Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСергей Рахманинов был композитором с уникальным музыкальным почерком.
Он занял место хранителя и защитника «традиционных ценностей» в истории мировой музыкальной культуры ХХ века. «Если вы, прежде чем отправиться в новый мир, приложите максимальные усилия к тому, чтобы близко познакомиться со старым миром, то может случиться, что вы легко придёте к выводу: в старом мире осталось ещё много возможностей... Старый язык обладает неисчерпаемо богатыми возможностями». Он считал, что через музыку можно максимально точно передать все человеческие переживания: «Если вы хотите меня знать, то слушайте мою музыку». Благодаря совокупности данных качеств он смог сделать собственный вклад в небезызвестное произведение. Он сумел произвести синтез разных жанров и обновить музыкальное и эмоциональное содержание 24-го каприса Паганини.
История создания
Рапсодия относится к позднему творческому периоду (1917-1943гг.). Во время её создания композитор уже давно проживал за границей. Долгое время музыкант не писал новых произведений и зарабатывал посредством исполнения уже созданного материала. Долгая и монотонная практика за фортепиано начала затмевать талант композитора. Буквально не было времени и сил на сочинение. В 1931 году Рахманинов переезжает в Швейцарию со своей семьёй. После длительной паузы музыкант начинает питать вдохновение из произведений прошлых лет. Личность Паганини, его изящность описания и толкования музыкальной мысли очень заинтересовали композитора.
Несколько лет велась работа над сочинением. Рахманинов поставил перед собой цель объединить современные джазовые импровизации и классические произведения романтизма. Закончилась работа над произведением только в 1934 году.
Написанный материал был очень сложным и вызывал у Рахманинова трудности при попытке его исполнить, в связи с чем он задумался о том, чтобы другие пианисты попробовали исполнить партию фортепиано, вместо него, но почти сразу же отказался от этого решения. Рахманинов не мог предать сцену и допустить, чтобы его партию исполнял кто-то другой, по его словам он лучше умрёт на сцене.
И в самом деле, выступление с данной программой было очень непростым. Сергей Васильевич очень сильно переживал, что публика неправильно воспримет смысловой посыл произведения и отвернётся от него. Но все переживания оказались напрасны, поскольку публика буквально сразу же полюбила столь разнообразное и оригинальное сочинение. Впервые оно было исполнено 7 ноября 1934 года. Сергей Рахманинов исполнил партию ф-но, а оркестр играл под руководством Леопольда Стоковского. Сразу же после премьеры произведение получило всеобщее признание и обрело популярность в высших слоях общества, а его вариации всё также актуальны и в наше время.
Содержание «Рапсодии на тему Паганини»
Рапсодия стала одним из самых удачных и ярких произведений для фортепиано с оркестром за всё творчество композитора.
Сближало Сергея Васильевича и загадочного Никколо Паганини ещё и то, что по мнению народа он стоял на ряду с другими величайшими виртуозами-исполнителями в XX веке. В 24 каприсе для скрипки отразилась вся глубина и таинственность образа музыканта эпохи романтизма. 16 тактовая тема очень выразительна и сразу же врезается в память слушателя. Даже спустя столько лет исполнение данной композиции считается крайне сложной задачей и считается вершиной технической подкованности музыканта, не говоря уже о том, что было в 18-19 веке. Как раз за свою способность к виртуозной игре на скрипке Паганини считают человеком, что продал душу дьяволу.
Рахманинов, подробно изучив не только творчество той эпохи, но и саму личность Паганини, постарался максимально точно отразить весь мистицизм и фантастичность, чем была наполнена музыка. Не впервые встречающийся символ в творчестве композитора – «Dies irae» нашёл место и здесь. Этот символ описывает не столько душевные терзания, сколько ужас и смерть. Негативный окрас разрушает привычный образ и позволяет открыть для себя новые смысловые грани произведения.
Жанр рапсодии также был выбран не случайно. Одними из главных черт рапсодии являются свободное изложение, ближе к импровизационному и воссоздание атмосферы какой-то определённой эпохи. Данное понятие стало ближе к поэме с течением времени и эволюции жанров.
Произведение включает в себя 24 вариации и написано в тональности ля минор. Каждая вариация несёт в себе определённую жанровую нагрузку. Как и следует произведениям периода романтизма – образ терпит постоянные трансформации и изменения. И тем не менее можно заметить, что произведение чётко делится на 3 части:
Из письма Рахманинова к Михаилу Михайловичу Фокину можно узнать какой смысл вкладывал автор в своё произведение, Рахманинов предлагал Фокину сюжет балета на эту музыку – Легенда о Паганини, продавшему душу дьяволу за достижение вершин в исполнительском искусстве и женскую любовь: вариации, где присутствует «Dies irae», композитор трактовал как образ «нечистой силы», средину, с 11 по 18 часть – как «любовные эпизоды», а главные герой, что впервые появляется в изложении темы, должен был предстать «побеждённым» в последних вариациях.
Вся эмоциональная составляющая композиции, разнящаяся от лёгкой ностальгии до желания проникнуться представленным образом, заставляет слушателя испытывать огромный спектр разных чувств. А динамично развивающаяся композиция не позволяет человеку заскучать во время прослушивания.
Рапсодия на тему Паганини получила широкую известность во многих европейских странах и во всём мире. Спустя 19 лет после создания произведения, его уже использовали в кино. Музыка не теряет своей актуальности и в наши дни, и кинорежиссёры активно используют вариации в своих проектах.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Рапсодия на тему Паганини как образец синтеза джазовых импровизаций и романтического стиля
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.