Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Типичные ошибки при выборе профессии

30.05.2022 441 605
Абалакова Ирина Михайловна
Абалакова Ирина Михайловна, мастер производственного обучения

Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий

Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки. Конечно, никто не застрахован от ошибок, а в любом деле всегда есть вероятность промаха. Но хочется, чтобы эта вероятность была как можно меньшей.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий; незнание себя; незнание правил выбора профессий. Поговорим о них подробнее.

Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии-слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам.

Например, чтобы стать хорошим монтажником радиоаппаратуры, недостаточно умения читать электромонтажные схемы и чертежи. От кандидата на эту профессию требуются также высокая концентрация внимания, способность к его переключению, хорошая наглядно-образная память, устойчивая работоспособность при выполнении однообразной работы, чувство времени и ритма, острое зрение, линейный глазомер, быстрое зрительное восприятие, устойчивость руки (отсутствие вялости, дрожания).

В последние годы появилось значительное число профессий, связанных с обслуживанием компьютерных сетей, рекламой и сферой торговли, бизнесом и финансами. Возрастает количество профессий автоматизированного труда на базе интеграции узких специальностей: наладчик-оператор, машинист угольного комбайна и др. Люди таких профессий имеют дело уже не с отдельными машинами, а со сложными комплексами разнообразных механизмов.

Немало ошибок при выборе профессий связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда. Возьмем для примера профессию наладчика станков. До сих пор у многих эта профессия ассоциируется только с образом шумного цеха, промасленной ветошью, грязными руками. Но теперь наладчики станков с программным управлением, регулирующие электронные устройства, пользуются электронными измерительными приборами, стендовым оборудованием, должны досконально знать радиоэлектронику.

Практически все профессии меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно иной характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить как можно больше информации о них.

Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о ее престижности. Очень много выпускников общеобразовательных школ подают заявления в учреждения начального профессионального образования на профессии: «Слесарь»; «Механик»: «Электромонтер»; «Маляр»; «Повар»; «Сварщик». И таких желающих ежегодно значительно больше, чем требуется. Самые большие конкурсы в театральные, художественные, финансовые, юридические институты. Задумайтесь над тем, что получится, если из десяти девятиклассников один станет станочником, а остальные-сварщиками, или из десяти выпускников средней школы девять пойдут в режиссеры и только один-в политехнический институт.

Понятие престижности, как явление моды, приходит и уходит. Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете необходимым для себя-размеренную, спокойную работу или, например, постоянные командировки, экспедиции, полевой быт; независимость и самостоятельность в работе, творчество или выполнение четко определенных обязанностей, регламентированных инструкциями, положениями, приказами. В ряде профессий выполнение трудовых операций точно по инструкции необходимо. Например, медицинская сестра должна сделать укол согласно инструкции, а не экспериментировать в «творческом поиске».

Самое ценное при выборе-определить, какие из качественных сторон профессии для вас наиболее желаемые, важные. Что же касается моды, то, как говорил К.С. Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Незнание себя. Мы уже говорили о том, как многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой-неповторимый, индивидуальный. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, и у него меняются интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя.

Вы уже знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности, которые следует развивать с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых-только за 50 часов. В детстве легче всего освоить персональный компьютер. Если своевременно не развивать способности, то постепенно они атрофируются. Конечно, если у вас сильный характер, целеустремленная, волевая натура, то вы можете наверстать упущенное. Но работать над собой придется постоянно.

Многие ошибки при выборе профессии допускаются из-за переоценки своего здоровья. Ведь, как правило, мы не склонны замечать незначительные, с нашей точки зрения, «болячки». К сожалению, сколько угодно случаев, когда интерес к профессии и развитые способности, отвечающие профессиональным требованиям, приходят в противоречие с медицинскими показаниями. По данным Министерства здравоохранения России, более половины школьников имеют отклонения в здоровье. Чаще всего это расстройства зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, заболевания носоглотки, органов дыхания. И, конечно, с этими заболеваниями надо считаться.

Если, допустим, у вас близорукость и необходимо постоянное ношение очков, то вы не можете освоить целый ряд профессий, которые предъявляют повышенные требования к зрению. Это профессии, связанные с монтажом и сборкой в радиотехнической, электронной и часовой промышленности, с чертежными и граверными работами; многие полиграфические профессии-оператор печатного оборудования, корректор; профессия ювелира-огранщика драгоценных камней и др. При выполнении этих работ можно носить очки, но зрение будет напряжено, что может вызвать прогрессирование близорукости.

Представляется, насколько серьезно и осторожно нужно выбирать профессию при различных отклонениях в здоровье! Попытайтесь познать свои особенности, способности, состояние здоровья, чтобы все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию.

Незнание правил выбора профессии. Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к какому-либо учебному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой - стану физиком», «Люблю географию, историю-буду геологом, историком». Может быть, вы увлекаетесь литературой, но одно дело-любить читать книги, и совсем другое-стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей. Поэтому не всегда это увлечение без реальной оценки своих личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.

Случается и такое, когда подаются документы, например, в техникум или вуз, «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расставаться с привычным окружением. Но делать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый может самостоятельно определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы возникает чувство разочарования, недовольства.

Пути получения профессии. Не менее важно правильно определить путь получения профессии. Если вы полностью обдумали свой выбор, взвесили все «за» и «против», то попытайтесь проверить свое решение на практике. Это вам помогут сделать, прежде всего, профессиональные пробы по курсу «Твоя профессиональная карьера». Кроме того, в летние каникулы можете поработать на стройке, в больнице, на почте, на заводе, в детском саду, в зависимости от того, где вы представляете свое рабочее место в будущем. Реальность или разочарует вас, или утвердит в правильности своего выбора.

Ознакомиться с производством могут помочь экскурсии. Советуем относиться к ним серьезнее, использовать возможность общения со специалистами разных профессий. Сложность многих профессий часто скрыта от поверхностного взгляда. Допустим, увидели вы во время экскурсии диспетчера стана металлургического завода. Сидит человек и ничего, на первый взгляд не делает-смотрит на сигналы измерительных приборов, экраны дисплеев компьютеров, изредка нажимает клавиши. Но если поговорить с ним, то окажется, что он по показаниям приборов, компьютеров мысленно представляет себе весь технологический процесс, по первым признакам улавливает малейшие отклонения от нормы, быстро устраняет их. Оказывается, он постоянно занят напряженным умственным трудом, хотя внешне этого не заметишь.

И, конечно, вам необходимо знать систему учебных заведений, прежде всего, своего города и страны в целом. Вашими путеводителями могут быть различного рода справочники для поступающих и ряд другой литературы, способной помочь в выборе пути и получении профессии.

Интересы и склонности в профессиональном выборе. Интерес-это индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в положительном эмоциональном отношении к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также в интеллектуальной, познавательной активности. Потребностное отношение человека к миру обеспечивает направленность его развития, осознанность выбора деятельности. Интересы различаются по содержанию, цели, широте, устойчивости. В динамике своего развития они могут перерастать в склонность, т.е. в устойчивое стремление к определенной деятельности, когда привлекательными становятся не только достигаемые результаты труда, но и его содержание.

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различия. Как правило, интересы означают «Хочу знать», а склонности - «Хочу делать». Вам, видимо, знакомы люди, которые проявляют склонность к живописи или музыке. Они с удовольствием покупают альбомы по искусству, ходят на выставки и концерты, эмоционально обсуждают особенности стиля того или иного мастера, им известны многие детали и биографические данные выдающихся деятелей искусства. Однако сами они совершенно не стремятся к деятельности в области живописи или музыки, не посещают занятий в художественных студиях, музыкальных школах.

Такое поведение иллюстрирует наличие избирательного интереса, отсутствие склонностей, так как интерес в первую очередь - свойство личности, а не вещи (книги, кино) или явления (спорт, искусство). Одно дело интересоваться произведениями искусства, а другое-их создавать. Можно проявлять повышенное любопытство к новинкам в автомобилестроении, но не уметь управлять автомобилем, ремонтировать его.

Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора - когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности, широте содержания, устойчивости, силе, длительности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Типичные ошибки при выборе профессии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*