Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование личностных результатов в процессе осуществления проектной деятельности по теме: "Историческая неграмотность как проблема современной молодежи"

12.05.2022 551 876
Кошеленко Ирина Петровна
Кошеленко Ирина Петровна, преподаватель

Югорский политехнический колледж

В современных реалиях результатом образовательного процесса является не просто получение знаний, а личностное развитие обучающихся. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России является важнейшей задачей, которая содержится в требованиях к личностным результатам обучающихся.

По словам советского, российского учёного, доктора философских наук, профессора, И. М. Ильинского «молодежь – это носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем» [5]. Это люди, которые станут во главе государства, придут на заводы, в школы, в больницы, в армию, будут воспитывать и направлять последующие поколения.

От исторической грамотности молодежи зависит, какой будет наша страна в будущем. Мы должны опираться на историческое прошлое, чтобы сделать шаг в будущее, черпать из него силы, мудрость, новые знания и опыт. Важность изучения истории неоднократно подчеркивал президент России на встречах со школьниками и студентами. История не только развивает мышление и гибкость ума, но и старается уберечь нас от ошибок прошлых поколений, которые мы совершаем сегодня.

Приобщение молодежи к знанию истории нашей страны должно осуществляться уже с дошкольного возраста на уровне семьи, дошкольных образовательных учреждений. О необходимости проведения исторического просвещения в школах с первого класса совсем недавно было заявлено на уровне государства. [3].

Рассмотрим опыт проектной деятельности по теме «Историческая неграмотность как проблема современной молодежи», выполненного обучающейся по специальности «Дошкольное образование».

Актуальность темы определяется тем, что в последнее время уровень исторической грамотности современной молодежи значительно снизился, о чем свидетельствует проведенный социологический опрос среди студентов первого курса  колледжа. Результаты опроса показали, что молодые люди считают историю важной для изучения, им известны важнейшие исторические личности нашей страны. Однако более половины опрошенных не назвали подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны, не владеют информацией о своих воевавших родственниках. Респонденты показали низкий уровень знаний дат важнейших исторических событий: дату и место коренного перелома назвали 30 % опрошенных; дату и место танкового сражения на Курской дуге - 22%; правильно назвали дату Куликовской битвы - 36%.

На основании полученных результатов, в соответствии с ФЗ от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», были намечены пути формирования личности и личностных результатов студентов колледжа в процессе осуществления проектной деятельности обучающихся по данной теме:

ЛР1/СОО. Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

ЛР2/СОО. Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества;

ЛР3/СОО. Готовность к служению Отечеству, его защите;

ЛР5/СОО. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

ЛР7/СОО. Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

ЛР8/СОО. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

 ЛР9/СОО. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.

В процессе работы над проектом на основе анализа некоторых событий прошлого и современности  были определены последствия исторической неграмотности для общества и государства, так, например:

  • низкий уровень исторической грамотности молодежи часто приводят к агрессии, демонстративной оппозиционности, а в некоторых случаях и к вовлечению молодых людей в различные экстремистские организации;
  • данная проблема может привести к потере исторической памяти, отсутствию сплоченности народа, его разъединению;
  • в некоторых странах искажается историческая действительность, связанная с советским временем, уничтожаются памятники героям Великой отечественной войны.

Среди путей решения проблемы исторической грамотности молодежи можно выделить:

  • создание детского и юношеского патриотического движения, используя опыт советских лет;
  • введение дополнительного курса «Работа с электронными историческими архивами» в рамках учебной дисциплины «История»;
  • государственная поддержка посещения школьниками и студентами исторических экскурсий, как в очной, так и в виртуальной форме (в места наиболее значимых событий российской истории (Бородинская битва, Куликовская битва и т.д.);
  • оснащение учебников истории QR-кодами, чтобы при его сканировании можно было «встретиться» с героями прошлых лет, которые сами расскажут о себе и своей эпохе и т.д.

В практической части проекта  была разработана карточная историческая игра «Запомни событие и дату».

Цель игры: использование метода более эффективного запоминания исторических дат и событий обучающимися.

На протяжении учебного года студенты знакомятся с важнейшими историческими событиями нашей истории, изучается иллюстративный материал. В ходе создания игры отбираются важнейшие события российской истории и формируются карточки с картинками и датами данных событий в двух экземплярах: на одной стороне карточки расположен только иллюстративный материал и подписано само событие, которое изображено на данной иллюстрации; на другой стороне карточки расположены точно такая же иллюстрация с указанным событием, но еще и указана дата данного события.

Иллюстрации к игре и даты событий подбираются различными по уровню сложности, от более запоминающихся дат (9 мая - День Победы) до более сложно запоминающихся событий (1147 г. – первое упоминания Москвы в летописи), так как данную  игровую деятельность можно использовать не только в процессе работы со студентами, но и  со школьниками разных возрастных групп.

Правила игры: участвуют одновременно два человека. Каждый участник получает 2 карточки, сторона с картинкой направлена вверх, а сторона с датой - вниз. Ходы производятся по очереди.

Верхняя карта стопки кладется датой вверх в центр стола - это начало временной линии. Если участник считает, что событие произошло раньше даты на центральной карте, то он кладет карту – картинку слева, а если позже, то справа. Каждую новую карту можно располагать после любой карты на временной линии.

Когда участники сделали по два хода, карты открываются и проверяются даты в соответствии с датой начала временной линии. Если игрок ошибся, то карта убирается, а он берет новую карту из колоды. Игра продолжается до последней карты в колоде.

Таким образом, данная игровая деятельность направлена на формирование условий, способствующих более эффективному запоминанию событий и дат важнейших исторических событий нашей истории, повышению исторической грамотности обучающихся, развитию гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Изучение истории формирует историческую память и историческое сознание, что объединяет наш народ, создаёт нравственные ориентиры. Знание истории способствует духовному и умственному развитию общества.

Выступая перед молодежью в начале учебного года, президент нашей страны В. В. Путин, говоря о значимости изучения истории, подчеркнул, что «это важно не только потому, что интересно посмотреть, что и как было раньше, это важно, чтобы понять, в каких условиях мы живем сегодня, и что нас ожидает дальше»[8].

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование личностных результатов в процессе осуществления проектной деятельности по теме: "Историческая неграмотность как проблема современной молодежи"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*