Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учение как познавательная деятельность обучающихся в целостном процессе обучения

07.04.2022 1123 1442
Кухтина Галина Михайловна
Кухтина Галина Михайловна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Современное образование в РФ перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. В основу ФГОС положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.  Целью современного образования становится развитие обучающегося как    субъекта познавательной деятельности.

В соответствии с ФГОС нового поколения оценка качества подготовки  обучающихся  и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

- оценка уровня освоения дисциплин и профессиональных модулей;

- оценка компетенций обучающихся.

Перед образовательными учреждениями СПО стоит задача    выработки у студентов навыков самостоятельного пополнения  своих знаний, умелого и быстрого ориентирования  в потоке научной, справочной, нормативной  информации.  Студент не должен оставаться пассивным потребителем знаний. Он  должен стать  активным творцом знаний, умеющим сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Знания, полученные репродуктивным путём, с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как критическое мышление  служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления.

В этой связи при организации учебного процесса особое внимание уделяю организации самостоятельной работы студентов с целью развития умения учиться, формирования у студентов способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности. Обладание основами экономики очень актуально для современного студента, так как  он  должен иметь представление об экономике, о применении экономических законов и закономерностях в конкретных ситуациях. Трудность оперирования экономическими понятиями связана с тем, что  большинство из них имеют высокую степень обобщенности, охватывают широкий спектр разнообразных явлений.

В своей работе стараюсь развивать интеллектуально-логические способности студентов, то есть учу сравнивать и анализировать. На уроках перед студентами ставлю проблемы различного характера, например, краткое оформление нового материала в виде схем, таблиц, плана. Большинство студентов свободно высказывают своё мнение и не боятся при этом  ошибиться. При этом у них развивается профессиональная речь: правильное , грамотное использование специальных терминов, формирование коммуникативной и информационной культуры.  Если студенты не могут предложить верные варианты ответов, предлагаю  свою помощь, объясняю основные моменты, на которые  нужно обратить внимание и это играет свою положительную роль.  В работе также использую индивидуальные задания, максимально приближённые к рабочей ситуации предприятия.

На первых занятиях вместе со студентами логически рассуждаем и разбираемся  во всем, пользуясь самой обыкновенной человеческой логикой и здравым смыслом.  Для получения наилучшего результата требуется обучение с увлечением. Что это означает? - простоту и доступность Я не заставляю заучивать непонятные формулы. С каждой формулой мы хорошо разбираемся, раскладывая ее на составные части и исследуя каждую часть в отдельности, чтобы понять, почему формула состоит из этих частей, а не из каких-то других. Поняв эту причину, студентам не надо  зазубривать вид формулы, поскольку знали смысл каждой ее части.

Теоретические знания закрепляются  на практических занятиях. Уроки решения задач помогают  в осознании и усвоении изучаемых понятий, явлений и закономерностей, отработке имеющихся знаний и формировании  умения применить их на практике, повторении пройденного, способствующего установлению связи изучаемого предмета с жизнью и производством во всех его разновидностях, создании проблемных ситуаций.

Уроки - семинары углубляют   и систематизируют знания. Непременное требование к ним – активное участие каждого студента. На семинарах предлагается более высокая степень конкретизации учебного материала. Семинарские занятия требуют от студентов большой самостоятельной работы с дополнительными источниками, умений сравнивать материал, подбирать интересные факты.

Целью  проведения практических занятий является  обучение студентов приемам решения практических задач, логике аналитического мышления, овладению навыками и умениями выполнения расчетов, методами  и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля. Важное значение имеет формирование у студентов обобщенных умений, выработке общего подхода. Для этого использую как групповые формы работы, так и индивидуальные. Для проведения практических занятий использовала фактический статистический материал промышленных, сельскохозяйственных, строительных и других предприятий различных субъектов РФ. Решая конкретные задачи, студенты на семинарско-практических занятиях включаются   в реальный процесс экономической работы, что очень важно в будущем и для написания курсовых работ, дипломных работ

Обучаю студентов приемам аналитического исследования  экономических  процессов хозяйствующего субъекта.  Основная задача – ознакомление студентов с методологическими основами экономического анализа и практическим использованием методов и методик в анализе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Особое внимание обращаю на межпредметные связи со смежными экономическими дисциплинами: «Экономика организации»,  «Статистика» и др.

В экономическом анализе используются понятия и методы из этих дисциплин, при этом они углубляются и расширяются до практических навыков решения конкретных экономических задач на уровне предприятия.

Большая подготовительная работа проводится мною к проведению практических занятий: подбираю  вопросы, контролирующие знание и понимание студентами теоретического лекционного материала;  выбираю материал для примеров и упражнений; решаю подобранные задачи сама, подготавливаю выводы из решенной задачи, примеры из практики;  распределяю время, отведенное на занятии, на решение каждой задачи. Проводя практическое занятие, слежу за ходом и степенью овладения студентами соответствующими умениями. Это позволяет определить оптимальный объем учебного материала для последующего занятия, уделить большее внимание тому, что трудно усваивается студентами и применять индивидуальный подход к каждому студенту. Отдельные   задания студенты выполняют на основе данных бухгалтерской отчетности конкретных предприятий.

Курсовое и дипломное проектирование способствует дальнейшему закреплению и полному  освоению методики комплексного экономического анализа финансово- хозяйственной деятельности предприятия, обобщению и закреплению знаний, полученных студентами за время обучения, развитию умения применять эти знания при решении экономических задач в условиях реального  производства. На уроках курсового проектирования занимаемся составлением планов, необходимых таблиц по каждой выбранной теме и расчетом экономических показателей эффективности использования средств производства.

В современных условиях бухгалтер в своей деятельности должен уйти от роли фиксатора и стать специалистом, умеющим провести аналитическую оценку деятельности предприятия и быть прогнозистом в улучшении его финансового состояния. Студенты глубоко и аргументировано на основе разработанных таблиц  и бухгалтерской (финансовой) отчетности анализируют  состав и динамику размещения средств предприятия, источники  формирования средств, дебиторскую и кредиторскую задолженность, дают  оценку ликвидности баланса и финансовой устойчивости, рассчитав специальные коэффициенты,  оценивают  удовлетворительность структуры баланса и проверяют  выполнение условий «золотого правила экономики» анализируемого предприятия.

От будущего специалиста сегодня требуется умение решать нестандартные творческие задачи, которые соответствуют преобразующему и творческому уровню. При решении задач студенты умело применяют практические навыки в расчетах экономических показателей, оформляют аналитические таблицы, понимают  экономический смысл исчисленных показателей. Решение задач сопровождают  необходимыми формулами, развернутыми расчетами и краткими пояснениями. Умело пользуются  методами и приемами анализа, составляют  выводы, раскрывающие содержание и значение исчисленных показателей  и определяют  влияние факторов на изменение результативного показателя с помощью способов абсолютных разниц, цепной подстановки, относительных разниц.

Наиболее эффективной формой обучения является форма, которая основывается на включении студента в действие, связанное с исследовательской деятельностью. В ходе работы над проектом у студентов растет самооценка и уверенность в себе, они ориентированы на развитие внимания, памяти и мышления. Научно-исследовательская деятельность обеспечивает не только эффективное усвоение знаний, но также способствует усилению практической , социально значимой составляющей обучения и формированию коммуникативной компетентности.

В своей работе большое внимание уделяю практической направленности обучения, связи обучения с воспитанием обучающихся, провожу работу по принципу перспективного обучения. Особое внимание уделяю повышению уровня проблемности в изучаемом материале, преобладании объясняющей функции и одновременно с возрастающей самостоятельной деятельностью студентов.

Считаю, что в современном процессе обучения главным является не передача готовых знаний (хотя и это необходимо), а умение организовать индивидуальную работу со студентом.

Со своей стороны стараюсь вселить в обучающегося веру в собственные силы, в способность преодолевать препятствия. Всегда стараюсь пробудить мысль студентов, воспитываю у них любознательность, смекалку, активность. В процессе обучения создаю атмосферу доброжелательности, устанавливаю контакт и всегда стараюсь понять студента.

В  работе со студентами стараюсь делать обучение деятельным, так как они ставятся в условия, когда им нужно самостоятельно принимать решение в конкретной ситуации; развиваю мышление, способность анализировать и диагностировать проблему, делать выводы.

В заключении хотелось бы добавить, что как преподаватель спецдисциплин, стараюсь строить свою работу так: уменьшаю первую часть «расскажи» и увеличиваю вторую и третью части «покажи, вовлеки, сделай» для того, чтобы подготовить  конкурентоспособного специалиста по профессии, востребованного рыночной экономикой, которому будут присущи самостоятельность мышления и творческий подход к решению профессиональных задач.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Учение как познавательная деятельность обучающихся в целостном процессе обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*