Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦели:
1. Познакомить с понятиями «аддикция», «компьютерная аддикция», причинами, симптомами, путями преодоления аддиктивного поведения.
2. Развивать умение критически работать с информацией.
3. Развивать умение работать в группе, слушать и слышать собеседника.
4. Повышать учебную мотивацию студентов.
5. Воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье воспитанников;
6. Формировать информационную культуру студентов.
Оборудование:
презентация «Компьютерная аддикция – вредная привычка или болезнь? Пути ее преодоления»; видеоролик «Компьютерная зависимость»; мультимедиапроектор; кукла; клубок нитей; ножницы; карточки с высказываниями; матрица понятий; справочный материал «Компьютерная аддикция»; тест на определение компьютерной зависимости; ящик с предметами: будильник, мяч, картина, фломастеры, рамка от зеркала, чайный пакетик, глобус, ручная пила (рисунок), центр психологической помощи (значок на карточке), кубок победителя, карточка с паролем, очки-офтальмотренажер; конверты со словами для 2 групп; памятки для студентов.
Ход занятия
ПРИВЕТСТВИЕ
Упражнение «Это я…»
Преподаватель произносит фразу, студентам необходимо ее продолжить фразой Это я.
- Кто из вас пришел с хорошим настроением?
- Кто из вас настроен на творчество?
- Кто из вас готов к активной работе?
1. ВЫЗОВ
Визуализация
- Подавляющее большинство современных детей и подростков активно вовлечено в мир компьютерных технологий. Без умения пользоваться данными технологиями ребёнок не сможет состояться, не сможет достичь определённого положения в современном мире. Дети, достаточно быстро осваивая новые компьютерные технологии, используют их не только для достижения конкретной практической цели (поиск необходимой информации, набор текста, создание презентации), но и для свободного времяпрепровождения (игры, чаты, Интернет-сайты).
- Виртуальная реальность очень быстро поглощает ребёнка целиком и он становиться зависимым от компьютера.
Запутываем куклу в нитях.
- Взаимодействие с компьютером подобно клубку нитей, которые медленно, но крепко запутывают и затягивают человека… Привыкаем, не можем обходиться…
- А теперь попробуйте распутать куклу… Рвать и резать нити нельзя. Не получается?
- Человек запутался в компьютерных сетях…
- Причины могут быть разными, а какими могут быть последствия?
Просмотр видеоролика
- Предлагаю вам просмотреть видеоролик и после просмотра ответить на вопросы.
Вопросы для обсуждения:
- Какие ощущения у вас остались после просмотра видеоролика?
- Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?
- Легко ли вам прервать интересную игру на компьютере, если надо делать другие дела?
- Сколько времени ежедневно вы проводите за компьютером?
- Что надо делать, чтобы, играя не уйти в «виртуальную реальность» и не забыть о реальной жизни?
Постановка темы и целей урока
- Мы сегодня говорим о компьютерной аддикции.
Прием «Углы»
(карточки с высказывания прикрепляются в разные углы)
Инструкция: прочитайте высказывания, размещенные в разных углах класса. Займите место рядом с тем высказыванием, с которым вы согласны.
1. Компьютерная аддикция – это серьезная болезнь, требующая вмешательства медиков.
2. Компьютерная аддикция – это вредная привычка, требующая контроля со стороны родителей.
Интервью у нескольких студентов из той и другой группы.
- Почему вы считаете именно так? Аргументируйте свою точку зрения.
Запись темы занятия
- Запишите в качестве темы наш вопрос: «Компьютерная аддикция – болезнь или вредная привычка?»
Прием «Проблемное поле»
- Почему было трудно отстаивать свою позицию?
- На какие вопросы вы еще не знаете ответов?
На доске записать вопросы, начинающиеся со слов:
- что такое … (компьютерная аддикция)?
- почему… (появляется аддикция)?
- по каким… (признакам можно определить наличие аддикции у ребенка)?
- каковы… (пути преодоления аддикции)?
- зависит ли степень аддикции от… (возраста)?
- Сегодня на занятии вам предстоит познакомиться с понятием «компьютерная аддикция», рассмотреть причины появления компьютерной аддикции, симптомы компьютерной аддикции, а также пути её преодоления.
- Попытаться сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
- Обращайте внимание на неясности, пытайтесь поставить новые вопросы.
2. ОСМЫСЛЕНИЕ
Прием «Матрица понятия»
- Что такое матрица?
- Матрица – это форма для штамповки одинаковых деталей и изделий.
- Вспомните все, что вы знаете о компьютерной аддикции. Заполните матрицу данного понятия. Форма для размышления будет одинаковой, разным будет содержание.
-Проверим, как вам удалось заполнить матрицу данного понятия:
- Компьютерная аддикция – это…?
- Назовите причины появления компьютерной аддикции?
- Перечислите симптомы компьютерной аддикции?
- Озвучьте пути преодоления компьютерной аддикции.
Работа со справочным материалом
Прием «Инсерт» (разметка текста)
Прочитайте справочный материал. Используйте систему маркировки текста «Инсерт» и сделайте разметку текста, используя такие маркеры:
(+) – знакомые идеи, этой информацией владею.
(!) – новая информация.
(?) – смысл написанного непонятен, требуется разъяснение педагога.
Преподаватель отслеживает степень активности работы студентов, внимательности при чтении.
- Вы прочитали справочный материал, выполнили разметку текста, проанализируем результаты вашей работы.
- Озвучьте, ту информацию, которой вы владели ранее.
- Какая информация для вас была новой?
- Какая информация для вас значимая?
- Встретилась ли вам в тексте такая информация, которая была непонятна и требует разъяснения педагога?
- Предлагаю вам заполнить правую часть матрицу, основываясь на прочитанный справочный материал. В матрицу записать, что для вас оказалось новым и значимым.
Студенты заполняют правую часть матрицы.
Упражнение – тест
Студентам предлагается тест, на определение компьютерной зависимости.
Инструкция: отметьте основные признаки, присущие каждому из вас. Подсчитайте, какая буква встречается чаще других.
Интерпретация результатов теста:
Если в ваших ответах чаще встречается буква А, то у вас УВЛЕЧЁННОСТЬ НА СТАДИИ ОСВОЕНИЯ.
Если в ваших ответах чаще встречается буква Б, то у вас СОСТОЯНИЕ ВОЗМОЖНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.
Если в ваших ответах чаще встречается буква В, то у вас ВЫРАЖЕННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ.
Прием «Нужные предметы»
- Внимательно посмотрим на нашу матрицу, видим, что одна из колонок осталось незаполненной «Пути преодоления компьютерной аддикции».
- Для того чтобы, заполнить эту часть матрицы обратимся к ящику с предметами.
Ящик с предметами: будильник, мяч, картина, фломастеры, рамка от зеркала, чайный пакетик, глобус, ручная пила (рисунок), центр психологической помощи (значок на карточке), кубок победителя, карточка с паролем, очки-офтальмотренажер.
- Вытаскивая наугад предмет из ящика, предложите несколько способов преодоления компьютерной аддикции, связанный с этим предметом.
- Запишите предложенный способ преодоления компьютерной аддикции в нашу матрицу.
- На каждый предложенный способ – разрезаем паутину, опутавшую куклу.
Например:
будильник - время «общения ребёнка с компьютером» должно быть строго дозировано.
Занятия с использованием компьютеров, проводят:
- для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;
- для детей 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительность не более 25 минут;
- для детей 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
- для детей 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.
Эти временные рамки необходимо соблюдать, даже если ребенок просто играет.
мяч – подвижные игры. После занятия на компьютере бегом на свежий воздух. Малышу важно подвигаться, размять мышцы, хорошо продышаться.
картина - совместное посещение с ребенком картинных галерей, выставок кукол, военно-исторических экспозиций, музеев.
рамка от зеркала– общение с окружающими. Ребенок не станет часами сидеть у экрана, если у него есть друзья, с которыми можно подвигаться и поиграть.
фломастеры – решите проблему занятости. Не оставляйте малыша у экрана, придумайте что-то такое, чем он охотно займется сам. Рисовать и лепить, собирать конструктор, шить наряды для кукол… Помогите ребенку найти свое увлечение.
чайный пакетик – ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе его дел. Если малышу интересно с вами, он легко оторвется от монитора и будет с вами.
глобус – организуйте совместноепутешествие.
ручная пила – приобщайте ребенка к выполнению домашних обязанностей, которые вы можете выполнять совместно.
центр психологической помощи (значок на карточке) – научите ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций. При необходимости обратитесь в центр психологической помощи.
кубок победителя (медаль) – контролируйте внеучебную занятость ребенка (кружки, спортивные секции).
карточка с паролем – осуществляйте контроль и цензуру компьютерных игр и программ.
очки-офтальмотренажеры – решите проблему «компьютерной безопасности». Объясните ребенку, почему нельзя часами сидеть у экрана. Научите малыша полезным упражнениям для разгрузки усталых глаз и спины. Покажите пример – занимайтесь вместе.
- Давайте, вместе с вами выполним упражнение для разгрузки усталых глаз.
Упражнение «Сотрудничество групп»
Инструкция:
1. У вас 3 минуты на выполнение задания.
2. Дано 10 слов.
3. Составьте предложение, состоящее из 10 слов и имеющее смысл.
4. Сравните с правильным ответом на слайде: «Компьютерная аддикция – это зависимость от «нахождения» в виртуальной (мнимой) реальности».
3. РЕФЛЕКСИЯ
Прием «Проблемное поле»
- Посмотрите на матрицу понятия и «проблемное поле» назовите те вопросы, на которые мы сегодня нашли ответы.
- Вопрос: зависит ли формирование, компьютерной аддикции от возраста, остался без ответа.
- Предлагаю вам самостоятельно найти ответ на этот вопрос, а для этого воспользуйтесь памятками с перечнем литература и адресов сайтов, где можно найти дополнительную информацию.
Литература и адреса сайтов, где можно найти дополнительную информацию об аддикции и способах ее преодоления.
(раздать памятки с перечнем литературы и адресами сайтов)
Прием «Лично – профессионально»
Инструкция:
- Для меня в личном плане этот материал….
- Для меня в профессиональном плане этот материал…
Прием «Углы»
- Возвращаемся к высказываниям, находящимся в углах нашего кабинета. Встаньте рядом с той фразой, с которой вы согласитесь в конце занятия. Вы можете перейти из одной группы в другую.
- Снять карточки, прикрепить их вместе в центре класса. Финальная фраза будет выглядеть так: «Компьютерная аддикция – вредная привычка и болезнь».
Задание на дом.
- Вам предстоит самостоятельно подготовить:
1. Памятку для родителей по проблеме аддиктивного поведения ребенка, включающую понятие, причины, симптомы, пути преодоления.
2. Составить список учреждений дополнительного образования в вашем микрорайоне (секции, кружки, студии) с адресами и телефонами.
Упражнение «Это я…»
1. Кто приобрел на нашей встрече новые знания?
2. Кто считает, что данное занятие оказалось полезным для вас как будущих педагогов и будущих родителей?
3. Кто уходит с чувством удовлетворения от совместной работы?
Удачи вам в процессе обретения профессии!
Список литературы:
1. Компьютерная аддикция. http://psyera.ru/kompyuternaya-addikciya-1694.htm.
2. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития//Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1991. - №1.
3. Могилёва В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером: учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 1998.
5. Сайт Сергея Сигаева «Компьютерная зависимость или аддикция?» - http://www.sigaevpro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=131:2011-02-24-12-57-05&catid=9:2009-12-14-12-16-23&Itemid=19.
6. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 368с.
Презинтация и видеоролик не представлены в связи с законом о защите авторских прав.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.