Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Освоение техники двойного мазка (на примере свободно-кистевой росписи)

12.05.2022 467 674
Сугаипова Дарья Сурхаевна
Сугаипова Дарья Сурхаевна, преподаватель

Ярославский колледж культуры

Дисциплина «Декоративная роспись» является разделом профессионального модуля Производственно-технологическая деятельность междисциплинарного курса «Практикум декоративно-прикладных ремёсел».

В результате освоения дисциплины «Декоративная роспись» обучающиеся должны:

- знать историю возникновения и развития  росписи, различия между разными  видами росписи, технологические приёмы исполнения росписи;

- понимать принципы построения композиции;

- использовать полученные практические умения и навыки в творческой деятельности;

- анализировать работы мастеров и использовать в своих работах отдельные элементы декора.

Основные направления и виды кистевой росписи

Роспись по дереву является одним из самых живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаичные времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет в себе отпечатанное древними силами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.

В русском народном искусстве XVIII-XX вв. сложилось два основных направления декоративной росписи: графическое и свободно-кистевое (живописное).

Графические росписи связаны с древнерусским искусством переписи и оформления книг, иконописью, русским рисовальным лубком. К графическим относятся росписи Борка, Пучуги, Нижней Тоймы и Мезени.

Свободно-кистевые росписи широкое распространение получили во второй половине XVIII века. Помимо общей техники их объединяет практически один мотив – различные варианты цветов, наносившихся красками по цветному фону. Живописными являются ракульская, шенкурская, олонецкая (онежская), каргопольская, вятская, карельская и другие.

Обучение приемам свободно-кистевой росписи

На уроках  декоративной росписи обучающиеся осваивают технику свободного письма. Кистевой или свободно-кистевой роспись назвали потому, что наносится она при помощи мягкой кисти, свободным мазком.  Освоение осуществляется в два этапа.

В течение первого года обучения декоративной росписи обучающиеся работают по образцам, копируя основные элементы росписи, предложенные преподавателем. На первом этапе необходимо выполнять все элементы не спеша и только затем увеличивать скорость.

Сначала  все мотивы рисуют не в составе композиции, а отдельно, в свободном расположении, на листе или рядами.

Только затем переходят к выполнению простых композиций, при выполнении которых нужно учитывать, что каждый из мотивов находится в определенных пропорциях с другими. Обучающиеся знакомятся с традиционными видами свободно-кистевой росписи, выполняемой в технике двойного и переходного мазка (урало-сибирская, карельская, вологодская, костромская, ярославская, петриковская и др.)

Со второго года обучения студенты разрабатывают вариации на тему свободно-кистевой росписи, переходя от репродуктивного уровня освоения к продуктивному.

В своих работах, помимо изученных растительных и анималистических элементов, обучающиеся также применяют образцы архитектуры, самостоятельно разработанные в традициях свободно-кистевой росписи.

Основным инструментом декоративной росписи является кисть. В зависимости от вида росписи используются круглые беличьи, хорьковые, колонковые, синтетические кисти, начиная с самых мелких для исполнения различных усиков и приписок и, заканчивая большими для крупных сочных мазков, травки или лепестков цветов. В отдельных случаях пользуются плоскими кистями.

Техника росписи

Первостепенное значение в обучении росписи  имеет правильная постановка руки, что особенно важно при работе с керамическими пигментами, так как исправить неверно нанесённый мазок очень сложно и требует дополнительных затрат времени и ресурсов.

Выполняется роспись свободной кистью  без предварительного наброска. При выполнении мазка кисть с пигментом ставится в нужную точку и совершается движение в определённую сторону с регулируемым нажимом, после чего кисть отрывается от бумаги. Стоит понимать, что чем суше кисть, тем больше пробелов остается на поверхности.

Для свободно-кистевой росписи характерен достаточно необычный способ держания кисти и выполнения при ее помощи рисунка. Кисть удерживается тремя пальцами (большой, указательный и средний) в вертикальном положении. В процессе работы  можно слегка опираться на расписываемую поверхность мизинцем, чтобы зафиксировать руку. Рисунок выполняют, передвигая вращательным движением кисть вперед и назад, таким образом, чтобы она почти касалась ногтей указательного, среднего и большого пальцев. Движение кисти - мягкое и непрерывное.

При выполнении росписи на объёмных, сферических и цилиндрических поверхностях правильным считается положение руки с четкой фиксацией локтя, а кисть руки должна свободно перемещаться в нужном направлении. Благодаря этому одним неразрывным движением можно проводить протяжённые мазки.

Основным живописным приемом, лежащим в основе главных мотивов, например, ягодки и цветка, является разживка. Обычно она выполняется белой краской, поэтому её называют разбел. Различие разбела и разживки состоит в том, что первый выполняется только белой краской, а второй - краской почти любого цвета, в том числе и белого.

Если фон выполнен темной краской, например, коричневой, синей или зеленой, то разживка выполняется только белой краской. В случае, если для фона вы выбрали светлые тона - голубой, желтый, золотистый, то разживку лучше выполнять темным цветом. Это важно, поскольку основная функция разживки - придать гармоничность сочетанию нередко контрастных цветов. Благодаря ей можно не стремится к тому, чтобы цвета красок, применяемых при росписи, сочетались между собой. Также разживка придает мотивам объемность, даёт возможность работать только чистыми красками и избегать их смешивания.

Обучение начинается с отработки навыка набора краски и выполнения простых элементов. Хорошо увлажнённую кисть приглаживают о край баночки с водой, чтобы она приняла форму «лопатки». Затем берём на один её край белую краску, а на второй - цветную. Далее, приложив кисть к поверхности, совершаем круговое движение. Радиус вращения зависит от размера кисти, но в результате должен получиться круг. При этом желательно, чтобы круг был небольшого диаметра - его размер лучше увеличивать постепенно, так как сразу выполнить кружок большого диаметра трудно. Диаметр кружка для первых проб - 3-4 см. На первом этапе целесообразно также освоить технику выполнения других простых мотивов, например, травок и приписок.

Для выполнения травки кисть также устанавливают вертикально по отношению к рабочей поверхности. Кончик кисти при этом должен едва касаться листа. При выполнении мазка кисть  постепенно опускается до её полного соприкосновения с поверхностью. Когда кисть полностью соприкоснется с поверхностью, ее резко отрывают. В результате должен выйти мазок в форме капли, один кончик которой острый, а другой - круглый. Чтобы добиться изгиба мазка и придать ему форму запятой, кисть во время движения нужно немного поворачивать вокруг оси по часовой стрелке или против нее в зависимости от того, в какую сторону травка должна загибаться.

После того, как техника выполнения травки будет освоена, можно приступить к рисованию их групп по 2-4 в каждой. Такие группы в зависимости от цвета и расположения в композиции называют приписками и корнями. При их помощи обычно заполняют промежутки между другими, более крупными элементами, придавая завершенность композиции.

После освоения простых элементов (приписки, травка, скобы, петельки круги, ягодки и т.д.), приступают к выполнению цветов и вазочек. Данные элементы состоят из нескольких частей, которые выполняются в определённой последовательности.

Следующим элементом является птица. Обучающиеся сначала копируют образцы, затем разрабатывают свой вариант изображения птиц. При разработке вариаций на тему «животное» также особое внимание уделяется технике двойного мазка.

Работа в материале предполагает выполнение росписи не только на плоской поверхности, но и на объемных изделиях. Постепенное повышение уровня сложности заданий даёт возможность применять приобретаемый навык в работе над дипломным проектом.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Освоение техники двойного мазка (на примере свободно-кистевой росписи)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*