Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Терминологический диктант как форма овладения профессиональной лексикой

20.04.2022 913 1365
Овечкина Раиса Павловна
Овечкина Раиса Павловна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

В каждый области знаний существуют определенные термины, смысл которых понятен только профессионалам. Медицинские тексты изобилуют терминами и понятиями, без расшифровки которых нельзя понимать и воспринимать незнакомый материал, а, соответственно, и воспроизвести его. В медицине латинский язык считается языком профессионального общения. Латинские термины краткие, ёмкие, они понятны врачам в любой точке Планеты.

Знание терминов для среднего медицинского работника является обязательным. Не всё можно сказать у постели больного без ущерба для его психики, т.к. слово лечит, и слово ранит. Именно по этой причине обучение клиническим дисциплинам основывается на изучении медицинской терминологии. Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо выучить новые термины и понятия. Иначе правильно понять прочитанное нельзя.

По моему мнению, методика составления глоссария самостоятельно студентами не удовлетворяет предъявляемым требованиям к знанию терминов и понятий. Она годится для дословного перевода. Формулировка понятия может звучать у разных авторов по-разному. Восприятие и интерпретация для студентов будет представлять трудности.

Считаю, что составление словаря темы студентом - это непродуктивное использование времени на подготовку домашнего задания. Тем более, что это не основной материал, который студент должен изучить самостоятельно. Печатный текст запоминается легче, чем написанный от руки, тем более, что рукописный может содержать ошибки при переписывании. Немаловажный фактор и время для составления словаря, которое студент может потратить на изучение готового словаря и изучение теоретического материала.

Составление словаря терминов и понятий преподавателем дает возможность формировать у студентов одинаковые знания.  Мною составлен словарь терминов и понятий по реаниматологии, медицине катастроф, хирургии, травматологии, онкологии. Словарь разбит на дисциплины и соответственно изучаемые темы.

В словаре имеются не только термины и определения, но и информация по некоторым вопросам, знание которых крайне необходимо. Словарь постоянно пополняется новой информацией. Всё зависит от уровня общей подготовки студентов. В начале цикла я даю студентам весь словарь, независимо, будут они заниматься у меня на всех дисциплинах или у других преподавателей.

Словарный диктант - это первый шаг в освоении профессионального языка, а также форма проверки подготовки к занятию. Это не требует много времени. Проверочный диктант – это десять терминов и понятий. Как правило, это главные понятия, без знания которых изучение новой темы невозможно. Я диктую понятие, а студент должен написать, что оно означает. Такая форма позволяет экономить время с одной стороны, с другой стороны студент слышит правильную формулировку термина или определения. Сразу после написания мы проводим коллективную проверку, и каждый сам может определить свои ошибки и закрепить материал. Периодически мы возвращаемся к терминам пройдённых тем. Оценка за диктант является одной из составляющих в общей оценке знаний за тему.

Этой методикой я пользуюсь в течение 5 лет. Каждое занятие начинается со словарного диктанта. Это дисциплинирует студентов и побуждает готовиться к занятию.

Словарный диктант - это не только термины, но и проверка других конкретных знаний и констант, без знания которых тема не может считаться освоенной. И здесь важно повторение. Это стабилизирует знания.

Другой способ использования словарного диктанта  как этапного контроля знаний не только терминов, но и конкретных знаний представлен в примере ниже. С этой целью использую составленный мною текст, в который студенты должны вписать конкретный ответ под номером. Это облегчает проверку знаний и их оценку. Так как изложение ответов на вопросы в произвольной форме затрудняет оценку. Ответ может быть правильным, но не полным. Тратится непродуктивно время урока, и отнимает время у преподавателя на проверку рукописного текста.

Как правило, студенты, которые пишут диктант на «отлично» хорошо справляются и с тестами. Помогает знание терминологии, особенно это касается хирургии и онкологии.

Я провела небольшое исследование. На зачетном занятии по хирургии я попросила студентов вечернего отделения – 10 человек, выписать незнакомые термины и понятия. Тест на 40 вопросов по 4-5 вариантов ответов по всем пройденным темам. Писали анонимно. Неизвестных терминов и понятий оказалось от 1 до12.  4 человека отметили по одному незнакомому термину.  Два термина из словаря – оба из тем прошлого семестра. Три человека отметили по 4 неизвестных слова, причем у двоих понятия не из словаря. Один – 5, один – 8 и один – 12 незнакомых терминов, причем в двух последних случаях половина слов были не из словаря.  Из этого опроса могу выделить одну тему, которая представляет трудности для усвоения, кроме того выявляются пробелы в знаниях по смежным дисциплинам, таким как анатомия, латинский язык, фармакология.

Такое исследование позволяет преподавателю выявить слабые места в учебном процессе. Решение данного вопроса я вижу в тесной взаимосвязи с преподавателями спецдисциплин, по которым наблюдаются пробелы у студентов. В личной беседе мы решаем с преподавателями, каким вопросам необходимо уделить больше внимания при обучении, и они перестраивают учебные занятия для устранения данных недочетов в будущем.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Терминологический диктант как форма овладения профессиональной лексикой




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*