Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

"Ой, какая у тебя кукла! Это не кукла, это - Таня!": о важности игр с "образными" игрушками

29.04.2022 345 583
Рябкова Ирина Александровна
Рябкова Ирина Александровна, доцент, к.псих.н.

Московский государственный психолого-педагогический университет
Эксперт МГППУ, Ирина Рябкова, доцент кафедры "Дошкольная педагогика и психология" МГППУ говорит о том, что влияет на развитие детей

Дети играют в куклы с давних времен – игрушечные фигурки существовали уже в Древнем мире. Жаль, что мы не можем доподлинно узнать о том, как именно играли тогда дети, какие сюжеты разыгрывали. Вероятно, игры древних мальчиков и девочек отражали ту реальность, в которой они жили.

Не так давно искусно изготовленные куклы были редкостью, поэтому дети играли с самоделками.

Неигрушечное общение

Кукла – особенная, «образная» игрушка, ведь только она сделана по образу человека. Поэтому кукла – своего рода отражение человека, она как бы «провоцирует» ребенка приписывать ей различные психические проявления: чувства, мысли, намерения, и др.

Такой игровой опыт открывает ребенку психический мир, а значит, приводит к самосознанию.

Гораздо реже такую задачу выполняют другие игрушки, такие как домики, посудка, машинки.

Куклы сами по себе никак не влияют на социальные навыки – на развитие ребенка влияет именно деятельность, а не сам по себе предмет, - рассказывает эксперт - Ирина Рябкова, кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы «Игра и детство» факультета "Психология образования" МГППУ.

Почему игра в куклы способствует развитию социальных навыков? Как это происходит?

В исследовании С. Хашми и др., было показано, что зоны мозга, отвечающие за эмпатию, активизируются при любой совместной деятельности со взрослым. Не имеет значения, какая это игра – сюжетная или логическая, важна совместная активность. То есть для развития эмпатии нужно взаимодействовать с людьми.

Когда ребенок играет один, те же зоны мозга активизируются в игре с куклами. В одиночной игре с другими игрушками, которые он не одушевляет, эти зоны мозга неактивны.

Иными словами, для развития социальных навыков нужно общение с людьми и игра с куклами. Не зря это один из самых древних видов игрушек, ведь он является настоящим психологическим инструментом социального развития ребенка.

Как игра с куклой помогает развивать психическую устойчивость ребенка?

Сегодня мы много говорим о том, как помочь себе и детям справляться с тревогой, беспокойством, страхом и другими отрицательными переживаниями. Игра с куклами является отличным способом помощи детям, испытывающим стресс, фрустрацию и другие тяжелые эмоциональные состояния.

В игре ребенок всегда проживает все, что его интересует или волнует. Игра с «образной» игрушкой позволяет ребенку лучше разобраться в волнующих вопросах. Конечно, сознательно дети не ставят себе такую задачу, однако, чем больше они играют в те или иные игры, тем более компетентными становятся в тех или иных областях жизни. Игрушки могут помогать им в этом важном деле.

 Игры с любыми видами кукол – это игры с социальными смыслами, ведь эти игрушки представляют собой образ человека или другого существа, обладающего психической, а не только физической жизнью. В такой игре ребенок сталкивается с проживанием различных социальных ситуаций, эмоционально реагирует на них, учится их понимать, как-то к ним относиться и действовать наилучшим образом. Благодаря этому, развивается эмоциональная саморегуляция ребенка, которая является основой психической устойчивости человека.

 Рекомендации

  • Среди детских игрушек обязательно должны быть "образные" игрушки – различные персонажи игры. Например, куклы, мягкие игрушки, маленькие фигурки и куколки, и др. Такие игрушки способствуют обыгрыванию социального опыта, приобретаемого ребенком, что приводит к развитию эмпатии и рефлексии;
  • Желательно, чтобы среди кукол были и мальчики, и девочки. Здорово, если образные игрушки различаются: ребенок не должен играть только с Барби или только с пупсами;Мальчикам образные игрушки нужны не меньше, чем девочкам. Мальчики тоже нуждаются в обыгрывании социального опыта для лучшего понимания себя и других людей;
  • Не стоит заставлять детей играть в куклы, даже девочек. Дети самостоятельно выбирают игрушки, - это важная часть их идентичности, прямо связанная с формированием воли и личной инициативы. Некоторым детям больше нравятся мягкие игрушки, другим – маленькие фигурки для режиссерской игры. Иногда дети самостоятельно конструируют себе образные игрушки из подручных материалов и какое-то время играют с ними. Главное, чтобы у ребенка был опыт такой игры.
  • Играйте с образными игрушками вместе с ребенком. Это замечательная возможность лучше узнать своего ребенка и даже самого себя. Также это позволяет провести время вместе и передать ребенку такие способы общения, о которых он пока не знает. Совместная игра является прекрасным средством передачи культурного и социального опыта.

 Играя с детьми в «образные» игрушки, придавая им характер и наделяя их различными эмоциональными состояниями, мы способствуем эмоциональному и социальному развитию своих детей, а также укреплению их психологического здоровья.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*