту еще до начала исполнения - продирижировать произведение. Или четко простучать одной рукой его ритм по крышке рояля иди столу. Можно исполнять партию одной руки на фортепиано, а другой рукой, одновременно, стучать метр по крышке рояля или по колену. То же самое — поменяв руки. Вариант этого же упражнения - дирижировать одной рукой, а другой играть. Еще сложнее - при этом еще и петь вокальную строчку.
Можно петь вокальную строчку и стучать или дирижировать метрическую сетку произведения. Еще сложнее — простучать полностью весь ритмический рисунок.
После такой предварительной работы, организовать временную и метрическую стороны произведения учащемуся становится значительно проще.
Следующий очень важный момент - метрическая организация рук исполнителя (речь идет, естественно, о концертмейстере), то, что дирижеры называют «мануальной» техникой.
Многолетний опыт практического концертмейстера и педагога, приводит к убеждению, что организация движения рук пианиста во время игры и в паузах (что не менее важно), фактор далеко не безразличный для организации временного пространства в ансамбле. Большинству концертмейстеров - практиков известно, как важен момент, непосредственно предшествующий началу исполнения произведения
«так называемый «ауфтакт» (тоже, дирижерский термин). Прием «ауфтакта», иначе говоря, предыкта, затакта, дыхания - перед взятием первого звука, очень важен не только в начале произведения, но и при переходе от одного раздела или темпа к другому, что очень часто встречается, например, в операх.
Очень важно обратить внимание учащегося и на метрические опоры в исполняемом произведении - не всегда они совпадают с сильной долей такта. Кроме того, необходимо воспитывать у учащегося ощущение «разновесомости» долей. Что по своим функциям (но не по длительности!) доли такта не одинаковы. Иначе исполнение превратится в скандирование или произнесение «по складам». Здесь тоже, очень полезен прием дирижирования: студент физически начинает ощущать различный вес и тяготение долей.
Одна из самых распространенных метрических ошибок студентов — пассивность концертмейстера во время пауз или длинных, тянущихся нот солиста. В этот момент концертмейстеру особенно важно брать инициативу на себя, обозначая метрические опоры в фортепианной партии, чтобы не потерять так называемый «пульс» произведения. Хочется только подчеркнуть, что речь не идет о том, чтобы примитивно «акцентировать» эти доли. Слово «пульс» здесь особенно уместно - он не слышен, но ощущаем.
При этом хотелось бы подчеркнуть, что те знания, которые приобретаются в концертмейстерском классе, повышают не только квалификацию и профессионализм концертмейстера, но и уровень сольного исполнительства пианистов.
К тому же, если бы не концертмейстерский класс, творчество многих композиторов осталось бы закрытым для живого исполнения нашими учащимися, в силу того, что не все из них писали для фортепиано или писали для него мало.
Достаточно привести имена Бородина, Мусоргского, Танеева, Стравинского, Свиридова, Малера, Вольфа, Р.Штрауса, Дворжака, Бизе, Верди, Вагнера, Россини, Генделя, Вивальди.
В тоже время осознание глубинных закономерностей и стилевых особенностей фортепианного творчества многих композиторов - а среди них такие титаны, как Бах, Моцарт, Шуман, Шуберт, Брамс, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов — невозможно без изучения их вокального наследия.
Необходимо высказать и еще одно соображение, связанное с обучением пианистов в концертмейстерском классе.
Этот предмет призван восполнить и такой недостаток нашего музыкального образования, как все более сужающаяся доля непосредственного живого музицирования студентов в процессе обучения. Если раньше знакомство с новой музыкой могло осуществляться только при непосредственном ее исполнении, естественно, что и дома и в учебных заведениях культивировались различные формы музицирования.
История музыкального образования и музыкальной культуры в России изобилует многочисленными примерами домашних и учебных музыкальных постановок, концертов, собраний кружков, которые сопровождались живым исполнением музыкальных произведений (иллюстрацией этого может служить и любопытный пример из кинофильма «Сибирский цирюльник» - постановка в военном учебном заведении силами курсантов оперы Моцарта «Свадьба Фигаро»).
Современные студенты, благодаря достижениям технического прогресса, могут, не затрачивая особенных усилий, ознакомиться с любым музыкальным произведением. В этом, несмотря на большие плюсы, есть и определенные минусы - все большее отторжение учащихся от собственно музыкального исполнительства, что для творческих профессий- далеко не безразлично. Ведь одна из важнейших мотиваций в обучении музыке - это то эмоциональное удовольствие, которое получает от своего исполнения сам учащийся.
И здесь важную компенсирующую роль должен сыграть такой предмет, как концертмейстерский класс. Так как здесь, обучаясь, в основном, на малых формах: романсе, арии и т.д., учащийся не связан многочасовой работой над техникой и выучкой текста наизусть и гораздо быстрее может достигнуть художественного результата, что в свою очередь будет стимулировать его интерес к учебе.
Это не означает, конечно, что задачи, стоящие в концертмейстерском классе значительно проще, чем в классе по специальности (как думают некоторые). На самом деле они значительно шире и многообразней (о чем говорилось выше) и лежат несколько в иной плоскости.
Вот, к примеру, некоторая проблематика, которая с нашей точки зрения, должна быть в центре внимания при обучении концертмейстеров в вузе:
Подведем некоторые итоги. Обучение концертмейстерскому искусству не только узкоспециальная задача, но и насущная необходимость воспитания широко образованного и профессионального музыканта.
Этот предмет, как отмечалось выше, выполняет обобщающую и компенсирующую функции. Без него обучение наших пианистов, даже если их дальнейшая деятельность не будет связана непосредственно с концертмейстерской работой, было бы неполным и ущербным как в собственно исполнительском плане, так и в плане общей музыкальной культуры.
Можно с уверенностью сказать, что в профессии концертмейстера, как в фокусе собираются несколько начал: и пианиста, и дирижера, и педагога-репетитора, и художественного руководителя ансамбля. Эта музыкальная профессия, как показывают современные тенденции развития музыкальной культуры, будет все больше востребована, так как является поистине универсальной.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Воспитание концертмейстерских навыков на уроках концертмейстерского класса в музыкальном колледже
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.