Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Михаил Чехов — русский актер в Голливуде

28.03.2022 425 667
Осипова Маргарита Николаевна
Осипова Маргарита Николаевна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Михаил Александрович Чехов — русский и американский драматический актер, театральный педагог и режиссер, легенда мирового кино. Судьба Чехова сложилась достаточно гармонично. Несомненно, как жизнь многих русских художников, она была полна драматических разочарований, тяжелых испытаний и смелых перемен. Однако, ему удалось постичь и полное признание, и головокружительный успех. После отъезда из СССР он миновал политическую травлю и театральные интриги. Благодаря глубокому изучению манеры работы выдающихся отечественных и зарубежных театральных деятелей, он сформулировал теоретически, а затем и адаптировал на сцене свои новаторские идеи актёрской техники. Реализовал свою заветную мечту – создал театр с классическим репертуаром. На сцене театров и в кинематографе он создал множество разных характерных образов.

Впервые Михаил вышел играть на сцене МХТ. И уже его первые театральные пробы были отмечены уникальным ярким стилем. А его работа в кино сопровождалось массой курьёзных случаев. Феноменальная игра актёра, к сожалению, по многим обстоятельствам, не раскрылась в полной мере. Но он смог выработать и изложить в  книгах свою теорию сценического мастерства.

Михаил Чехов – сын публициста Александра Чехова от второго брака. Отец был разочарован в сыне – слабый, капризный, нежный. Таким сыном, по мнению Александра, не гордятся. Но брат отца – Антон Павлович Чехов – ещё в детские годы Михаила заметил в нём творческие способности. Михаил нередко устраивал домашние спектакли и прекрасно импровизировал. Он критически оценивал свой актёрский талант и даже выбирал достойную профессию хирурга или пожарного. Но театральная фамилия Чеховых всё-таки определила выбор. Уверенность в правильности этого выбора подтвердилась неожиданным знакомствам с К.С.  Станиславским. Он полтора года прослужил в Малом Санкт-Петербургском театре. А спустя некоторое время, мать Михаила, Наталья Александровна Гольдман, отправляет его в Москву к тете, Ольге Книппер-Чеховой. Она то и познакомила Михаила со Станиславским.

Если малый театр вошёл в историю как дом Островского, то Московский художественный общедоступный театр (МХТ) открыл для России и, как впоследствии оказалось, для всего мира драматурга А.П. Чехова. Именно чеховская драматургии позволило Станиславскому создать свой собственный стиль и метод актёрской игры. Впервые в сценическую практику были введены такие понятия как «под текст» и «атмосфера настроения» и «внутренние действие». Это сродни музыкальной партитуре, в которой указывались  малейшие нюансы поведения актёров, описывались звуковое, цветовое решение спектакля. Дебют во МХАТе — роль Оборванца в «Гамлете».

В начале века актёрская среда одержима кинематографом. Искусствоведы предрекают очень короткую судьбу этому новому виду искусства, но, именно в кинематографе Михаилу Александровичу предстоит сыграть важную роль.

К 300-летию дома Романовых снимали фильм. Участники съемки поразили Чехова. Актёр был удивлён полным игнорированием приемами театральной игры. Это ещё один важный аргумент, подготовивший будущий труд «О технике актера». На время он ограничил свою работу в кинематографе и снимался лишь в экранизациях  спектаклей МХАТа или при финансовом затруднении.

В 1923 году он переживает творческий кризис и полное разочарование в своем профессиональном занятии. Он даже помышляет о самоубийстве. Но женитьба на одной из племянниц Книппер-Чеховой, Ольге, совершенно рассеивают мрачные тоскливые мысли.

После Октябрьской революции 1917 года Чехов понимает, что надо как-то жить при новых порядках, и  решает открыть на дому театральную школу. Тем более супруга эмигрирует в Германию, а Чехов полностью погружается в работу.

Он уже известный актёр, прославившийся в роли Хлестакова, а также в роли Гамлета. Станиславский высоко оценил талант Михаила Чехова и говорил, что нет такой актёрской, творческой задачи, которую бы тот не смог бы выполнить. В шекспировском Гамлете герой Чехова отличался от всех: мрачный и бледный, будто завороженный собственной болью, он заражал публику своим настроением.

После смерти Евгения Вахтангова Михаил возглавляет школу студию МХАТа. Но в 1926-м году группа актёров не поддержала репертуарный список спектаклей, предложенный Чеховым. Его обвиняли в декадентстве, игнорировании  пьес советских драматургов и увлечениями антропософией — религиозно-мистическим учением.

В 1928-м году Чехов сыграл свою последнюю роль на родине – Муромского в «Деле» — пьесе А. В. Сухово-Кобылина и уехал за границу. Он выступал на сценах разных стран, создал свою актёрскую школу, развив систему Станиславского за счёт импровизационного элемента.

Официант Скороходов – лучшая роль Чехова в фильме «Человек из ресторана» режиссёра Я. Протазанова по одноименной повести И. Шмелева перед эмиграцией. В этот фильм он попал случайно, заменив заболевшего актера И.М. Москвина. Главные черты режиссерского стиля Протазанова — психологическая разработка человеческих характеров, ориентация на актеров-мастеров, высокий профессиональный уровень. В этой роли Чехов гениально передал трагедию маленького человека.

В этот период Михаил Чехов публикуют свою книгу «Путь актёра». Зинаида Райх-Есенина, актриса Театра Мейерхольда, написала автору письмо, полное искреннего восторга и признательности.

Весной 1931 года общество российских антропософов было разгромлено. Его лидер арестован. Чехов к этому времени уже покинул страну.

Михаил Александрович приезжает в Берлин в 1927-м году. Здесь он работает в театре М. Рейнхардта и получает горячее признание у публики. Снимается в фильмах «Глупец из-за любви», «Призрак счастья». На сцене играет в спектаклях «Певец своей печали», «Феа Ф. фон Унру». Далее была работа в Латвии, затем Франция.

В Париже его встретила публика агрессивных русских эмигрантов. Их занимала борьба за прозаическое выживание после бегства с родины, а не художественные поиски Чехова. Именно живя в Париже и размышляя о судьбах многих эмигрантов, он оставил идею нового театра, мечты об идеальной публике. И только актерская работа приносила ему полное счастье. И все-таки ему удалось организовать театральную студию, с которой он объездил с гастролями всю Европу, а в 1936-м году приехал в  Нью-Йорк.

Первая его роль в Голливуде — роль колхозника Степанова в фильме «Песнь о России». Чехов, чей прадед был крепостным крестьянином, предвкушал интересную творческую работу. Однако в процессе работы над фильмом его роль сильно сократили. Причиной этого – Чехов говорил по-английски с сильным акцентом.

Но в 1945-м году Альфред Хичкок пригласил Михаила Александровича в свою киноленту «Зачарованный», где актер виртуозно сыграл роль психиатра-доктора Брулова и получил премию «Оскар». Чехов доказал, что маленькое произведение искусства можно сочинить на любом, даже незначительном пространстве. Актриса Мала Пауэре, ученица Чехова, вспоминала об одном из эпизодов фильма, в котором Чехов, закурив трубку, рассыпал коробку спичек со словами “врач запретил мне курить, но я слишком нервный!". В этой сценке воплощены и ирония, и легкость, и характерность героя - психиатра, которому тоже не чужды слабости.

Начало пятидесятых годов. По состоянию здоровья Чехов не может активно, как ранее, работать на сцене, и он ограничился лишь преподаванием в своей школе-студии. Девиз голливудской школы-студии Чехова: «Мы не готовим звезд для MGM, мы помогаем хорошим артистам стать лучше». Актеры студии — И. Бергман, Юл Бриннер, М. Брандо, Г. Купер, М. Монро.

Не стало М.А. Чехова в 1955 году.

Главной работой М.А. Чехова стала книга «О технике актера». В ней он последовательно и обстоятельно излагает этапы работы над образом. Чехов – ученик Константина Станиславского, поэтому его система не является конфронтацией системе своего учителя. Это скорее выбор иного подхода к работе над образом действующего лица. Собственную театральную студию Чехов впервые открыл в Риге, 1932-м году. В 1936-м году Чехов, находясь в Англии, был руководителем открывшейся тогда там театральной школы и уже применял свою технику игры актера в работе со своими учениками.

Перед началом Второй мировой войны школа переехала в Америку, где превратилась в профессиональный театр. И Чехов, и Станиславский считают главную цель актёра – создание органичного и убедительного художественного образа. Но есть и различия между этими выдающимися личностями. Если для Станиславского образ — результат скрупулезного анализа героя, его характера, обстоятельств, в которых он оказывается, то для Чехова именно образ является исходным импульсом для работы. Станиславский ищет сходство между личностью актера и персонажем в предлагаемых обстоятельствах. Чехов же, напротив, предлагает искать различия. Для создания более емкого образа важны три фактора:

  • Первый — Атмосфера, создаваемая на сцене. Каждый пейзаж, каждая улица, дом, комната способны изменить «звучание образа»;
  • Второй — Жесты. При их помощи актёр погружает себя в определённое творческое состояние и формирует художественный образ;
  • Третий — Не находиться в предложенном образе, а максимально перевоплотиться в него.

Практически до середины восьмидесятых годов XX века на родине имя Михаила Александровича Чехова была преданно забвенью. Об актёре эпизодически можно было узнать лишь из мемуаров С.Г. Бирман, М. О. Кнебель, С.В. Гиацинтовой. В европейских и американских театральных школах метод Чехова оказал весомое влияние на технику актёрского мастерства. С 1992 года периодически организуются Международные мастерские Михаила Чехова в России, Англии, США, Франции, Прибалтики, Германии с участием российских артистов, режиссёров и педагогов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Михаил Чехов — русский актер в Голливуде




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*