Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современные требования к организации образовательной деятельности при изучении литературных произведений на темы истории на уроках литературы

04.04.2022 223 325
Овчинникова Тамара Олеговна
Овчинникова Тамара Олеговна, педагог

Борисоглебское музыкальное училище

Работа с художественной литературой, историческими источниками в качестве обязательного требования включает в себя Федеральный государственный образовательный стандарт, формирование учебной деятельности является одним из направлений развития личности обучаемого. Учащийся должен последовательно и целенаправленно понимать учебную задачу, овладевать способами и методами самоконтроля [Приказ… 2010].

Задача учителя – организовать подобную деятельность на уровне единства ориентировочно-мотивационной, операционально-исполнительной и рефлексивно-оценочной составляющих.

ФГОС большое внимание уделяет обучению школьников приёмам работы с историческим романом и историческими источниками, это один из важных методических аспектов [Приказ… 2010].

В перечень требований к знаниям выпускников, данный в ФГОС по литературе, внесено умение использовать различные информационные источники при самостоятельном выборе книг для чтения и анализе источников.

Достижение данных целей предполагает не просто полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебные цели, учебные задачи, учебные действия и операции и др.), но и следование алгоритму действий при отсутствии контроля со стороны педагога в процессе планирования и осуществления программы самостоятельного чтения литературных произведений на темы истории.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальный характер стратегии данной работы проявляется в том, что она носит надпредметный, метапредметный характер, обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного формирования и саморазвития личности, обеспечивает преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [Приказ… 2010].

Работать учащимся с первоисточниками и дополнительной литературой на темы истории действительно надо. Такой вид работы отвечает всем основным критериям организации поисковой и исследовательской работы школьников в старших классах.

Основная задача педагога в соответствии с ФГОС сводится к организации учебно-познавательной деятельности школьника и конструированию информационно-образовательной среды [Приказ… 2010, с. 6].

ФГОС нового поколения в качестве главных результатов на первое место выдвигает не предметные, как раньше, а личностные УУД [Приказ… 2010, с. 6].

При изучении исторического романа в старших классах используются такие приемы как [Сеневская 2001, с. 8]:

Приём составление интеллект-карт.

Это графическое выражение процесса радиантного мышления. Объект изучения кристаллизован в центральном образе, основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей. Ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Обучающиеся на основе чтения текста выделяют образы и понятия и структурируют их в определённую систему, используя рисунок цветными карандашами или фломастерами.

Используя этот приём, школьники научатся выявлять связи и отношения между персонажами, прослеживать сюжетные линии, структурировать тексты, выявляя главное и второстепенное в них, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. (Познавательные УУД)

Фокусированные диалектические заметки.

До чтения исторического романа даётся список вопросов, на которые должен ответить обучающийся. Желательно использовать текст, где приводятся различные точки зрения, чтобы школьники познакомились с разной аргументацией и объяснили, чья аргументация весомее и почему.

В результате такой работы учащиеся также будут учиться выявлять связи и отношения между персонажами, событиями, эпохами, прослеживать сюжетные линии, структурировать тексты, выявляя главное и второстепенное в них, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. (Познавательные УУД)

Составление опорной схемы-коллажа по учебным материалам.

Коллаж – это схематически фиксированное отображение некоторой части содержания, объединённое ключевыми понятиями или проблемой.

Ученики научатся работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов, научатся формулировать определения. (Познавательные УУД)

Написание проспектов.

Обучающимся предлагается написать название одной из изученных тем (проблем), сформулировать цель работы и составить систему вопросов, на которые нужно ответить, чтобы всесторонне осветить тему. Затем в группах обсуждаются проспекты, отбираются наиболее интересные, и обучающимся предлагается ответить на вопросы и кратко изложить суть проблемы [Петров 1984, с. 29].

Ученики научатся структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий, делать умозаключения. (Познавательные УУД)

Кроме того, данный технологический приём способствует учёту разных мнений, координации различных позиций в сотрудничестве. (Коммуникативные УУД)

Эссе.

Обучающимся, предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные произведения, посвященные той или иной исторической проблеме. Эссе состоит из трёх частей, отвечающих следующим требованиям:

  • краткое содержание, в котором определяется тема или приводятся основные тезисы (один тезис);
  • основная часть эссе, которая содержит основные положения и аргументацию;
  • заключение, в котором обозначены вопросы, которые решались во время написания.
  • Учащиеся научатся объяснять явления и процессы, структурировать тексты, делать умозаключения и выводы на основе аргументации. (Познавательные и коммуникативные УУД)

Составление самодиагностирующих заметок обучающихся.

Учащимся предлагается вести дневник по каждой теме или проблеме, отмечая, что они поняли, запомнили, а что им осталось непонятно. К достоинству данного приёма относится развитие навыка самооценки. Ученики научатся осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач, делать умозаключения и выводы на основе аргументации. (Познавательные УУД)

Они научатся основам саморегуляции в учебно-познавательной деятельности, направленной на достижение поставленных целей. (Регулятивные УУД)

В процессе изучения исторического романа можно выделить следующие образовательные технологии [Шмидт 1997, с. 114]

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Современные требования к организации образовательной деятельности при изучении литературных произведений на темы истории на уроках литературы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*