Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Оценка компетенций в учебной деятельности: из опыта работы

20.04.2022 143 185
Маятникова Нелля Ивановна
Маятникова Нелля Ивановна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Оценка – это процесс создания и сбора свидетельств деятельности студента и вынесения суждения относительного этих свидетельств на основе заранее определенных критериев.

Оценка освоения дисциплины предполагает подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по каждой конкретной дисциплине, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.

В основу оценки знания обучающихся я закладываю следующие принципы:

  1. Компетенции лежат в основе учебного материала. Они отображены в методических разработках, и их оценка базируется на критериях.
  2. Критерии зависят от системы контроля: балльная или рейтинговая.
  3. При оценке учитываются представленные свидетельства освоения компетенций обучающимся.
  4. Сбор свидетельств осуществляется непрерывно в процессе контроля знаний на занятиях, а также в ходе сдачи зачёта при получении итоговой оценки.
  5. Оценку по окончании изучения дисциплины подразделяю на текущую, итоговую и рубежную.

Особое внимание мною уделяется признакам качественной оценки, характерной для оценки компетенций. В основе оценки лежит:

  1. Обоснованность – это цель обучения. Критерии не меняются и всегда одинаковые. Цель, которую я ставлю перед собой, заключается в передаче знаний и умений от меня к студенту и в обратной связи от студента ко мне. Чтобы её реализовать мною осуществляется контроль за работой студентов в течение всего семестра.
  2. Достоверность – я стараюсь создавать одинаковые условия для оценки всем обучающимся, работаю над развитием памяти и умениями использовать уже полученные знания в конкретной ситуации.
  3. Обеспеченность – при оценке использую разнообразные методы контроля знаний.
  4. Гибкость – на первом месте - это подготовленность обучающихся к занятию. Поэтому структура занятия включает обязательный контроль знаний, что является мотивацией и поощрением обучающихся за достигнутые результаты. Здесь работает схема студент-преподаватель-студент.

Хочу выделить основные методы оценки знаний обучающихся, основанных на компетенциях, которые я использую:

1.Фиксирование образцов деятельности обучающихся:

- написание курсовой работы и защита её. Лучшие работы предоставляются на студенческую научно-практическую конференцию - День науки;

- презентации по заданной тематике;

-выполнение самостоятельной работы на практическом занятии;

-выполнение домашнего задания;

-участие во внеклассных мероприятиях;

-подготовка дополнительного учебного материала по заданной теме и т.д.

- ведение дневников.

  1. Дневники. В дневниках обучающиеся фиксируют теоретический и практический блок информации каждого занятия, выполняют задания, решают задачи, тесты и т.д.
  2. Индивидуальные проекты. По дисциплине «Теория и практика санитарно-гигиенического анализа», в течение трёх лет осуществляется практика защиты курсовых работ.

1.Курсовая работа даёт возможность более глубоко оценить  качество подготовки обучающегося:

- проверить теоретическую и практическую подготовку как базу развития специалиста;

- проверить умение применять полученные знания для решения производственных задач по своей профессии;

- проверить способность интеграции знаний по различным предметам для решения конкретной производственной задачи.

2.Курсовая работа позволяет выпускнику показать владение базовыми компетенциями:

- умение выделить ведущие идеи,

- умение анализировать и оценить итоги,

- навык самостоятельной работы,

- умение работать со специальной литературой,

- развитие речи и т.д.

  1. Курсовая работа позволяет студенту продемонстрировать, как правило, 2–4 из следующих параметров:
  • понимание и употребление понятий в конкретной области;
  • выбор источников информации;
  • способность анализировать, оценивать, делать выводы и давать рекомендации;
  • способность выполнять задание, создавать, конструировать, действовать;
  • умение разрабатывать, творческие умения, умение решать проблемы, оценивать результаты;
  • презентационные умения;
  • умение работать в команде, сотрудничать.

           Вывод: написание курсовой работы - это первый этап к написанию дипломной работы.

  1. Актуализация знаний студентов. О текущей оценке можно говорить очень долго, потому, что считаю её самой главной из главных. Я в индивидуальном порядке показываю студенту уровень его конкретных достижений, усилий. И по текущей оценке сужу о прилежности и старательности студента.
  2. Дифференцированный зачёт - итоговая оценка, подтверждающая освоение компетенций, знаний и умений по данной дисциплине. Это допуск к экзамену. Итоговая оценка не должна быть средней арифметической от текущих. Студенту даю возможность устранить недочёты в знаниях и хорошо подготовиться к зачёту, иногда балл за ответ выше, чем средний по текущим оценкам.

5 . Экзамен - это средство оценки способности обучающегося воспроизводить и применять умения, знания и понимание в ситуации ограниченного времени и четко заданных условий. Я использую билетную систему оценки знаний и умений студентов на экзамене.

  1. Практическое задание - практическая демонстрация освоенных компетенций на практических срезах знаний.

Считаю обязательным на первом занятии уведомить каждого обучающегося о критериях оценки освоения дисциплины. При этом:

  1. Разъясняю цели и задачи, поставленные при изучении дисциплины, и перечисляю действия, которые подлежат освоению, методы и критерии их оценки.
  2. Разъясняю, что текущее оценивание будет проводиться по мере освоения каждой манипуляции, итоговое оценивание будет завершать обучение по дисциплине.
  3. Разъясняю требования к оценке знаний и умений:
  • Объективность. Оценка сознательного и краткого изложения учебного материала.
  • Индивидуальный характер знаний конкретного студента.
  • Гласность. Комментирование ответа студента включает коррекцию знаний.
  • Обоснованность - необходимое условие сохранений авторитета преподавателя и престижа его оценки в глазах студентов.

Очень важна работа над ошибками. Ошибка считается грубой, если учащийся:

  • не знает определений, основных понятий, законов, правил, основных положений, формул.
  • не умеет выделить в ответе главное, обобщать, делать выводы.
  • не умеет применять ранее полученные знания для решения задач и объяснения химических явлений; неверно объясняет ход исследования; не знает алгоритма действия метода.
  • не умеет провести конкретный анализ, использовать полученные данные для выводов

К негрубым ошибкам относятся:

  • Неточности формулировок, определений, понятий, законов, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия,

Недочетами считаются:

  • Арифметические ошибки в вычислениях.
  • Небрежное выполнение записей
  • Орфографические или пунктуационные ошибки.

Несмотря на обширность и многогранность накопленного мною опыта, связанного  с изучением проблемы контроля учебной деятельности на занятиях, ряд вопросов этой проблемы нуждается в дальнейшем исследовании, а значит, разработка данной темы перспективна.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Оценка компетенций в учебной деятельности: из опыта работы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*