Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ последние годы, в связи с активным включением студенчества к вопросам совершенствования всех сторон жизнедеятельности в образовательной организации, возросла важность развития студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление в системе профессионального образования Томской области стало неотъемлемой частью внеучебной и педагогической работы и реализует важнейшие функции организации студенческой жизни, это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами.
Одной из форм реализации студенческого самоуправления в образовательной организации является формирование института наставничества (кураторства), когда старшекурсники курируют тех, кто только начинает свою образовательную деятельность.
В рамках развития системы студенческого самоуправления в Томском индустриальном техникуме с 2017 года внедрена практика наставничества в учебный процесс по модели «студент-студент».
Актуальность практики наставничества «студент-студент» обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, произошло расширение сферы деятельности студентов в области развития студенческого самоуправления.
Во-вторых, студент-наставник академической группы выступает координатором между студентами и руководством техникума, студенческим советом техникума, способствуя формированию корпоративной культуры студенчества – чувства принадлежности к техникуму с его историей, традициями, нормами и ценностями.
В-третьих, решается один из важнейших вопросов - адаптация студентов в группах, которая понимается как взаимное приспособление вновь прибывших студентов в новый коллектив, основывающееся на постепенном вхождении в новые социальные, психологические и организационные взаимоотношения. Такая адаптация заключается в активной социализации обучающихся, что впоследствии влияет на формирование устойчивого психологического климата учебной группы (контингента учреждения в целом) - это, в свою очередь, отражает цель практики.
К задачам практики относится сплочение студенческой группы в коллектив и формирование актива группы; содействие самореализации личности студента, повышению его интеллектуального и духовного уровня; разъяснение студентам их прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ, а также соответствующими нормативно-правовыми документами; знакомство с историей и традициями техникума; содействие улучшению организации учебного процесса студентов, а также оказание помощи студентам в их самостоятельной работе.
Для реализации практики наставничества «студент – студент» в техникуме создан Совет наставников. Из числа членов Совета наставников избирается студент, который координирует работу и представляет интересы всех студентов-наставников. Руководителем Совета наставников назначается преподаватель, который выстраивает педагогическую работу со студентами и знакомит студентов-наставников с различными инструментами педагогической работы в группах.
Система наставничества реализуется при помощи проведения занятий «Час наставника» на протяжении первого учебного семестра, за этот период студент-наставник академической группы в своей деятельности использует различные инструменты и методики, такие как тренинги, лекции, семинары, консультации и мероприятия различной направленности.
Конечный подбор инструментов и методик осуществляется Советом наставников, который формирует и утверждает план мероприятий для работы с первокурсниками. Мероприятия выстраиваются в план исходя из необходимости индивидуальной и групповой работы.
Все занятия по наставничеству включены в учебный процесс, не нарушая его ход. Так, первая неделя направлена на знакомство студентов внутри группы, а также на знакомство с учебным заведением. Вторая неделя направлена на закрепление знакомства внутри группы и сплочение студентов, так же на знакомство между группами. На третьей неделе наставники отвечают на актуальные вопросы академической группы и дают студентам эмоциональную разгрузку. Заключительная неделя направлена на сплочение и знакомство групп с регионом. Итоговым мероприятием адаптационного периода системы наставничества, является локальная школа актива, в качестве поощрительной меры для активистов первого курса.
После - каждый наставник совместно с курируемой учебной группой разрабатывает индивидуальный социальный проект и осуществляет его реализацию до конца семестра.
По истечению срока работы наставников, а именно в начале второго семестра, отчёт о проделанной работе предоставляется на конференции совместно с администрацией техникума. Подводятся итоги деятельности Совета наставников, а также итоги адаптации и социализации студентов-первокурсников.
За пять лет внедренная практика наставничества «студент-студент», под руководством педагога, стала ярким и показательным инструментом для работы с первокурсниками, их адаптации к новой форме обучения, мотивации к дальнейшей общественной жизни в техникуме, а для студентов-наставников полученный опыт является успешной деятельностью в формировании новых надпрофессиональных компетенций.
Примечательным является то, что Томский индустриальный техникум является первой образовательной организацией в системе профессионального образования Томской области самостоятельно реализовавшей данную модель практики, представив затем, в 2019 году, в рамках пятого юбилейного фестиваля по развитию студенческого самоуправления «СтудФест», организационно-деловую игру «Я наставник – ты наставник» - транслировав свой успешный опыт для развития и становления системы студенческого наставничества в профессиональных образовательных организациях региона.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Студенческое наставничество: эффективный инструмент педагогической деятельности
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.