Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современные технологии обучения как средство повышения качества образования

19.04.2022 930 1414
Андреев Андрей Иванович
Андреев Андрей Иванович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

В  наше  время  значительно  меняется  роль  образования  в  жизни  общества  и  меняются подходы к обучению. Роль педагога уже не является центральной в учебном процессе, новое  время  выдвигает  на  первое  место  личность  обучающегося,  его  интересы  и потребности.  В  соответствии  с  этим  необходимо  обновлять  содержание  и  методику преподавания,  технологии,  используемые  в  обучении,  методы  оценки  деятельности обучающихся Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни  в  постоянно  меняющемся  мире.  Сущность  такого  обучения  состоит  в  ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование  должно  развивать  механизмы  инновационной  деятельности,  находить творческие  способы  решения  жизненно  важных  проблем,  способствовать  превращению творчества в норму и форму существования человека. 

Инновационная  деятельность  предполагает  систему  взаимосвязанных  видов  работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций.

А именно:

- научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о  чем либо;

- проектная  деятельность,  направленная  на  разработку  особого,  инструментально-технологического  знания  о  том,  как  на  основе  научного  знания  в  заданных  условиях необходимо  действовать,  чтобы  получилось  то,  что  может  или  должно  быть («инновационный проект»);

- образовательная  деятельность,  направленная  на  профессиональное  развитие  субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная  на  качественно  иных  принципах,  средствах,  методах  и  технологиях  и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

- усвоением максимального объема знаний;

- максимальной творческой активностью;

- широким спектром практических навыков и умений.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников;  отсюда  главный  тезис;  инновационное  образование  -  это  развивающее  и развивающееся образование.

  Что  же  такое  «инновационная  образовательная  технология»?  Это  комплекс  из  трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание,  которое  передается  обучающимся,  предполагает  не  столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций. Это содержание должно быть хорошо  структурированным  и  представленным  в  виде  мультимедийных  учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  2. Современные методы  обучения  -  активные  методы  формирования  компетенций, основанные  на  взаимодействии  обучающихся  и  их  вовлечении  в  учебный  процесс,  а  не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура  обучения,  которая  включает  информационную, технологическую,  организационную  и  коммуникационную  составляющие,  позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

В  современных  условиях  модернизации  российского  образования  изменяются  цели  и задачи стоящие перед ОУ и педагогами. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей». 

Система  формирования  ключевых  компетенций  включает  коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в  социальных  ситуациях,  способность  брать  на  себя  ответственность,  развивает  навыки совместной  деятельности,  способность  к:

- саморазвитию; 

- личностному  целеполаганию;

- самоактуализации. 

- способствует  воспитанию  в  себе  толерантности; 

- способности  жить  с людьми других культур, языков, религий. 

Таким  образом,  происходит  переориентация  на  гуманистический  подход  в  обучении. Внедряются  инновационные  педагогические  технологии,  предусматривающие  учѐти развитие  индивидуальных  особенностей  обучающихся. Современные  образовательные технологии можно рассматривать как ключевое  условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени. Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Информационно-коммуникационные  технологии  (ИКТ)  имеют  ключевое  значение  на всех  уровнях  образовательной  системы.  На  каждом  этапе  познавательной  деятельности, научных  исследований  и  практических  приложений  во  всех  отраслях  знаний информационно-коммуникационные  технологии  выполняют  одновременно  функции инструментов и объектов познания. Особенность информационно-коммуникационных технологий - их универсальность, они являются  инструментом,  который  применяется  во  всех  отраслях  знаний.  Следовательно,  инновационный  характер развития  ИКТ  непосредственно  влияет  и  на  другие  отрасли  знаний,  формирующих мировоззрение  молодого  специалиста,  совершенствуя  дидактическое  и  методическое представление  знаний,  повышая  способность  к  восприятию  и  порождению  знаний,  тем самым, внося инновационный элемент во всестороннее развитие личности.   Использование  информационно-коммуникационных  технологий  даѐтвозможность значительно  ускорить  процесс  поиска  и  передачи  информации,  преобразовать  характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. 
  1. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий еѐразвития, реализацииеѐприродныхпотенциалов. Личностьобучающегосявэтой технологии  проявляется  в  освоении  образовательных  программ  в  соответствии  с  их возможностями и потребностями.
  1. Информационно -  аналитическое  обеспечение  учебного  процесса  и  управление качеством образования  обучающегося.   Применение  такой  инновационной  технологии  позволяет  объективно,  беспристрастно проследить  развитие  во  времени  каждого  обучающегося  в  отдельности,  группе.  При некоторой  модификации  может  стать  незаменимым  средством  при  подготовке  обобщающего  контроля,  изучении  состояния  преподавания  любого  предмета  учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
  1. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и  диагностика  качества  обучения  каждого  обучающегося.
  2. Воспитательные технологии как  ведущий  механизм  формирования  современного обучающегося.   Воспитательные  технологии  реализуются  в  виде  вовлечения  обучающихся  в дополнительные  формы  развития  личности:  участие  вразличного  рода внутритехникумовских мероприятиях, олимпиадах и конференциях.
  1. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и  новые.  Это  -  самостоятельная  работа  с  помощью   различных средств обучения.
  1. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения  инновационных  технологий  в учебно-воспитательный процесс ОУ.   Предполагается  научно-педагогическое  обоснование  использования  тех  или  иных инноваций.  Их  анализ  на  методических  советах,  семинарах,  консультации  с  ведущими специалистами в этой области.

  Таким  образом,  опыт  современной   образовательной организации  располагает  широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения  зависит  от  сложившихся  традиций  в  общеобразовательном  учреждении, способности  педагогического  коллектива  воспринимать  эти  инновации,  материально-технической базы учреждения.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности оценку  личных  достижений.  Для  общества  становится  важным  объективировать  личные достижения  каждого  субъекта  образовательного  процесса:  обучающегося,  педагога, семьи.  В  стандартах  в  итоговую  оценку  обучающегося  включается  и  накопленная  оценка, характеризующая  динамику  индивидуальных образовательных  достижений  на протяжении   обучения.   В  качестве  оптимального  способа  организации  накопительной  системы  оценки выступает  портфолио.  Это  способ  фиксирования,  накопления  и  оценки  работ,  результатов обучающегося,  свидетельствующих  о  его  усилиях,  прогрессе  и  достижениях  в  различных областях за определенный период времени. Дляобучающегося  портфолио  –  это  организатор  его  учебной  деятельности,  для педагога - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Выбор типа портфолио зависит от цели его создания. Кроме  учебных  умений  собирать  и  анализировать  информацию,  структурировать  и представлять еѐ, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка.

Обучающийся  должен  научиться:  отбирать  и  оценивать  информацию,  точно  определять цели,  которые  он  хотел  бы  достичь,  планировать  свою  деятельность,  давать  оценки  и самооценки, отслеживать собственные ошибки и исправлять их.

Применяя  данные  технологии  в  инновационном  обучении,   педагог  делает  процесс более  полным,  интересным,  насыщенным.  При  пересечении  предметных  областей естественных  наук  такая  интеграция  просто  необходима  для  формирования  целостного мировоззрения и мировосприятия обучающихся. 

Таким  образом,  целью  инновационной  деятельности  является  качественное  изменение личности  обучающегося  по  сравнению  с  традиционной  системой.  Это  становится  возможным благодаря  внедрению  в  профессиональную  деятельность  неизвестных  практике дидактических и воспитательных программ.  Развитие  умения  мотивировать  действия,  самостоятельно  ориентироваться  в  получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие обучающихся за  счёт максимального раскрытия их природных способностей,  используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

Таким  образом,  используя  инновационные  образовательные  технологии,  удаѐтсярешить следующие  проблемы: 

-  способствовать  развитию  личности  обучающегося  с  активной    позицией умеющей  ориентироваться  в  сложных  жизненных  ситуациях  и  позитивно  решать  свои проблемы; 

-  изменить  характер  взаимодействия  субъектов  ОУ:   педагог  и  студент  -  партнѐры, единомышленники, равноправные члены «одной команды»; 

- повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса;  

-  уделять  больше  внимания  изучению  и  овладению  современными  педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития. 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Современные технологии обучения как средство повышения качества образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*