Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Студенческое наставничество: эффективный инструмент педагогической деятельности

13.04.2022 822 1182
Бирюкова Дарья Николаевна
Бирюкова Дарья Николаевна, преподаватель

Томский индустриальный техникум

В последние годы, в связи с активным включением студенчества к вопросам совершенствования всех сторон жизнедеятельности в образовательной организации, возросла важность развития студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление в системе профессионального образования Томской области стало неотъемлемой частью внеучебной и педагогической работы и реализует важнейшие функции организации студенческой жизни, это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами.

Одной из форм реализации студенческого самоуправления в образовательной организации является формирование института наставничества (кураторства), когда старшекурсники курируют тех, кто только начинает свою образовательную деятельность.

В рамках развития системы студенческого самоуправления в Томском индустриальном техникуме с 2017 года внедрена практика наставничества в учебный процесс по модели «студент-студент».

Актуальность практики наставничества «студент-студент» обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, произошло расширение сферы деятельности студентов в области развития студенческого самоуправления.

Во-вторых, студент-наставник академической группы выступает координатором между студентами и руководством техникума, студенческим советом техникума, способствуя формированию корпоративной культуры студенчества – чувства принадлежности к техникуму с его историей, традициями, нормами и ценностями.

В-третьих, решается один из важнейших вопросов - адаптация студентов в группах, которая понимается как взаимное приспособление вновь прибывших студентов в новый коллектив, основывающееся на постепенном вхождении в новые социальные, психологические и организационные взаимоотношения. Такая адаптация заключается в активной социализации обучающихся, что впоследствии влияет на формирование устойчивого психологического климата учебной группы (контингента учреждения в целом) - это, в свою очередь, отражает цель практики.

К задачам практики относится сплочение студенческой группы в коллектив и формирование актива группы; содействие самореализации личности студента, повышению его интеллектуального и духовного уровня; разъяснение студентам их прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ, а также соответствующими нормативно-правовыми документами; знакомство с историей и традициями техникума; содействие улучшению организации учебного процесса студентов, а также оказание помощи студентам в их самостоятельной работе.

Для реализации практики наставничества «студент – студент» в техникуме создан Совет наставников. Из числа членов Совета наставников избирается студент, который координирует работу и представляет интересы всех студентов-наставников. Руководителем Совета наставников назначается преподаватель, который выстраивает педагогическую работу со студентами и знакомит студентов-наставников с различными инструментами педагогической работы в группах.

Система наставничества реализуется при помощи проведения занятий «Час наставника» на протяжении первого учебного семестра, за этот период студент-наставник академической группы в своей деятельности использует различные инструменты и методики, такие как тренинги, лекции, семинары, консультации и мероприятия различной направленности.

Конечный подбор инструментов и методик осуществляется Советом наставников, который формирует и утверждает план мероприятий для работы с первокурсниками. Мероприятия выстраиваются в план исходя из необходимости индивидуальной и групповой работы.

Все занятия по наставничеству включены в учебный процесс, не нарушая его ход. Так, первая неделя направлена на знакомство студентов внутри группы, а также на знакомство с учебным заведением. Вторая неделя направлена на закрепление знакомства внутри группы и сплочение студентов, так же на знакомство между группами. На третьей неделе наставники отвечают на актуальные вопросы академической группы и дают студентам эмоциональную разгрузку. Заключительная неделя направлена на сплочение и знакомство групп с регионом. Итоговым мероприятием адаптационного периода системы наставничества, является локальная школа актива, в качестве поощрительной меры для активистов первого курса.

После - каждый наставник совместно с курируемой учебной группой разрабатывает индивидуальный социальный проект и осуществляет его реализацию до конца семестра.

По истечению срока работы наставников, а именно в начале второго семестра, отчёт о проделанной работе предоставляется на конференции совместно с администрацией техникума. Подводятся итоги деятельности Совета наставников, а также итоги адаптации и социализации студентов-первокурсников.

За пять лет внедренная практика наставничества «студент-студент», под руководством педагога, стала ярким и показательным инструментом для работы с первокурсниками, их адаптации к новой форме обучения, мотивации к дальнейшей общественной жизни в техникуме, а для студентов-наставников полученный опыт является успешной деятельностью в формировании новых надпрофессиональных компетенций.

Примечательным является то, что Томский индустриальный техникум является первой образовательной организацией в системе профессионального образования Томской области самостоятельно реализовавшей данную модель практики, представив затем, в 2019 году, в рамках пятого юбилейного фестиваля по развитию студенческого самоуправления «СтудФест», организационно-деловую игру «Я наставник – ты наставник» - транслировав свой успешный опыт для развития и становления системы студенческого наставничества в профессиональных образовательных организациях региона.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Студенческое наставничество: эффективный инструмент педагогической деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*