Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение методов смешанного обучения на уроках Химии

15.04.2022 362 541
Асташина Тамара Анатольевна
Асташина Тамара Анатольевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет является урок. Современный урок - это не только динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия преподавателя и обучающихся, но и развивающая система обучения.

Я считаю, что деятельность педагога заключается в формировании личностных качеств студента:

  • большая работоспособность,
  • умение выдержать действие сильных раздражителей,
  • готовность к творчеству.

Без этих качеств молодой человек не сможет хорошо представить себе те условия труда и жизни в обществе, которые ожидают его завтра, реальные проблемы, с которыми он неизбежно столкнется. Задача педагога – обеспечить включение каждого обучающего в разные виды деятельности

В последние годы своей педагогической деятельности применяю разные модели смешанного обучения. Смешанное обучение — это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения. В нем используются специальные информационные технологии (компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.д.). Учебный процесс в этом случае представляет собой чередование фаз традиционного и электронного обучения. Смешиваться могут очное и дистанционное, структурированное и неструктурированное, самостоятельное и коллаборативное обучение. В подобном ключе можно смешивать обучение и работу, а также другие сферы, связанные с образованием.

Смешанное обучение предоставляет широкие возможности обучающимся и педагогу, но, чтобы ими воспользоваться, нужно соблюдать ряд условий.

Первое условие, это качественный отбор учебного материала, к примеру, для эффективной реализации модели «Перевернутый класс» необходимо правильно отбирать учебный материал, чтобы рационально использовать время занятия.

Второе условие, это доверие к студенту о самостоятельном просмотре учебного материала, или выполнение задания в виде химического диктанта, теста, кроссворда, ребуса, химического эксперимента, решение экспериментальных и расчетных задач

Третье условие, это начинать урок с проверки домашнего задания, методы которой зависят от творческого подхода преподавателя, создавая такие условия для обучающихся в результате которых, он приходит к выводу, что пока не усвоил одну часть заданий, он не может двигаться дальше. Если расположить задания в порядке повышение сложности, то каждый обучающийся выполнит столько заданий, сколько ему по силам.

Особую заботу преподавателя представляет и мониторинг достижений студентов. В данном случае, очевидно, что необходимо брать на вооружение и традиционный, и инновационный инструментарий оценки (самооценки).

Рассмотрим модели смешанного обучения, которые применяю в своей работе:

  1. Смена рабочих зон. Данная модель наиболее целесообразным в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного занятия.

Например, изучение темы «Одноатомные предельные спирты» провожу по типу бинарного урока, с участием трех преподавателей: преподавателя химии – получение 70 % концентрации раствора, преподавателя математики (online ресурсы) -  вычисление концентрации раствора и преподавателя профессионального модуля - обработки кожи рук, полученным антисептическим раствором.

Класс делю на 3 группы (зоны). Группы действуют в соответствии с маршрутным листом. Такие занятия открывают педагогу широкие возможности для обеспечения индивидуализации в обучении, для практико – ориентированного образования и носят творческий характер.

  1. Перевернутый класс. Это тип смешанного обучения, при котором учебный контент предоставляется за пределами класса, зачастую, в Интернете, в качестве домашнего задания. В классе выполняются задания более сложные. Например, изучении темы: Моносахариды (глюкоза) студенты изучают лекцию online, проводят online–дискуссии, исследования дома, знакомятся с видео-опытами (растворение глюкозы в воде). В классе выполняются задания более сложные: пишутся механизмы химических реакций, проводятся лабораторные химические опыты (качественные реакции на наличие функциональных групп). Это очень популярная модель. Основная сложность в ее использовании: сделать так, чтобы все ученики действительно выполняли домашние задания. При такой форме работы реализуется личностно-ориентированный подход в обучении и развивается творческая активность.
  2. Автономная группа. Класс делится на две половины: одна группа занимается по традиционной модели, другая — по онлайн-курсам. Первой необходим преподаватель, второй — тьютор. Возможно чередование групп. Критерий деления определяет педагог. Численный состав может быть постоянным или переменным. Группе студентов, которым химия необходима для дальнейшего обучения (создан химический кружок); группе гуманитариев достаточно освоит минимум знаний. По своей сути, модель «Автономная группа» является аналогом дифференцированного обучения традиционной системы образования.

Плюсы смешанного обучения:

  • Расширение образовательных возможностей учащихся за счет доступности и гибкости образования. учёта их индивидуальных образовательных потребностей;
  • Стимулирование формирования субъектной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности, рефлексии и самоанализа;
  • Трансформация, актуализация стиля преподавания;
  • Индивидуализация и персонализация образовательного процесса;
  • Развитие самостоятельности и творческой активности обучающихся в процессе усвоения учебного материала

На сегодняшний день педагоги выделяют ряд трудностей, с которыми сталкиваются при переходе на смешанное обучение:

  • Технические проблемы: отсутствие технических устройств, затруднения доступа к интернету;
  • Методические проблемы: недостаточность практических наработок, значительные трудозатраты при подготовке, страх использования технических устройств;
  • Не все обучающиеся действительно выполняют домашние задания.

Следует отметить, что выбор модели всегда остается за преподавателем, который руководствуется, как правило, опытом применения смешанного обучения, имеющимися в наличии ресурсами, темой урока, которую надо раскрыть, а также личными предпочтениями.

Таким образом, считаю, что введение в образовательный процесс смешанного обучения позволяет решить главную проблему дня: трансформировать стиль педагога, перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимися.

Последние исследования подчеркивают важность смешанного обучения из-за его воздействия на обучающихся. Смешанные учебные занятия показывают лучшие результаты, чем их традиционные эквиваленты. Смешанное обучение позволяет выявить студентов, испытывающих трудности.

Большинство сервисов смешанного обучения включают онлайн инструменты, которые, дают немедленную обратную связь педагогу. Кроме того, когда обучающийся отсутствует, он может оставаться в курсе происходящего, если он имеет доступ к Интернет-ресурсам.

Модель смешанного обучения ориентирует нас на новый образовательный стандарт, на практико-ориентированное образование, на достижение планируемых результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных.

Использование смешанной формы обучения позволяет осуществить индивидуальный подход и проявить отдельное внимание, как к одаренному ученику, так и к тому, кто испытывает сложности в обучении. Все модели реализуются с использованием электронных форм учебников.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение методов смешанного обучения на уроках Химии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*