Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в соответствии с потребностями современного рынка труда

07.04.2022 252 380
Кухтина Галина Михайловна
Кухтина Галина Михайловна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Федеральное казённое профессиональное  образовательное учреждение «Михайловский экономический колледж-интернат» относится  к системе Министерства труда и социальной защиты РФ.

Здесь проходят обучение  лица с ограниченными возможностями здоровья, сироты и дети-инвалиды, инвалиды детства, инвалиды в возрасте от 15 лет и старше. На договорной (платной основе) обучаются и здоровые дети, которые во многом помогают детям – инвалидам адаптироваться в колледже.

Задачей среднего профессионального образования является подготовка  выпускников, способных применять полученные знания в нестандартных условиях, умеющих самостоятельно обучаться  и быть мобильными.   Профессиональное становление личности в образовательном  процессе колледжа рассматриваю как становление личностных  качеств будущих специалистов  в единстве с усвоением профессиональных знаний, умений, навыков.

При проведении учебных занятий и мероприятий  использую современные образовательные технологии, направленные на подготовку практико-ориентированных специалистов. Учебный процесс строю таким образом, чтобы студенты, в отведенное программное время, смогли основательно усвоить теоретический материал и приобрести навыки экономических расчетов, организации и планирования производства, принятия управленческих решений и многие другие, необходимые для грамотных действий в нынешних условиях хозяйствования.

Стараюсь помочь  студентам обрести тягу к знаниям, развить экономическое мышление и сформировать практические навыки по преподаваемым  экономико-аналитическим  дисциплинам. Особое внимание уделяю изучению вопросов, связанных с повышением эффективности производства, рациональным использованием ресурсов, повышением производительности труда, снижением себестоимости продукции и др.

Особенностью преподавания  является то, что мною   используется практико-ориентированный подход, стараюсь создать такую обстановку на учебных занятиях, которая максимально приближена к реальному производству. В процессе обучения постоянно обращаю внимание студентов на  прикладной характер экономических дисциплин, рассказываю, где и когда изучаемые теоретические навыки  могут быть использованы в будущей практической деятельности. Наряду с обзорными лекциями,  использую активные  методы обучения, групповые и индивидуальные консультации, разбор   организационно- правовых и хозяйственных ситуаций, решение задач по расчету технико-экономических показателей предприятия, работа с законодательными актами и нормативными  документами, регулирующими создание и функционирование  эффективной деятельности предприятия как коммерческой организации.

Применяю в учебной деятельности  проблемный метод, метод анализа производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры и т.д., то есть ставлю студентов в условия, когда они должны опираться на свою систему знаний, действовать не по жесткому алгоритму, а искать новый подход к решению проблемы.

Изучение экономико-аналитических  дисциплин  предполагает приобретение обучающимися  знаний по вопросам  функционирования  современного экономического механизма, обеспечивающего жизнедеятельность предприятия в условиях рынка и конкуренции. Это помогает будущим специалистам  решать текущие  хозяйственные задачи.

 

Экономическое образование – образование особое. Кроме определённых знаний и умений, обучающийся  должен приобрести в учебном заведении навыки принятия научно-обоснованных решений в разных ситуациях.

Вместе  со студентами логически рассуждаем и разбираемся во всём, пользуясь  самой обыкновенной логикой и здравым смыслом. Для получения  наилучшего результата  требуется  обучение с увлечением. Успех зависит от каждого, но и  также от усидчивости и прилежания обучающегося.

В рыночных условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования.

Составление  и анализ бухгалтерской отчетности является наилучшим способом объективной достоверной оценки финансового состояния  конкретного предприятия, который позволяет отследить тенденции развития предприятия, дать комплексную оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

Овладев теоретическими знаниями  методики анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности,  обучающиеся  выполняют  сквозные практические задания, то есть рассчитанные показатели одной практической работы применяются при выполнении последующей и т.д,  сопровождая расчеты соответствующими выводами.

Приобретенные знания по аналитическим дисциплинам   применяются студентами старших курсов  при выполнении выпускной квалификационной работы.  На основании доступной  отчетно-учетной информации  они   оценивают  финансовое положение  конкретного предприятия.  Основным инструментом для этого служит  анализ, основной целью которого  является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

Практика показывает, что осуществление дифференциации в личностно-ориентированном образовании требует изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей студентов, умения анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности. В особой помощи нуждаются слабые студенты, которые медленно пишут. Моя задача заключается в том, чтобы довести их  до уровня средних. Со временем степень самостоятельности студентов возрастает, а моя помощь постепенно снижается. С этой целью для слабых студентов использую различные карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, а также алгоритмы действий при решении практических задач.

Огромную роль при самостоятельной работе играет контроль знаний- это контроль с моей стороны, самоконтроль, когда студенты сопоставляют результаты своей работы с реальными результатами, которые предъявляются от меня и взаимоконтроль – работа в группах объективно оценивается  самими студентами по вкладу каждого студента в решение задачи. Замечено, что у слабых студентов повышаются самооценка и уровень мотивации студента.

Надо отметить, что очень активно студенты подготавливают презентации по различным темам экономико-аналитических дисциплин. На уроках  презентации используются не только при изложении нового материала, но и на других этапах урока. Опыт показал, что использование слайдов имеет хороший эффект: студенты более внимательны на уроках, заинтересованы, в целом повышается качество обучения.

На протяжении учебного  процесса  многие  студенты занимаются   исследовательской деятельностью по  интересующим темам и принимают участие в работе научно-практических  конференций. Выступают с защитой своего исследования.

Такой вид деятельности способствует формированию профессиональных и общих компетенций и можно выявить способность обучающегося применять теоретические знания на практике.  Они  добывают знания по исследуемой теме – будь то доклад, реферат, курсовая работа, дипломная работа, работа по внеклассной деятельности  - самостоятельно, а значит, лучше их усваивают. Проявляется умение работать с информационными источниками, а это является основой исследования. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример. Оттачивается умение самостоятельно сопоставлять понятия  и явления, делать собственные выводы, подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом.

Студентам  интересно почувствовать себя в профессиональной роли исследователя. Учебно-исследовательская деятельность позволяет сформировать устойчивый интерес к профессиональной деятельности, обеспечивает их активную познавательную работу, вовлекает  в поиск решения проблемных вопросов.

Всё это позволяет нам выпустить конкурентоспособного специалиста, готового творчески работать и быть уверенным в успешной реализации своего профессионального потенциала.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в соответствии с потребностями современного рынка труда




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*