Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитание гражданственности - дело первостепенной важности

06.05.2022 359 662
Баранчиков Сергей Тихонович
Баранчиков Сергей Тихонович, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Одним из важнейших условий развития общества, согласно ключевым требованиям ФГОС, является воспитание граждан правового, демократического государства. В образовательных организациях закладываются основные качества, и формируется модель Гражданина, и от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в организации, зависит его поведение в будущем. Россия идёт по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения. Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина - патриота России.       

Деструктивному влиянию на молодежь сегодня противостоит приобретающая все более целостный, системный характер государственная политика в области воспитания, выраженная в программных документах, содействующих ценностному самоопределению подростков, формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Принципиальное значение имеет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2025 гг.»[1], нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года [4] акцент делается на программах патриотического и военно-патриотического воспитания и развитие активной гражданской позиции, формирование новых поколений, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы готовности к защите интересов многонационального государства. Гражданский патриотизм заключается не в лояльности к законам и плате своим уважением за блага государства, а в готовности и способности граждан служить отчизне, работать на престиж страны, чувствовать свою ответственность за ее благополучие. По этой причине система гражданско-патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми требованиями общества.

Стержнем гражданско-патриотического воспитания у обучающихся является формирование следующих качеств:

  • Знания о своей большой и малой Родине, культуре и традиция семьи, народа, знания о истории страны и т.д.
  • Положительное отношение к достигаемым знаниям, окружающему миру, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважение к

историческому прошлому своей Родины;

  • Проявление заботы о близких;
  • Оказание помощи окружающим людям;
  • Бережное отношение к природе;
  • Стремление учувствовать в общественно полезном труде.

Учитывая эти особенности, в формировании человека культуры, гражданина и патриота России предоставляет нам больше возможностей понять характер обучающегося, а, следовательно, и выработать пути его подготовки к защите Родины, ее конституционного строя. Существует ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться при организации гражданско-патриотического воспитания:

  1. Ориентация на зону ближайшего развития.
  2. Системно-деятельностная организация воспитания (активность, инициативность).
  3. Аксиологический принцип (ориентация на идеал).
  4. Индивидуальный подход (индивидуальная траектория развития обучающихся, обеспечение самообразования, самоконтроля становления гражданственности и гражданской идентичности).
  5. Рефлективность (проведение анализа и коррекции деятельности, способы мышления и взаимодействия с коллективом).
  6. Признание самоценности и саморазвития.
  7. Полисубъектность воспитания (включение в различные виды социальном, информационной, коммуникативной активности).
  8. «Выращивание» новообразований (создание условий для постепенного расширения самосознания).
  9. Возрастосообразность (в каждой возрастной группе должны быть выделены и должны решаться конкретные специфические задачи).
  10. Отношения (многообразие отношений в образовательном учреждении личность усваивает в виде интересов, мотивов, взглядов).
  11. Единство согласованности и преемственности.
  12. Скоординированное партнерство (сетевой подход), которое предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех образовательных учреждений, общественных структур по воспитанию граждан Российской Федерации.
  13. Учет региональных условий в пропаганде идей и ценностей.

Функция организации направлена на выполнение принятых решений,

которые исполняют конкретные люди: педагоги, дети, родители, представители общественности [3].

Организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется на основе использования самых различных форм и методов воспитания. Для успешной организации процесса гражданско-патриотического воспитания обучающихся педагог должен умело сочетать в едином комплексе формы и методы воспитания.

В реализации содержания воспитания важно, чтобы формы, методы помогали сделать воспитательный процесс целенаправленным и систематическим.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у обучающихся патриотических качеств личности особую роль сыграли П.П. Блонский, А.С. Макаренко, И.Н. Руссу, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.

Метод представляет собой определенный способ педагогического воздействия на обучающихся и взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них разнообразных качеств. Педагогический словарь определяет методы как совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. Метод считается основным элементом любой педагогической технологии» [2].

Серьезные преобразования в России сопровождаются изменениями в духовной сфере общества и сознании ее граждан. Снизился воспитательный потенциал российского образования, искусства, культуры, как важнейших факторов формирования гражданина- патриота. Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина - патриота России. В образовательных организациях закладываются основные качества, и формируется модель Гражданина, и от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в организации, зависит его поведение в будущем.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Воспитание гражданственности - дело первостепенной важности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*