Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование активных форм и методов обучения

18.04.2022 285 493
Маятникова Нелля Ивановна
Маятникова Нелля Ивановна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Инновации имеют свою главную направленность — качест­венное обновление педагогической деятельности. Внедрение инноваций в образовательный процесс преподавателями ЦМК предметно проявилось в соответствующих функциях ин­новационных технологий:

  • моделирование профессиональной деятельности как педагогической системы обучения;
  • развитие профессиональных способностей обучае­мых в интерактивной форме.

Обучение профессиональным модулям на специальности  «Лабораторная диагностика» осуществляют пять преподавателей. Три преподавателя высшей категории, два из них кандидаты наук и остальные преподаватели первой категории. Для достижения поставленной цели в педагогической работе педагоги ставят перед собой  задачи:

  • повышать качество подготовки специалиста при формировании общих и профессиональных компетенций,
  • работать по системе межличностных отношений – преподаватель-учащийся, учащийся-преподаватель и учащийся-учащийся.
  • внедрять в образовательный процесс информационно-коммуникативные, инновационные, практико-ориентированные, интернет- технологии;

Каждый практикум оснащён необходимой аппаратурой, телевизором и компьютером. Все педагоги владеют методикой преподавания дисциплин и следующими технологиями:

Технологии

Где применяются

1.   Технология постановки проблемы

Все практические занятия. Сама тема является проблемой. Её изучение основывается на уже полученных знаниях.

2.   Технология личностно – ориентированного обучения, установка на саморазвитие личности.

Все практические занятия. Принцип диалогового общения. Приоритет – индивидуальные устные ответы студентов, ответы в парах

3.   ИКТ-технологии

Компьютер, презентации на каждом этапе занятии, фильмы по теме.

4.   Технология развивающего обучения. Работа по парам.                                             

Все теоретические занятия и практические занятия. Материал строится от простого к сложному

5.   Технология дифференцированного обучения

Все занятия

Дидактический материал к занятиям, 3 уровня усвоения знаний.

6.   Технология профессионально-модульного обучения

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов ко всем практическим занятиям включают 4 модуля (по всем предметам) 

7.   Технология  алгоритмов действия (логических опорных конспектов ЛОК).

В методических рекомендациях для самостоятельной работы принцип работы оформлен в виде алгоритма действия на всех практических занятиях

8.   Технология учебно-игровой деятельности.

Мотивация, постановка проблемы, имитационные игровые моменты, конкретные ситуации, запланированные ошибки. Практические занятия

9.   Технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности.)   

Внеаудиторная работа с волонтёрами по проблемам «Питание», «Личная гигиена», «Заболевания, передаваемые половым путём»; УИРС на практических занятиях

10.            Технология интегрированного обучения

Все практические занятия

Использование межпредметных связей МКЛИ, биохимия, микробиология, анатомия, генетика и т.д.

12. Здоровьесберегающие технологии.

Все занятия. Смена видов деятельности студентов на занятии, физ.паузы, эмоциональная разгрузка, проветривание кабинета и т.д.

13. Технология сотрудничества

Обратная связь по схеме «преподаватель-студент-преподаватель», строю оптимальные взаимоотношения со студентами.

 Остановлюсь на активных формах и методах обучения, которые применяют педагоги ЦМК на занятиях.

  1. Деловые игры (ДИ). В основе ДИ преподаватель озвучивает проблемную ситуацию, которая имитирует конкретные усло­вия и динамику действий, необходимую для включения студентов в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональ­ных ролей. Разработаны по специальным дисциплинам учебные, производственные и исследовательские ДИ.
  2. Ролевые игры. Каждый студент играет свою роль и выполняет свою работу, подчинённую определённой общей цели. Используют этот метод при анализе отдельных многоцелевых задач. Это приводит не к борьбе мнений, а к их кооперации.
  1. Метод «Мастак» (автор Р. Ф. Жуков) представлен систематизированными практическими рекомендациями по решению задач учебной деятельности. Справа от этих рекоменда­ций помещаются два столбца оценок: значимость рекоменда­ции и самооценка ее выполнения.
  2. Эвристические методы. Преподавать пользуется не готовой системой знаний, а создаёт эту систему. Путем наводящих вопросов он стимулирует и побуждает студентов к раскрытию скрытых способностей и высказыванию предложений действия. Педагоги нарочно запутывают студентов, чтобы те смогли увидеть и раскрыть противоречия в своих суждениях.
  3. Методы психологической активизации твор­чества. Мозговой штурм педагоги используют для определения групповых решений: поощряются любые идеи, даже шуточные и неле­пые, которые затем разбирают эксперты и отбирают верные.
  1. Морфологический анализ и метод контрольных вопросов. Для изучения новой темы необходимы уже полученные знания. И педагог, возвращаясь к уже изученному материалу, приводит в систему эти знания. Это достигается путём логически поставленных вопросов.

Преподаватели ЦМК считают, что роль педагога – это быть помощником, советчиком и соратником студента в поисках истины.

Первая обязанность преподавателя – сообщение знаний в такой форме, чтобы они были усвоены быстро и долго сохранялись в памяти.

Вторая особенность педагога – организовать и увлечь студентов в активный процесс решения познавательных и практических задач. При этом задача студентов – активно сотрудничать в коллективном труде.

Главный результат обучения – это способность студента переносить самостоятельно приобретённые  знания в новые ситуации и владение профессиональным мастерством.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование активных форм и методов обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*