Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДля улучшения подготовки судовых электриков в системе среднего специального образования применяются различные методы обучения. При выборе метода обучения необходимо проанализировать содержание учебного материала и использовать выбранные методы там, где наиболее действенно могут проявиться необходимые для дальнейшей работы возможности курсантов.
Игровые методы обучения используют как в качестве самостоятельных занятий, так и под руководством преподавателей.
Деловая игра является одним из основных методов обучения, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей и коммуникативных умений. Существуют различные модификации деловых игр: имитационных, операционных, ролевых и др. Имитационная игра являются одной из разновидностей деловой игры. Она отличается от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач. Целью имитационных игр является предоставление возможности курсантам в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории. На занятиях имитируется события, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры содержит кроме сюжета события, содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность.
В имитационных играх, проводимых с курсантами-электриками, имитируется наличие неисправности на специальном тренажере и обыгрываются события, которые может повлечь эта неисправность. Анализируя обстановку, возникающую при данном событии, курсант приобретает навыки необходимые электромеханику ВМФ: быстрый анализ сложившейся ситуации, принятие решений по возникшей проблеме и применение эффективных методов ее устранения.
Особую роль в подготовке электромеханика играют межпредметные связи. На начальном этапе необходимо знание школьной программы по физике. Дальнейшие базовые знания в колледже дает предмет электротехника.
На этапе поиска неисправности курсанту необходимо владеть знаниями электротехники, на этапе поиска неисправности необходимо провести анализ неисправности и определить ее класс. Эти навыки курсант приобретает во время прохождения практики по получению первичных профессиональных навыков. Далее, когда сформирована полная картина, курсант должен применить знания и умения, полученные при изучении учебных дисциплин: судовые электрические приводы, судовые электроэнергетические системы, судовые электрические машины и электроника и автоматика, провести анализ полученной неисправности. На последнем этапе курсант должен принять оптимальное решение по устранению неисправности и устранить ее.
Для разработки рекомендаций по повышению эффективности работы курсантов в сложной обстановке необходимо изучение трех моделей: практической модели работы курсантов, аналитической, построенной на базе системы массового обслуживания и имитационной, разработанной модели в пакете имитационного моделирования.
Практическая модель построения имитационной игры дает возможность изучения и анализа полученных результатов для дальнейшего использования.
Сценарий имитационной игры на тему:
«Схема управления электроприводом»
Основной задачей электромеханика является быстрое нахождение неисправности, анализ сложившейся ситуации и возможных последствий данной неисправности, быстрое принятие решений в выборе метода ее устранения.
Участники имитационной игры
Курсанты 3 курса. Каждая команда состоит из 2 игроков решающих задачу действующей схемы с последующей проверкой ее на тренажере.
Рекомендации командам
В процессе подготовки к имитационной игре командам следует ознакомиться с теоретической базой данной темы, конкретной работой выбранного устройства, чтобы обладать широким кругом информации, которая может пригодиться для аргументирования собственной позиции и работой тренажера ТНП 87 «Схема управления электроприводом с помощью магнитного контроллера типа ЛТ»
На наборном поле данного тренажера собирается схема управления подъемом и спуском груза. Рассматривается работа схемы на 3 скорости подъема и 3 скорости опускание груза.
Цели команд:
1. Сборка действующей схемы на наборном поле и проверка ее работы;
2. Анализ возникших неисправностей и их возможных последствий;
3. Передача неправильно собранного наборного поля другой группе.
4. Устранение существующей неисправности.
Задачи команд:
1. Собрать действующую схему на наборном поле.
2. Кратко проанализировать возникшие ошибки и возможные ситуации, к возникновению которых они ведут.
3. Передача неверно собранного наборного поля другой группе. Этой группе принять решение по устранению этой неисправности и устранить ее.
Ход игры
Время игры – 2 часа.
1. В начале урока объявляется тема урока (практического занятия), цель урока (игры), проводится инструктаж по технике безопасности и правила работы на тренажере. Объясняется цель игры.
2. Задачей урока является: умение приложить теоретические знания к решению практических задач; выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать.
Этап 1. Представление Команд-участниц
Каждая Команда отвечает на теоретические вопросы по заданной теме.
Другие команды-участницы заслушивают ответы и готовят вопросы выступающим.
Расчетное время 1 этапа: 15 мин.
Этап 2. Рабочий этап
На данном этапе все команды получают свое наборное поле и собирают схему. Расчетное время 2 этапа: 30 мин.
Перерыв: 5 минут.
Этап 3. Этап проверки действия схемы
Каждое наборное поле проверяется на тренажере. О правильности собрания тренажера загораются лампочки всех 3-х вариантах спуска и подъема. Если какая-то цепь собрана неверно- то лампочки этой цепи не горят.
Команда, собравшая правильно наборное поле становится победителем.
Расчетное время 3 этапа: 10 мин.
Этап 4. Обмен наборными полями, собранными с ошибкой.
Команды, собравшие наборное поле с ошибкой, меняются наборными полями. Перед ними ставится задача: за короткое время исправить ошибку и проверить наборное поле на тренажере.
Команды, которые быстрее других исправили ошибку на наборном поле, получают соответственно второе и третье место.
Расчетное время 4 этапа: 25 мин.
Этап 5. Объявление результатов
1. Объявление достигнутых результатов;
2. Заключительные выступления представителей команд (их оценка игры);
3. Заключительное слово преподавателя о ходе игры, её достоинствах и недостатках, рекомендации игрокам, награждение команд.
Расчётное время: 10 минут.
Практическая модель дает возможность анализа принятия решений курсантами по устранению ошибок работы схемы в условиях, приближенных к реальным (в данном случае фактор психологического напряжения при соревновании условно приравнивается фактору стресса, возникающему при появлении неисправности и необходимости быстрого ее исправлению).
При статистических исследованиях, исследовании имитационной модели и работы курсантов на тренажере позволяют провести оценку эффективности подготовки электромехаников и выработать рекомендации по улучшению их подготовки к профессиональной деятельности.
При имитационном моделировании на ПЭВМ имитируется работа электромеханика, строится модель по определенной программе деятельность человека. Имитация может носить детерминированный или статистический характер. В первом случае по результатам эксперимента или путем рассуждений строится гипотетическая модель, описывающая поведение человека, например, с помощью системы дифференциальных уравнений.
Используя ПЭВМ, можно проверить гипотезу, откорректировать ее и рассмотреть поведение объекта в различных, в том числе и экстремальных, условиях. Статистическая имитация основана на розыгрыше воздействий случайных факторов на поведение курсанта-электрика непосредственно в ходе моделирования. При этом каждая реализация моделируемого процесса носит случайный характер.
|
|||
Выводы: Сравнение результатов, полученных при аналитических исследованиях, исследовании имитационной модели и работы курсантов на тренажере позволяют провести оценку эффективности подготовки электромехаников и выработать рекомендации по улучшению их подготовки к профессиональной деятельности.
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.