Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация учебной и производственной практики в соответствии с ФГОС СПО

18.05.2022 125 156
Кожукалова Наталья Афанасьевна
Кожукалова Наталья Афанасьевна, мастер производственного обучения

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Все сферы общественной жизни в стране охватили социально-экономические преобразования, в том числе и сферу образования. Подготовка специалистов в современном мире предполагает обновление процесса подготовки квалифицированных специалистов.  В связи с этим, установлены новые правила организации и проведения учебного процесса. [1].

Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в Федеральных государственных образовательных стандартах выделяется требование к подготовке компетентного специалиста,  конкурентоспособного на рынке труда,  способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной  мобильности.

Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизации, интеллектуализации и социализации труда будущих специалистов.

«Компетентность» - это обладание специалистом определенными знаниями и умениями, навыками, то есть обладание определенной компетенцией или системой компетенций в определенной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету деятельности.

Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика. Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

В этих условиях, перед педагогическими работниками ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл»,  стоит основная задача по подготовке профессионально-компетентной личности обучающегося,  способного  понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, социальными партнерами, анализировать и оценивать информацию, необходимую для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Федеральными государственными общеобразовательными стандартами среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» колледжа «Интеграл» предусмотрена подготовка будущего специалиста  к следующим видам профессиональной деятельности (ВПД):

- документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации;

- ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;

- проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

- составление и использование бухгалтерской отчетности;

- осуществление налогового учета и налогового планирования в организации;

- выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих. Данным профессиональным модулям соответствуют междисциплинарные курсы [3].

В  качестве основного механизма реализации ФГОС, который способен обеспечить обучающегося необходимыми профессиональными и общими компетенциями рассматривается модульно - компетентностный подход. Обучение, основанное на компетенциях, позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения.

Одним из важнейших направлений в подготовке специалистов является практика. Она является обязательным разделом ОПОП по специальности 38.02.01  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся.

Обучающиеся осваивают два вида практики по ФГОС: учебная практика, которая является основой профессиональной подготовки квалифицированных специалистов; производственная практика – заключительный этап процесса подготовки квалифицированных специалистов.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю и преддипломной практики.

Содержание практики определяется требованиями обучения по каждому из модулей в соответствии с ФГОС СПО. Практика осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса  колледжа и утверждается директором ГБПОУ КРК «Интеграл».

Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта в марках модулей по основным видам профессиональной деятельности для освоения профессии, обучения трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов.

Учебная практика проводится в лабораториях колледжа преподавателем профессионального цикла и мастером производственного обучения. Группа делится на две подгруппы по 12-13 человек.

Рабочие места для каждого обучающегося оснащены компьютером, калькулятором, материалами и заданием, с соблюдением санитарно-гигиенического режима. Выполнение работы и оценки успеваемости обучающихся по каждому заданию фиксируются в журнале производственного обучения.

Одним из приоритетных особенностей развития СПО сегодня является формирование устойчивого взаимодействия образовательного учреждения с работодателями, направленного на удовлетворение потребностей работодателей, обеспечение связи процесса обучения студентов с организациями и предприятиями, на которых им предстоит работать. Президент России Владимир Путин, выступая на 10-м съезде ректоров отметил, что «Российским вузам следует сближать образование с производством» [2].

Типичным способом взаимодействия с работодателем является организация производственных практик с назначением руководителя практики из числа высококвалифицированных работников предприятия, трудоустройство выпускников.

Производственная практика – важнейшая составная часть учебного процесса по подготовке специалистов экономического профиля. Она является завершающим этапом в их обучении.

Обучающиеся направляются на производственную практику только после изучения соответствующих разделов учебных программ теоретического и практического обучения по специальности  38.02.01  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и усвоения всех видов и содержания работ, предусмотренных учебной практикой.

Производственная практика  обучающимися колледжа проводится  на предприятиях и организациях Андроповского района  Ставропольского края на основе прямых договоров, заключенных между ГБПОУ КРК «Интеграл» и каждой организацией, куда направляется обучающийся.

С работодателями выпускников налажены прямые тесные контакты. Предприятия предоставляют рабочие места обучающимся, назначают руководителя практики, оценивают результаты освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики.

Колледж и предприятие не позднее двух недель до начала производственной практики обучающихся заключают договор о ее проведении. Сроки проведения производственной практики определены учебными планами и рабочими программами по данной специальности.

Обучающиеся при прохождении  практики полостью выполняют задания, предусмотренные программой практики, составленной мастером, соблюдают правила внутреннего трудового распорядка, правила охраны труда, безопасности жизнедеятельности.

Руководство практикой осуществляется мастером производственного обучения. Во время практики каждый обучающийся ведет дневник, в котором ежедневно записывает наименование выполненных работ, затраченное на них время. Отметку о качестве выполненных работ делает руководитель практики предприятия.

Результаты прохождения практики обучающимися представляются в колледж и учитываются при итоговой аттестации. По завершению производственной практики, обучающиеся выполняют квалификационную работу по профессии.

Такое обучение позволяет студенту адаптироваться в реальной профессиональной деятельности, тем самым обеспечивать качество подготовки выпускника, способного выдерживать конкуренцию на рынке труда.

Обобщая изложенное, можно отметить, что в учебном процессе необходимо использовать все варианты и подходы к организации практики. Только комплексный подход позволит решить эту проблему на достаточно высоком уровне.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Организация учебной и производственной практики в соответствии с ФГОС СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*