Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Работа со студентами БКТ на занятиях литературы с графикой текста как вид исследовательской работы

26.05.2022 61 95
Гранкина Наталья Константиновна
Гранкина Наталья Константиновна, преподаватель

Барнаульский кооперативный техникум Алтайского крайпотребсоюза

На уроках литературы мы привыкли отвечать на всеми излюбленный вопрос: что хотел сказать автор? Как правило, современному подростку это занятие не приносит особого удовольствия, тем более, когда он решается пойти учиться по специальности. В это время студентам СПО хочется учиться всему новому, работать с непосредственно актуальными для его профессии текстами. Но на первом курсе обучающиеся должны пройти курс литературы, как и другие предметы, которые они упускают, когда принимают решение завершить образовательную программу школы на уровне девяти классов. Что же делать педагогу? Как привлечь внимание студентов и заинтересовать их в рамках своего предмета?

Ответом на это вопрос для нас послужила идея объединения работы на занятиях по литературы с проектными методами работы, которые будут полезны при написании проекта. Поэтому одним из элементов на уроках литературы мы берем анализ графической составляющей текста. Эта работа наиболее полезна студентам, которые обучаются в рамках специальности «Право и организация социального обеспечения», так как будущие юристы должны хорошо разбираться в различных видах документах, а именно текстах разных стилей и жанров.

Одним из заданий, которое частично задействует графическую составляющую языка, можно назвать восстановление реплик в диалогах. Например, одно из таких заданий звучит так:

«В ответ на какие реплики могли бы прозвучать такие фразы?

  1. – …

 – А ей бы только о своей собачке рассказывать. Все равно, о чем бы разговор ни зашел…».

Как правило, такие задания нужны для запоминания информации посредством выполнения однообразных заданий. Данное задание мы включили в список заданий, связанных с графикой, в первую очередь, благодаря форме работы с материалом – письменной, а также благодаря тому, что диалоговые конструкции ученику нужно строить по определенной модели.

Следующим заданием стоит выделить построение предложения по модели. Они также распространены в упражнениях по грамматике в программе русского языка. Одно из таких заданий встречаем после информации о том, как можно сформулировать свое скептическое отношение к чему-либо:

«Сообщите собеседнику, что его предположение кажется вам маловероятным. Обратите внимание, что в данной конструкции вопросительные слова могут свободно заменяться:

  1. – Вы, наверное, всей семьей летом поедите к морю?

– … Ты же знаешь, Филипп, что отец уже год как работу потерял.

  1. – Роман не примет, думаю, предложения этой компьютерной фирмы. Ему неохота вкалывать по вечерам, да еще и за мизерную зарплату.

– … В стране с работой напряженка.…».

Данные задания так же, как и задания на проверку понимания содержания текста, не только позволяют удостовериться, понял ли ученик текст правильно, но и вызывают больше трудности при выполнении. Они предлагают ученику не только ответить на конкретный вопрос, но и сделать дополнительные усилия для выполнения задания в виде построения правильных конструкций, правильной формулировки высказывания и др. Это задание интересно еще и тем, что в текстах к упражнениям используются как лексически нейтральные слова, так и лексика разговорного характера (как, например, слово «мизерный»), официально-делового стиля и проч.

Но, как мы говорили ранее, наибольшую ценность для изучения графики имеют художественные тексты. Это художественные тексты (как прозаические, так и поэтические) современных авторов, которые можно рассматривать на этапе знакомства с современной литературой непосредственно на занятиях, так и организовать дополнительные занятия со студентами. Прежде чем познакомиться с данными текстами, ученикам дается информация о литературных направлениях в современной России: в частности, предлагается описание реализма, романтизма, соцреализма, концептуализма, а также постмодернизма. Нужна также биографическая справка об авторе и лингвокультурологический комментарий, помогающий в понимании текста, а также список вопросов, на которые студент может опираться при анализе каждого из текстов. Для эффективной работы ученикам дается пример анализа на первом тексте, на основе которого и должен строиться личный анализ учеников.

Для анализа ученикам предлагаются такие тексты, как «Мой манифест» В.Г. Распутина, рассказ «Болдинская осень» В. Ерофеева, отрывок из киносценария «Москва» В.Г. Сорокина, текст «Фонарик» Л.С. Петрушевской, начало романа «Жизнь насекомых» В.О. Пелевина, отрывок из эссе «Политическая корректность» Т.Н. Толстой, стихотворения Д.А. Пригова и В. А. Павловой, отрывки из романов «Убийца поневоле» А. Марининой и «Сами по себе» С. Болмата. К каждому тексту дается одно задание: «Проанализируйте текст, используя следующие вопросы». Как правило, они касаются понимания текста не только на уровне содержания, но и на уровне авторской идеи, на уровне хронотопа, на уровне оппозиции автор – рассказчик и проч. Что касается графики, то не во всех текстах она особенно интересна, и в связи с этим не ко всем текстам есть вопросы, касающиеся использования графем. Но к некоторым текстам вопросы о графике есть. На их рассмотрении мы и остановимся.

Первым текстом, к которому имеются вопросы о графике, является рассказ Виктора Ерофеева «Болдинская осень». В задании к данному тексту находим три вопроса, касающихся графического облика текста.

Первый вопрос и задание:

«5. Найдите в тексте повторы – подхваты, которые служат для имитации потока мысли – внутренней речи героя. С какой целью автор пользуется такой формой организации повествования?».

В этом задании обучающимся нужно обнаружить повторяющиеся мысли главного героя Сисина, который в своих мыслях, исходя из фразы «Если Бога нет, все позволено», последовательно делает вывод, что «Бог – говно», характеризуя таким образом всё: семью, женщин, родителей, родину, жизнь, культуру и др. В ходе данной работы студенты смогут выстроить цепочку мыслей главного героя рассказа, которая является основной линией сюжета, и увидеть, что с помощью такого графона, как повтор – подхват, можно создать имитацию потока мысли, внутренней речи героя. Задание полезно и тем, что нужно не только найти эти повторы, но и определить их цель, функцию в тексте. Эту функцию ребята могут назвать связующей, так как посредствам использования повторов в повествовании текст становится и связным, и цельным.

Второй вопрос и задание:

«12. Соотнесите отрывок из начального абзаца рассказа: «Если Бога нет, все позволено» с заключительным выводом героя: «Бог – самое большое говно!» Какие чувства испытывает герой, придя к такому заключению?» [Там же, с.182].   

В ходе выполнения этой работы можно прийти к выводу, что композиция рассказа кольцевая, так как текст заканчивается мыслями о Боге, так же, как и начинался с них же. К тому же логично, что студенты смогут предположить, что текст приобрел завершенность посредствам прихода к определенному выводу. 

Третий вопрос и задание:

«14. Почему рассказ получил такое название? Сделайте вывод о художественно смысле рассказа» [Там же, с. 182].

Нас интересует первый вопрос о названии. Как мы знаем, название играет важную роль в графике текста, так как оно выражает в себе всю суть целого текста и выполняет связующую функцию, объединяя в себе все части текста, образуя общую картину [Ткачева, 2016, с. 47]. Причем в данном тексте может быть не совсем понятна связь названия с содержанием рассказа. И внимание студентов должно быть обращено к комментарию, который дан после рассказа. В нем ребята могут найти историческую справку об осени. Самыми же важными в комментарии остаются последние строчки: «Выражение болдинская осень означает могучий творческий подъем». Только после прочтения комментария может полностью сложиться картинка, в которой он сопоставит творческий процесс записи мыслей главного героя рассказа с крылатым выражением, которое используется в названии. И только после этого обучающийся может сопоставить творчество Сисина с творчеством великого русского писателя А.С. Пушкина.

Другим текстом, к которому есть задания на анализ графического облика, является текст Л.С. Петрушевской «Фонарик». Задание к тексту по графике всего лишь одно:

«3. Обратите внимание на абзацное членение теста. Как вы думаете, с какой целью Петрушевская делит текст на короткие сегменты? Как это соотносится с развитием сюжета?».

И действительно, абзацное членение текста в данном рассказе весьма интересно тем, что каждый абзац состоит из одного предложения за исключением трех абзацев, которые состоят из двух предложений. Заметим, что всего абзацев в рассказе 55. Таким статистическим подсчетом можно заняться и с обучаемыми, чтобы результат был еще лучше заметен. В результате данной работы студенты могут соотнести такое необычное деление текста с развитием сюжета, в котором сегментация оправдана внезапностью происходящего с главной героиней рассказа. Такого рода задание в частности и сам текст в целом будут интересны ребятам необычным построением. После знакомства с такой структурой текста, они сделают вывод, что так можно построить и свое повествование, если это будет оправдано ситуацией, сюжетом и другими экстралингвистическими факторами.

Имеются и такие тексты, в которых авторская пунктуация не соответствует современным нормам языка. Так, отходит от норм пунктуации поэт Д.А. Пригов в двух стихотворениях «Я маленькая балеринка»:

«Я маленькая балеринка

Всегда чего-то там такое

А не чего-нибудь другое

Моя прозрачна пелеринка

О, я гордячка, я беглянка

Бегу откуда-то куда-то

И нету мне уже возврата

О, Боже, где моя полянка? –

В Большом театре, дитя моё

                          ***

Я маленькая балеринка

Живущая на склоне лет

Моя цветная пелеринка

Повылиняла весь свой цвет

А все не треплется, не рвётся

И словно Делия легка

Да деревянная не гнётся

Моя изящная нога

Сволочь, сука, б… – не

гнётся! не гнётся! не гнётся!».

В рамках работы над данным текстом можно было бы поговорить с учениками о том, оправдано ли использование авторской пунктуации и отхождение от норм русского языка в оформлении текста.

Еще один поэт, чье творчество можно посмотреть – В.А. Павлова. Из ее произведений имеются четыре стихотворения, к одному из которых есть задание на анализ графических особенностей текста. Стихотворение выглядит так:

«Жужжащий, звенящий, стрекочущий хор растревоженных ласкою пор.

До сих пор».

Задание:

«2. Проследите, какие звуки повторяются в словах стихотворения. Кто обычно может жужжать, звенеть, стрекотать? С кем сравниваются поры кожи «растревоженной лаской» женщины? Какая в итоге поэтическая аналогия порождается звукописью?»

В данном случае ученикам предлагается поработать со звукописью, которая основывается на том, что посредствам использования каких-либо повторяющихся звуков создается некий образ – символ. В данном тексте, небольшом по объему, представлена интересная аналогия пор кожи женщины с хором каких-то насекомых. Идея об отсылке к насекомым рождается именно благодаря использованию звуковых повторов в словах «жужжать», «звенеть», «стрекотать». Таким образом, анализируя данный текст, студенты могут познакомиться с еще одной графической особенностью – звукописью. К тому же, ученикам можно задать вопрос: «Почему В. А. Павлова любит использовать в своих текстах приемы звукописи?». Познакомившись с биографической справкой, которая дана перед текстами поэта, ученики сделают вывод, что это связано с тем, что Вера Павлова имеет высшее музыкальное образование, что не могло не отразиться на ее литературном творчестве.

Таким образом, мы можем помочь студентам раскрыть свой потенциал ученого, исследователя, который ему пригодится не только на уроке литературы, но и в дальнейшей работе с различными текстами, в том числе при написании проектной, курсовой и дипломной работ.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Работа со студентами БКТ на занятиях литературы с графикой текста как вид исследовательской работы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*