Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Коллективный способ обучения иностранному языку как средство повышения эффективности учебного занятия

29.03.2022 95 115
Торгашёва Галина Николаевна
Торгашёва Галина Николаевна, преподаватель

Чекалина Кристина Александровна
Чекалина Кристина Александровна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

В процессе педагогической деятельности преподаватель иностранного языка сталкивается с целым рядом проблем, а именно: низкий уровень речевого общения обучающихся, недостаточное проявление их творческих способностей, низкая мотивация познавательной деятельности.

Диагностика мотивов обучения иностранному языку среди студентов 1-4 курсов, проведённая нами в 2021-2022 учебном году в Ставропольском региональном многопрофильномколледже, показала, что 20% респондентов испытывают отрицательное отношение к учёбе; 30% - нейтральное; 23% - ситуативное; и лишь 27% - активное, творческое.

На наш взгляд, основная проблема состоит в несоответствии между желаемым и действительным: студенты, поступившие на первый курс, не умеют говорить и выражать свои мысли на иностранном языке; на практических занятиях им приходится запоминать много иностранных слов, употреблять их в своей речи при общении на иностранном языке.

     По нашему мнению, ключевой задачей образовательного учреждения по модернизации процесса изучения иностранного языка является расширение представления о способах повышения эффективности учебного занятия, улучшения условий развития обучающихся путём применения коллективного способа обучения (работа обучающихся в парах сменного состава).  Реализация общения в парах - это уникальная возможность вовлечь в работу даже самых застенчивых и малоактивных детей. А позитивная мотивация является ключом к успешному изучению иностранного  языка.

Индивидуализация и дифференциация обучения, включающая в себя учёт индивидуальных способностей группы обучающихся и каждого обучающегося в отдельности значительно повышает эффективность учебного занятия, познавательную активность обучающихся, стимулирует проявление их творческих возможностей и способствует реализации творческого потенциала участников образовательного процесса.

Сегодня коллективное обучение является одним из эффективных средств повышения результативности работы преподавателя иностранного языка при формировании коммуникативной (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной) компетенции обучающихся, где не профессиональный педагог, не консультант, а коллектив обучает каждого участника образовательного процесса.

Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения; ситуация на учебных занятиях меняется при введении работы в парах сменного состава, т.к. в этих условиях каждый обучающийся попеременно является то обучающимся, то преподавателем, а чтобы хорошо исполнить функцию преподавателя, он должен быть внимательным и прилежным.

Организация взаимообучения и взаимопроверок положительно сказывается как на образовательных успехах обучающихся, так и на формировании их интеллектуальных способностей и нравственно-гражданских качествах. И это не случайно, т.к. учебная деятельность коллектива по своей природе и представляет собой систему социально-организуемых взаимомоделей, отношений, общения.  Психологи доказали, что совместная деятельность в коллективе самих обучающихся является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обуславливает владение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение.

Для организации коллективной работы особое значение имеет правильное распределение обучающихся по группам. Чаще всего выделяется три группы обучающихся с учетом их уровня обученности: сильные, средние и слабые.

Достижения в каждый конкретный момент учебного периода того или иного уровня является временной ситуативной характеристикой обучающегося. Достижения могут меняться, зависеть от многих факторов. Важно, чтобы в периоде учебного процесса в аудитории присутствовали обучающиеся 4-х типов:

Н-  некомпетентные, не достигшие минимального уровня, не имеющие пока решать даже шаблонные задачи;

М- достигшие минимального уровня;

О- достигшие общего уровня;

П- обучающиеся, вышедшие на продвинутый уровень.

Из вышесказанного следует, что учебный процесс должен дать каждому обучающемуся возможность пройти, насколько он может или хочет, всю схему усвоения материала:

Н→М→О→П

Поскольку характеристика достигаемых обучающимися уровней обучения являются  временным и груз прошлого не довлеет, то естественно считать, что начиная изучение нового материала, преподаватель рассматривает всех обучающихся некомпетентными. Следовательно, группы которые здесь могут создаваться, не имеют уровней структуры.

Уровневые характеристики могут появиться только после первых контрольных процедур, выявляющих картину расслоения учебной группы по успешности освоения материала. Поэтому такие группы могут быть созданы на раньше начала выполнения упражнений на закрепления, проводимых фронтально.

Следует отметить, что нельзя допустить закрепление социальных ролей, что нередко происходит, когда преподаватели «заводят» себе ассистентов или консультантов из числа обучающихся. Так, например, обучающийся уровня О в группе развития М, завтра или уже сегодня должен попасть в группу типа ОП, где уже его развитие оказывается центральной задачей. Отсюда следует, что все группы создаются на короткое время-ровно на столько, сколько им выделяется для решения задачи.

Так как коллективная работа основывается на обучении в общении, способствует реализации методического принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку, она позволяет разнообразить учебное занятие, сделать его насыщенным.

Проблема подбора и создания средств обучения, которые  обеспечивают активное участие обучающихся в учебном процессе и способствуют продуктивности усвоения учебного материала, является одной из наиболее важных дидактических проблем. Одним из способов ее решения- индивидуальный раздаточный материал, предназначенный для осуществления индивидуализации учебного процесса и учитывающий индивидные, субъективные и личностные свойства обучающихся в индивидуальной, парной, групповой формах как в аудитории, так и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

Чтобы обеспечить полное понимание лексико-грамматического материала, многократное совместное выполнение действий по его усвоению и постоянное подкрепление и контроль за правильность осуществления этих действий со стороны преподавателя, целесообразно использовать коллективную учебную деятельность в процессе выполнения каждого упражнения. При этом планирование совместной учебной деятельности и контроль сформированности навыков у отдельных обучающихся осуществляется самим преподавателем.

Таким образом, применение коллективного способа обученияпри изучении иностранного языка предоставляет обучающимся возможность отвечать не только за свои знания и успехи, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе. Обучащиеся сохраняют принцип: чем лучше я обучаю других, тем больше я знаю сам.

Коллективный способ обучения превращает обучающихся в объект самообразования и самовоспитания, позволяет развить у них такие ценностные и социально-значимые отношения, которые в относительно близком будущем станут внутренним, духовным потенциалом их личностного развития и гражданской активности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Коллективный способ обучения иностранному языку как средство повышения эффективности учебного занятия




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*