Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСтарший преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Анна Хаперская считает, что родители могут помочь подростку самоопределиться и сделать собственный выбор |
«Окончание школы уже не за горами, а мы все еще не определились с профессией, помогите!» - такой запрос часто слышат психологи от родителей, обеспокоенных будущим своих сыновей и дочерей.
Беспокойство родителей легко понять - профессий много и сделать выбор действительно непросто. Какие специалисты окажутся востребованными? Как будет устроен рынок труда? Сколько лет надо осваивать профессию? Как помочь подростку выбрать профессию, которая подойдет именно ему? Надо ли торопиться с выбором? Вопросов много, особенно в ситуации неопределенности.
Старший преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Анна Хаперская считает, что родители могут помочь подростку самоопределиться и сделать собственный выбор. Это относится и к ситуациям, когда подросток не демонстрирует особого желания включаться в этот процесс.
«Отстань, я не хочу выбирать!»
«Я не знаю, чего хочу»
Встречаются люди, которые в детстве уже знали, что им нужно в жизни, однако так бывает не часто. Большинство людей, будучи детьми не знают, кем станут, когда вырастут. Повседневная рутина: школа, поиск работы, будничные заботы и обязанности могут замаскировать и, в итоге, отдалить нас от наших естественных импульсов и устремлений. Поэтому важно дать возможность подростку прислушаться к себе.
Простые упражнения для развития рефлексии:
1. «Портрет» и «Автопортрет». Сначала предложите подростку детально описать кого-то из общих знакомых (внешность, качества личности, манера поведения, профессиональная деятельность). Такое описание может быть на первых этапах не слишком подробным, тогда попробуйте задавать дополнительные вопросы. Как только вы потренировались, можно переходить к упражнению «Автопортрет». Здесь стоит предложить подростку описать себя так, чтобы это как можно лучше соответствовало действительности и любой человек, услышавший такое описание, без труда узнал бы в описании самого автора.
Можно практиковать такие описания в вашем повседневном общении. Когда подросток что-то вам рассказывает, слушайте его как можно более внимательно и задавайте вопросы, детализируя описания людей, их особенности, черты характера. Это поможет не только развить его способность понимать людей и себя, но, вполне возможно, положительно повлияет на ваше общение в целом.
2. «А у нас учет!», учет качеств. Вместе с подростком составьте списки своих положительных, нейтральных и отрицательных качеств. Каждый составляет свой собственный список. Качеств должно быть не менее 24 (верхней границы по количеству нет). Теперь, когда списки составлены, каждому качеству выставляется субъективная оценка от 1 до 10 по степени того, насколько наличие этого качества «делает меня счастливым». Сравните списки. Обсудите, а затем допишите от 3 до 5 качеств в список другого. Обсудите еще раз и приведите примеры проявления определенных качеств. Упражнение помогает проанализировать свои качества, понять, что питает вашу самооценку и самооценку вашего сына или дочери.
3. «Цвета». Все мы слышали о цветовом тесте Люшера (если еще нет, то обязательно почитайте о нем). Цвета дают нам не только информацию о мире вокруг, но и о том, что происходит внутри нас. Договоритесь с подростком о том, что вы иногда будете спрашивать друг друга о настроении. Отвечать нужно, называя цвет настроения в данный момент (это можно делать даже в переписке). Вечером, после всех будничных дел, обсудите, изменился ли цвет настроения, какой он сейчас и что этот цвет выражает. Покажите подростку, что можно использовать не только цвета простого цветового круга, но и придумывать подходящие названия (например, цвет «пушистого рыжего котенка», цвет «густого тумана рано утром»). Упражнение помогает развить воображение, обсудить насущные трудности и проблемы, выразить свои чувства.
Важно: освободитесь от ошибочных установок и предрассудков
Зачастую мы не осознаем, что наши суждения о профессии зависят от ошибочных установок и предрассудков. Старайтесь не попадать в следующие ловушки и оберегайте от них подростка:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.