Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологическое сопровождение адаптации студентов первого курса

24.02.2014 2687 6005
Астанина Людмила Давыдовна
Астанина Людмила Давыдовна, педагог-психолог

Мариинский политехнический техникум

Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и в учёбе в техникуме – залог дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Адаптация к новым условиям обучения – это сложный, многофакторный процесс включения студента в новую педагогическую систему, а для многих и в новые условия жизнедеятельности.

 

Процесс адаптации в новом для студентов учебном заведении – явление сложное и многогранное, требующее активной позиции, как со стороны преподавателя, так и со стороны студента.

 

Новый набор студентов 2013 года Мариинского лесотехнического техникума состоит из пяти групп: ТА-13, ТД-13, ТЛ-13, ТЭ-13, ТВ-13.

 

Цельисследования адаптации:

Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в среднем специальном заведении, дать соответствующие рекомендации классным руководителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации.

 

Задачи:

1. Исследовать психологическое состояние студентов

в процессе адаптации;

2. Провести упражнения с элементами тренинга, способствующие наиболее оптимальной адаптации студентов к обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценки студентов.

 

Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в ГОУ СПО «МЛТТ» Мариинского лесотехнического техникума.

 

Предмет исследования: психологическое состояние студентов первого курса.

 

Этапы адаптации студентов:

- Физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель)

- Психологическая адаптация (длится до 2 месяцев),

- Социально-психологическая адаптация (продолжается до 3 лет).

 

В настоящее время, важно подготовить и воспитать достойного молодого специалиста. Образовательное учреждение наделяет студента необходимыми профессиональными умениями и навыками, но для того, чтобы будущий специалист усвоил эти знания, перед нами стоит задача – создать оптимальные условия для обучения студентов. Немаловажным является создание благоприятного психологического климата в студенческих группах. Эта роль первоначально отводится классным руководителям групп.

 

Чтобы грамотно и профессионально вести работу с группой, классный руководитель должен знать основные понятия о групповой сплоченности.

 

По традиции в сентябре проходила «Неделя первокурсника». Совместно с  классными руководителями проводили упражнения с элементами тренинга на сплочение группы.

 

В октябре изучалась профпригодность студентов. Для этого использовалась методика «Дифференциально-диагностический опросник» Климова Е.В.

 

Профессиональная направленность

 

Всего в техникуме обучается студентов по типу профессии «Человек-природа» - 2%; «Человек-техника» - 48%; «Человек-человек» - 28%; «Человек- знаковая система» 7%; «Человек - художественный образ» 15%.

 

1. Человек-природа - эколог, биолог, агроном, зоотехник, ветеринар, лесник, озеленитель. Специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям. Важны такие качества,  как инициатива, самостоятельность, творческое мышление.

2. Человек-техника - инженер, строитель, конструктор, чертёжник, токарь, автослесарь. Такой специалист должен быть точным, аккуратным, дисциплинированным.

3. Человек-человек - учитель, врач, секретарь-референт, менеджер, продавец. Важно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их. При работе необходимы: устойчивое хорошее отношение, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память.

4. Человек-знаковая система - математик, оператор ЭВМ, программ, чертёжник. Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. Для работы по этому типу профессий нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, воображением, сосредоточенностью, устойчивостью внимания, усидчивостью.

5. Человек–художественный образ - писатель, художник, дизайнер, музыкант, артист. Важнейшие требования, которые предъявляют профессии этого типа: одарённость в какой-либо области искусства, творческое воображение, образное мышление, трудолюбие.

 

Основу развития характера студента составляет темперамент.

 

Типы темперамента

 

Холерик

Невыдержанны, вспыльчивы, нетерпеливы, резки и прямолинейны в отношениях, решительны, инициативны, упрямы, находчивы в споре, работают рывками, склонны к риску, незлопамятны, обладают быстрой страстной со сбивчивыми интонациями речью, неуравновешенны и склонны к горячности, агрессивный забияка, нетерпимы к недостаткам, способны быстро действовать и решать, обладает выразительной мимикой, склонны к резкой смены настроения.

На первом курсе обучается 13% студентов по темпераменту холерики. Они активные, оптимистичные, импульсивные, изменчивые, возбудимые, агрессивные, беспокойные. Они могут мгновенно прийти в возбужденное состояние, и так же быстро успокоиться.

 

Сангвиник

Веселы, жизнерадостны, энергичны, деловиты, часто не доводит начатое дело до конца, склонны переоценивать себя, быстро схватывают новое, неустойчивы в интересах и склонностях, легко переживает неудач, легко приспосабливается к разным обстоятельства, с увлечённостью берётся за новое дело, быстро остывает, если дело неинтересное, быстро включается в новую работу, тяготится однообразием кропотливой работой, общительны и отзывчивы, выносливы, работоспособны, обладают громкой речью, сопровождающейся жестами, мимикой, сохраняет самообладание в неожиданной сложной обстановке, всегда бодрое настроение, быстро засыпает и пробуждается, собраны, склонны отвлекаться.

58% студентов с сангвиническим темпераментом. Они склонны к лидерству. Жизнерадостные, отзывчивые, разговорчивые, общительные, контактные. Также их чертой характера является их непостоянность, они могут не закончить начатое дело, быстро переключиться с одной деятельности на другую. Но тем не мене они активные, артистичные, могут участвовать в подготовке к мероприятиям.

 

Флегматик

Спокойны, хладнокровны, последовательны и обстоятельны в делах, рассудительны и осторожны, умеют ждать, молчаливы и не любят попусту болтать, обладают спокойной равномерной речью, с остановками, без эмоций, жестикуляции и мимики, сдержаны и терпеливы, доводят дело до конца, не растрачивает попусту сил, придерживается выработанного распорядка дня, легко сдерживает порыв, маловосприимчивы к одобрению и порицанию, незлобливы, проявляют снисходительное отношение к колкостям в свой адрес, неостоянны в своих отношениях и интересах, медленно включаются в работу и медленно переключаются с одного дела на другое, ровные в отношениях со всеми, любят аккуратность и порядок во всё, с трудом приспосабливаются к новой обстановке, выдержаны, несколько медлительны.

18% флегматики. Спокойные, ровные. Внушающие доверие, надежные,   управляемые, контролируемые. Доброжелательные, миролюбивые, рассудительные, благоразумные, рассудительные, осмотрительные, пассивные. Они усидчивые, могут долго выполнять  любую кропотливую работу.

 

Меланхолик

Стеснительны, застенчивы, теряются в любой обстановке, затрудняются установить контакт с незнакомыми людьми, не верят в свои силы, легко переносят одиночество, чувствуют растерянность в неудачах,склонны уходить в себя; 8. Быстро утомляются, обладают тихой речью, невольно приспосабливаются к характеру собеседника, восприимчивы к одобрению и  порицанию, предъявляет высокое требование к себе и окружающим, склонны к подозрительности, болезненно чувствительны и легко ранимы, чрезмерно обидчивы, скрыты, не общительны, не делятся ни с кем своими мыслями , малоактивны и робки, уступчивы, покорны, стремятся вызвать сочувствие и помощь окружающим.

11% меланхолики. Тихие, необщительные, сдержанные, пессимистичные, склонные к рассуждениям. Ригидные (негибкие), тревожные, Им сложно   устанавливать контакт с одногруппниками, они легко расстраиваются, ранимые.

 

В результате работы «Психологическое сопровождение адаптации студентов первого курса» разработаны рекомендации преподавателям и классным руководителям:

- Оказывать психологическую поддержку студентам;

- Создавать атмосферу особой доброжелательности;

- Создавать условия для познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, содержанию обучения в ней, её требованиям, своим обязанностям;

- Знакомить с содержанием профессиональной подготовки в техникуме для формирования положительного отношения к выбранной профессии;

- Способствовать процессу внутренней интеграции групп студентов-первокурсников;

- Учитывать физиологические особенности при планировании и проведении занятий;

- Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающим;

- Ставить перед студентом реальные задачи, учитывая его возможности;

- Конфликтные ситуации разрешать своевременно; 

- Создавать для студента ситуацию успеха.

 

Основной целью создания педагогических условий адаптации, является признание самооценки личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальности.

 

Адаптироваться к учебному заведению, к новым условиям студентам первого курса помогали все подразделения техникума.

 

Список литературы

1. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007.

2. Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.

3. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001.

5. Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2006.

6. Орехова Е.Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов. – Рязань, 2009.

7. Симаева И.Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. – Калининград, 2008.

8. Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. - 2007. 

9. Томкив Е.Л. Взаимосвязь социальных значений и ценностей: к проблеме социальной адаптации личности студента // Современные гуманитарные исследования. – 2008.

10. Чернова О.В., Сячин М.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008.

11. Честара Дж. Организация профориентации и адаптации персонала. – М.: Проспект, 2012.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*