Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Снижение интенсивной нагрузки участников образовательного процесса

26.05.2022 486 700
Цымлянская Валерия Сергеевна
Цымлянская Валерия Сергеевна, преподаватель

Береговенко Елена Николаевна
Береговенко Елена Николаевна, зам.директора по УР, преподаватель

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

Высокому результату учебного занятия предшествует тщательная подготовка как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося. Современные принципы распространения среднего и высшего образования, внимания к интересам и запросам обучающегося, роста профессионализма, соответствия специалиста постоянно меняющимся критериям рынка труда, использования актуальных компьютерных технологий во время обучения повышают напряженность в ходе осуществления педагогической деятельности. Разумное перераспределение усилий педагога – решаемая проблема при рациональном подходе к организации учебной и методической деятельности. Рассмотрим отдельные этапы подготовки и проведения учебного занятия, с целью выявления ресурсов для снижения интенсивной нагрузки участников образовательного процесса.

На первом этапе не обойтись без рефлексии предшествующих занятий. В дальнейшем нужно учитывать объём и качество достижения каждой из поставленных задач, их необходимость в общем результате. Поэтому, при проверке выполнения домашнего задания, актуализации изученного материала важной частью является использование дифференцированного подхода, выяснение причин частичной реализации, что способствует выявлению потенциальных возможностей достижения обучающимися воспитательных и развивающих результатов.

Второй этап – построение занятия с учётом особенностей, выявленных на первом этапе. Сначала определяется место занятия в рамках предмета, дисциплины, междисциплинарного курса, планируемое достижение результатов обучения (формируемые элементы общих и профессиональных компетенций). Определяется вид занятия (лекция, практическое, лабораторное и другие), формулируются задачи и определяется потенциал в обучающем, воспитательном и развивающем контекстах.

Содержание отдельных этапов и логики процесса обучения является эффективным при чередовании различных способов работы педагога с разнообразными формами и способами активности обучающихся. Необходимо учитывать, что деятельность как преподавателя, так и студентов должна быть представлена сменяемыми интенсивными и пассивными периодами. Уровень усвоения учебного материала повышается при параллельном закреплении по ходу занятия.

Для контроля усвоения необходимо выбирать оптимальные способы оценки результатов обучения. Интенсивное внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет использовать для этого широкий спектр цифровых инструментов. Самый простой – электронное тестирование на образовательной платформе, например, LMS Canvas. Преподаватель, при формировании теста определяет сложность и вариативность заданий, ограничение по времени их выполнения Студенты получают доступ к тестированию на определенном этапе занятия. Индивидуальные результаты работы в режиме реального времени автоматически фиксируются с оценкой по заданным критериям (при наличии электронного журнала, предусмотрено его автоматическое заполнение).  При этом, тесты можно использовать в качестве обучающего и закрепляющего элементов занятия, снижая интенсивность педагогического труда, повышая объективность оценки обучающихся.

Способ контроля, требующий большего времени – работа в группах с неоднородным составом участников. Этот прием используется с целью развития коммуникативных навыков обучающихся. Выполняя контроль, исправление ошибок, корректировку неточностей в выполнении заданий обучающиеся с высоким и средним уровнем имеют возможность не только помочь студентам со слабыми показателями или низким темпом овладения знаниями, умениями и навыками, но и сформировать дополнительные компетенции. При этом, снижается интенсивность работы преподавателя, увеличивается вовлеченность обучающихся, учитываются возможности каждого участника образовательного процесса.

Более сложной формой контроля уровня освоения изученного является проектная деятельность. Для ее эффективной организации требуется свободный доступ к техническим средствам и предварительные правила составления шаблона, который выполняют студенты с высоким уровнем обучаемости. При проведении лекционных и подготовке практических занятий предлагается готовый шаблон презентации, в который необходимо вставить рисунки, схемы, изображения, формулы, характеристики и тому подобное, как из предложенного перечня, так и найти соответствующую информацию в печатных или электронных источниках. Оценка варьируется по степени усилий, необходимых для выполнения проекта. Тем самым, реализуется дифференцированный подход в обучении, создается ситуация успеха для каждого обучающегося.

При организации курсового проектирования шаблон презентации используется уже как алгоритм формирования работы (проекта) с заданным табличным форматом размещения теоретического материала, формул и результатов расчетов по индивидуальным заданиям. Такой подход обеспечивает оптимизацию сроков выполнения отдельных этапов работ (проектов) обучающимися, «собирая» общий результат из отдельных взаимосвязанных звеньев. При этом, четкая алгоритмизация построения шаблона значительно упрощает последующую проверку работ и поиск ошибок.

Одной из форм работы со студентами может быть подготовка комплекта материалов по теме или части темы. В данном комплексе все работы содержат один материал в разной мере наполнения информацией и иллюстрирования. В него входят: обзорный видео ролик, обучающая презентация, тренировочные тесты.

Обзорный видео ролик с основными характеристиками носит информационный характер по плану содержания темы занятия;

Обучающая презентация состоит из главного слайда и слайдов-пояснений. На первом слайде отражены основные проблемные пункты занятия или части темы, по «клику» на которые происходит переход на слайд с соответствующими пояснением. На слайдах-дополнениях должен быть объект для возвращения на главный слайд. Многократные переходы способствуют запоминанию информации и коррекции усвоенного материала. Такую презентацию можно использовать как для индивидуальной самоподготовки студентов, так и преподавателем для фронтального метода обучения.

Тренировочные тесты дают возможностью исправления ошибок и предполагают выполнение студентам до полного запоминания материала.

Таким образом, интенсивность труда педагога во время проведения занятия снижается, при этом, педагогическое воздействие сохраняется на необходимом уровне, обеспечивая общую результативность освоения обучающимися элементов общих и профессиональных компетенций.

Завершающий этап подготовки преподавателя к учебному занятию включает информационное содержание в виде опорных знаний и умений, дополнительной и вспомогательной информации. Средства дидактического, наглядного и раздаточного характера значительно повышают результативность учебных действий студентов. Применение информационных технологий, учебного и учебно-производственного оборудования, технических приспособлений обеспечивают необходимую практикоориентированность обучения и освоение элементов общих и профессиональных компетенций.

Оптимизации деятельности преподавателя в данном контексте создаёт условия для: внутренней мотивации с ориентацией на качественную оценку (саморазвитие личности) и внешней мотивации студентов с ориентацией на количественную оценку (одобрение, порицание); структурирования содержания занятия в сжатом и развернутом объёме; использования разнообразных видов познавательной (репродуктивный и творческий) и организационной (индивидуальный, групповой, фронтальный) деятельности; формирования элементов компетенций в рамках учебной дисциплины, междисциплинарного курса.

Оптимизация деятельности преподавателя и студента усиливает обе стороны и способствует самореализации каждого участника в процессе совместной деятельности. Посильные согласованные шаги взаимодействующих создают синергию с превосходством результата простой суммы усилий участников образовательного процесса.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Снижение интенсивной нагрузки участников образовательного процесса




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*