Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Soft skills – навыки успеха

27.05.2022 289 515
Семенец Оксана Владимировна
Семенец Оксана Владимировна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Актуальность темы "софт-скилз" обусловлена тем, что на современном этапе общественного развития меняется взгляд на способности молодого специ- алиста.  Последние исследования рынка труда показывают,   что      интерес работодателей к данным  навыкам усиливается. Это объясняется изменением самой экономики.

С одной стороны, для успешной работы нужно обладать некоторым набором узкопрофессиональных навыков, которые специалисты называют хард скилс. Но, с другой стороны, софт скилсз  позволяют добиваться более высокой оплаты и успешного карьерного роста.

Термин "soft skills" является одним из трендов динамично меняющегося мира.  "Гибкие" навыки– "комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью".

За последние 20 лет резко изменились и сам человек, и условия рынка труда. Ставка на молодежь, как основу интеллектуального капитала компаний, требует изучение мотивационных, личностных и интеллектуальных особенностей и возможностей поколений молодежи.

Софт-скилз, над развитием которых я работаю:

-Критическое мышление;

- Творческий подход;

- Адаптация и установление контактов;

-Организаторские  навыки;

 -Широкий кругозор, эрудированность;

- Вежливость и коммуникабельность;

-Общительность.

В своей деятельности в условиях реализации требований ФГОС применяю следующие  педагогические технологии  для развития софт-скилс:

  1. Информационно – коммуникационная технология;
  2. Технология развития критического мышления;
  3. Проектная технология;
  4. Технология проблемного обучения;
  5. Игровые технологии;
  6. Кейс – технология;
  7. Технология обучения в сотрудничестве;
  8. Технология исследовательской деятельности;

Напомню вкратце содержание данных технологий.

Информационно – коммуникационная технология

Заключается  в неограниченном обогащении содержания образования, доступ в интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодействие со студентами посредством ресурса Мудл, электронной почты и  мессенджера Вконтакте, который по итогам 2021 года стал наиболее востребованным и посещаемым молодежью.

Технология развития критического мышления

Заключается  в развитии у студента аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск путей ее решения.

Проектная технология

Под технологией проектной деятельности понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий по определённому плану, для решения поисковых, исследовательских, практических задач обучающихся с обя- зательной презентацией этих результатов.

Технология проблемного обучения

Это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Игровая технология

Это достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Кейс – технология

 Это  интерактивная технология обучения, направленная на       формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Сотрудничество предлагается как идея совместной развивающей деятельности педагога и студентов, микрогрупп студентов.

Технология исследовательской деятельности

Это  методика организации учебно-воспитательного процесса, дающая студентам настоящие сведения об объектах, процессах и явлениях, которые они открывают самостоятельным образом.

Данные технологии использую при реализации следующих видов учебной деятельности:  выдаче домашнего задания, внеаудиторной самостоятельной работы, руководства и написании научно-исследовательских работ, при проведении внеаудиторных мероприятий, наставничестве в системе «студент-студент», при подготовке ВКР.

При использовании вышеназванных педагогических технологий софт-скилз студентов  успешно развиваются. Именно развиваются, так как в большинстве своем - это врожденные навыки.

Оценку развития soft skills можно проводить множеством методов, такими как опросы,  метод  под названием «Разговор ни о чем», метод «Кадр», метод «Реалити-кейсы», динамичный метод. Но данные методы больше используются в рабочей обстановке - при найме на работу в качестве личностной оценки кандидата.   В условиях образовательного процесса оценка развития софт скилз была проведена мной  при помощи анкеты и собственного наблюдения.

В анкетировании  приняли участие 85 респондентов, обучающиеся 1-4 курса. Вопросы анкеты приведены в приложении А.

Подведя итоги анкетирования, были получены следующие результаты:

Наиболее значимые софт – скилс для наших студентов в различных ситуациях - это адаптация и установление контактов, организационные навыки, творческий подход и общительность.

Учебные  дисциплины, которые бы они  добавили в свой учебный план для развития данных компетенций -   это тайм – менеджмент, командообразование и ораторское искусство.

Подводя  итог всему сказанному, хочу отметить, что  современное  образование должно ориентироваться на развитие гибких навыков, многие из которых - врожденные и присущи каждому, но их нужно развивать и совершенствовать, так как большинство ребят волнуются, переживают, чувствуют себя неуверенно, когда попадают в новую социальную ситуацию. Они ищут помощь и поддержку у друзей, родителей и, конечно же, преподавателей.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Soft skills – навыки успеха




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*