Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методика организации дистанционного обучения

26.05.2022 64 103
Мамеева Елена Александровна
Мамеева Елена Александровна, преподаватель

Барнаульский кооперативный техникум Алтайского крайпотребсоюза

Педагогический процесс неразрывно связан с реалиями нашего общества. В связи с небезызвестными причинами не так давно получила широкое распространение такая реалия, как дистанционное обучение. Под дистанционным образованием понимается обучение, реализуемое с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном ( на расстоянии) взаимодействия обучающихся и педагогических работников. Скорее всего, в недалеком будущем у студентов педагогических вузов и колледжей появится новый предмет, изучающий методику преподавания в дистанционном формате, т. к. немаловажно осознавать, что преподавание оффлайн и онлайн - далеко не одинаковые процессы.

Организация дистанционного обучения имеет некоторые особенности для каждого предмета, которые выражаются в различиях технологии, содержания, форм и методов. Не является исключением и процесс дистанционного обучения студентов, средства обучения иностранному языку.

Основной спецификой данного предмета является развитие коммуникативной компетенции на иностранном языке ( монологической и диалогической речи). По этой причине дистанционное обучение иностранному языку является одним из самых сложных в организации процессов. В первую очередь, оно должно сохранить все основные компоненты учебного процесса, такие, как цели, содержание, методы, организационные формы работы студентов, а также соответствовать основным педагогическим принципам. Кроме этого, необходимо способствовать повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

Как правило, основными формами дистанционного обучения являются проведение занятий, используя информационно-коммуникативные технологии, а также организация самостоятельной работы студентов. Наиболее эффективным, всё же, на наш взгляд,  является комбинирование этих форм дистанционного обучения.

Большинство преподавателей, проводивших занятия онлайн в системе Zoom, смогли оценить её эффективность именно при обучении иностранному языку, т.к. студентам очень важно воспринимать на слух тот или иной речевой паттерн, особенности фонетики, интонации нового лексического материала или его отработки. Особенно важна возможность реализации коммуникативной компетенции на иностранном языке, то есть создаются условия для общения студентов с преподавателем и друг с другом. При изучении грамматического материала очень важна обратная связь, т.к. при овладении им самостоятельно, подчас возникают трудности, справиться с которыми без помощи педагога очень сложно. Для обучения таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо, можно в значительной степени ограничиться сетевым курсом, поскольку особенности этих видов речевой деятельности не требуют сами по себе объемной графики и даже значительного по объему звукового сопровождения. Но при обучении говорению и аудированию ограничиться только текстовыми файлами не удается, необходима опора на звуковое сопровождение, а также создание различных ситуаций, стимулирующих устные высказывания обучаемых, т.е. возникает потребность опоры на иллюстративный материал.

В действующей программе и в стандарте образования отмечается связь практической цели обучения с общеобразовательной, воспитательной и развивающей целями. Указанные цели являются подчиненными и достигаются в ходе формирования коммуникативной компетенции. Таким образом, особенность предмета "иностранный язык" состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, т.е. о языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности (коммуникативная компетенция). В соответствии с теорией деятельности, обучать любому виду деятельности можно лишь в ходе выполнения этой деятельности. Отсюда следует, что при обучении иностранному языку необходимо организовать самостоятельные действия учащихся (причем, каждого студента) в том виде речевой деятельности, которому их обучают. Если обучают чтению, то каждому обучаемому необходимо предоставить возможность читать, упражняться в чтении. При обучении говорению - каждому студенту следует предоставить возможность говорить, выражать свои мысли на иностранном языке. При обучении аудированию каждый обучающийся должен получить возможность слушать иноязычную речь.

В настоящее время самостоятельная деятельность учащихся является одной из составляющих процесса обучения. В тех случаях, когда речь идет о формировании умений и навыков, самостоятельная деятельность обучаемых становится условием достижения намеченных результатов. Нельзя забывать и о необходимости формировать грамматические, лексические навыки, постоянно совершенствовать фонетические навыки (постановку произношения все-таки предпочтительнее осуществлять под непосредственным руководством опытного педагога). Для этого также необходима соответствующая практика и система упражнений.

Учебный процесс дистанционно на базе компьютерных телекоммуникаций обязательно предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения. Обучаемые в силу своих психофизиологических особенностей обладают различными способностями, задатками, поэтому для усвоения учебного материала разным студентам требуется разное количество времени, разное количество упражнений разной степени сложности, чтобы достичь определенных результатов. В условиях обычной аудитории, оснащенного техническими средствами (например, в языковой лаборатории аудио-активного типа), преподаватель может дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения с помощью специально подготовленных пособий: дидактического раздаточного материала для работы в парах, группах, звуковых пособий, пр. При дистанционном обучении иностранному языку необходимость предусмотреть возможность усвоения учебного материала учащимися на разном уровне тем более актуальна. Выше уже говорилось, что в курсах по иностранным языкам мы считаем необходимым предусмотреть три уровня - базовый (определенный стандартом образования), продвинутый и углубленный, в зависимости от уровня обученности учащихся. Уровни обученности выявляются с помощью специальных тестов перед началом обучения по основному курсу. Результаты тестирования учитываются при формировании малых групп сотрудничества. В каждую группу включается слабый студент, средний и сильный. Таким образом, обучаемые многие проблемы в состоянии оказываются решить в рамках своей группы без обращения по любому поводу к преподавателю и только, если затруднение действительно оказывается серьезным для всех членов группы, они сообща обращаются за помощью к преподавателю.

Специфика дистанционного обучения такова, что обучаемый в любом случае остается один на один с заданием и работает самостоятельно, но вместе с тем, и это чрезвычайно важно, он знает, что в любой момент может обратиться за помощью. При этом преподаватель больше внимания может уделить слабым учащимся.

Алгоритм  дистанционного занятия включает в себя следующие этапы:

  • определение темы, типа, и модели, формы занятия;
  • подготовка словаря ( для введения нового, так и отработка ранее изученного лексического материала) по теме данного занятия; подготовка речевых ситуаций и определенных заданий;
  • подготовка контрольных заданий, системы и шкалы оценивания ответов студентов; объема домашнего задания;
  • непосредственное проведение занятия, а затем его анализ.

Немаловажным в процессе планирования дистанционного обучения иностранному языку, в частности, при проведении занятий в системе Zoom,  является подготовка рабочего места учителя. Стоит тщательно продумать, где оно будет находиться. Необходимо предусмотреть, чтобы фон не отвлекал внимания студентов ( желательно, однотонная стена). Рабочее место оснащается персональным компьютером, микрофоном и цифровой камерой. Следует обеспечить дополнительное освещение лица учителя, т.к. на него будет направлено основное внимание. Заранее преподавателю нужно проверить и настроить качество изображения. Излишне было бы напомнить, что в процессе проведения занятия онлайн, недопустимы разговоры по телефону или отвлечение преподавателя на  кого-либо или что-либо ( впрочем, данные вопросы относятся уже к педагогической этике). Всё должно настраивать на рабочий лад, на обучение, в том числе и внешний вид самого педагога, который должен оставаться деловым, несмотря на трансляцию  из дома.

После проведения занятия, как уже упоминалось, необходим его всесторонний и тщательный анализ ( достигнута ли цель, были ли допущены какие-либо ошибки и каким образом возможно их исправить и, по возможности, впредь не допустить.

Надо, видимо, сразу оговориться, что дистанционное обучение иностранным языкам также, как и вообще дистанционные курсы по различным предметам и вопросам программы или внепрограммного, дополнительного материала призваны не заменить очное обучение (что, впрочем, может быть в отдельных случаях, когда учащиеся по тем или иным причинам не могут посещать учебное заведение в течение длительного времени), а в дополнение к нему с целью углубить или расширить знания.

Дистанционное обучение в нашей стране находится в стадии развития, однако, очевидно, что у этого формата большие возможности и перспективы.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методика организации дистанционного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*